ПРАВО

Авторские права на название группы: проверка и защита

Юлия Пономарёва
ПРАВО
Авторские права на название группы: проверка и защита
Юлия Пономарёва
В чате WaveForum во Вконтакте один из подписчиков задал вопрос о том, как можно проверить оригинальность придуманного названия для группы (чтобы точно не нарушить чьи-то права и иметь возможность защитить свои). Это очень правильный вопрос, ведь незнание закона не освобождает от ответственности, и позаботившись о юридической чистоте названия своего музыкального проекта заранее, вы обезопасите себя от множества проблем в будущем.

В этой статье Юлия Пономарёва (юрист, кандидат юридических наук) подробно расскажет, как проверить придуманное название на оригинальность и какими способами можно его защитить.
Юлия Пономарёва — юрист, кандидат юридических наук
Перед тем, как называть группу, нужно понять 2 вещи: есть ли уже группа с таким названием и как это название защитить.



Чтобы понять первое, разберемся, как могут защищаться названия:
Как объект авторского права (какая-нибудь «Ромашка»)
Как творческий псевдоним (к примеру, «Валентин Стрыкало»)
Как товарный знак (например, «Моргенштерн»)
Выбирая название для своего музыкального проекта, важно учитывать главное: как доказывается наличие у вас прав на название и объем его защиты.
1. Объект авторского права.

Этим вариантом можно пользоваться, когда коллектив начинающий или название супер оригинальное (желательно нереальное слово) и вы с ним везде выступаете, вас знают. Тогда вы не тратите много денег и времени на регистрацию названия. Просто используете. Оно охраняется нормами авторского права.

Ваша задача — доказать, что им пользуетесь именно вы, выступаете с ним с такого-то года, регулярно выкладываете видео и посты под этим названием и т. д. Дополнительно можно его «зарегистрировать», оформив номер ISNI в международной классификации музыкальных исполнителей. Также можно включиться в реестр РАО (как автору) и в реестр ВОИС (как исполнителю).

В чем проблема этого способа?
Этот способ самый бюджетный, но не самый надежный.
Если у вас не супер оригинальное название (к примеру, «Соседи» или «Хата с краю»), то если появится другая группа с таким же названием, вам будет непросто доказать, что они нарушают ваше авторское право.
Вполне вероятно, что если ваша группа не обладает славой Аллы Борисовны, то ребята до названия дошли сами. И использование ими этого названия не будет признано, как нарушение авторского права.
2. Творческий псевдоним

По защите он схож с объектом авторского права, только охраняется нормами о праве на имя. Как правило, используется для определения одного конкретного человека.

Особенность режима — там можно также требовать защиты чести и достоинства в отношении псевдонима. Минусы все те же, что и в предыдущем пункте.

Иногда некоторые творцы, чтоб уж наверняка, меняют свое имя на творческий псевдоним в паспорте. Возможно, это дает им более сильный механизм доказывания потенциальных нарушений.
3. Товарный знак

Регистрацией товарного знака часто пользуются крупные лейблы, когда только начинают раскручивать артиста. Так они гарантируют себе, что артист или группа, получив популярность, не уйдет и не будет самостоятельно выступать под таким названием. И это частая причина конфликтов между лейблами и артистами.

Товарные знаки регистрируются долго и относительно дорого. В среднем регистрация длится 8−10 месяцев, государственная пошлина — около 30 000р. Услуги патентных поверенных в Москве 50 000 — 100 000р. за один товарный знак.

Преимущества данного способа
У вас появляется зарегистрированное обозначение в отношении нескольких классов товаров и услуг. И тут уже никто не сможет использовать ваш товарный знак в отношении тех же товаров и услуг, и не важно, действовали ли они под этим обозначением ранее.

Недостатки
Долго и дорого. Если вы — начинающий артист и не готовы вкладывать столько времени и денег в товарный знак, не уверены, что проект «взлетит», то, может, вам пока это и не нужно.
Также я бы посоветовала обратиться к юристу за разъяснением многих нюансов, связанных с защитой названия товарным знаком.
На каких площадках можно проверить оригинальность названия, которое вы придумали:
1
Погуглите. К примеру, «НАЗВАНИЕ группа» или «НАЗВАНИЕ музыка».
2
Посмотрите на всех стриминговых площадках.
3
https://isni.org/page/search-database/ — база агентства по международной регистрации лиц, участвующих в творческой деятельности. Я там нашла «Вороваек», но не нашла «Поющие трусы».
4
http://rosvois.ru/reestr/ — реестр ВОИС. Это российская организация, которая представляет интересы правообладателей фонограмм. На ее сайте доступен поиск по исполнителю.
5
https://linkmark.ru/ — свободный источник для поиска товарных знаков.
6
https://www3.wipo.int/branddb/en/ — международный поиск по товарным знакам.
7
https://www.tmdn.org/tmview/ — поиск по товарным знакам по всему миру (иногда не совпадает с п. 5 в силу специфики работы).
8
Посмотрите в ВК или в Одноклассниках. Серьезно. Если вы правда заинтересованы в максимальной оригинальности названия. Возможно, группа давно распалась, но ее хладный труп в виде песен до сих пор плывет по просторам соцсетей.
Если вы хотите знать больше о юридических тонкостях в жизни музыканта, рекомендуем вам подписаться на Инстаграм Юлии, где она публикует много полезных, написанных простым и понятным языком, материалов.

Автор: Юлия Пономарёва- юрист, кандидат юридических наук


© WAVEFORUM

Поделись своим опытом
Развивай свой личный бренд и делись опытом с заинтересованной аудиторией
Поделиться своим опытом
E-mail
ФИО
Специальность
Немного о себе (опыт работы, проекты, кейсы)
На какие темы вы хотели бы писать, какой пользой можете поделиться с аудиторией WaveForum?
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности