ВОКАЛ

Вокальный грув: Что это такое и как его раскачать?

Алексей Гридчин (Chitaev)



ВОКАЛ
Вокальный грув: Что это такое и как его раскачать?

Алексей Гридчин (Chitaev)



Недавно на Waveforum была опубликована статья Алексея Гридчина (сонграйтер, фристайлер, битмэйкер и саунд продюсер) о том, как фристайл импровизация помогает раскрыть потенциал сонграйтинга.

В этой статье Алексей (Chitaev) расскажет о вокальном груве и рэп груве, а также даст практическое упражнение, которое может перевернуть ваш музыкальный мир своей простотой и результативностью.

Начнём с того, что вокал — главный, лидирующий инструмент в песне

Если бит (аранжировка) будет качёвый, а вокал — ровный, то общее впечатление от песни тоже будет ровным.

Проще говоря, качать НЕ будет!

При этом не путайте грув и ритм.

Важно понимать, что ритм — это математика. Чëтко заданная характеристика песни. А грув — это жизнь. Легкие отклонения от заданного ритма. Ритм мы можем посчитать, почувствовать. Он более осязаем. С грувом всё сложнее. Он как воздух: мы чувствуем его, но потрогать не можем.


Грув — это сердце нашей песни. И оно бьётся, пульсирует подобно сердцу в человеческом организме, которое как насос качает кровь и даёт жизнь всему телу.
Грув в песне делает ее живой и качающей.

Если сердце останавливается, то человек умирает.

Так же и песня: мертва без грува.

В нашей стране долгие годы балом правила эстрадная музыка. Где всё строилось на мелодии, но грува не было и в помине. Поэтому музыка в целом звучала красиво, но очень ровно.

В Америке же наоборот, большое внимание всегда уделялось ритму и груву, поэтому их музыка очень качëвая. В первую очередь это связано с тем, что в Америке огромное количество музыкантов — афроамериканцев, у которых ритм и грув в крови. Для примера можно взять народную африканскую музыку, которая построена на барабанах, там-тамах и прочих ударных инструментах.
Но несмотря на то, что мы родились в России и в наших жилах не течёт афроамериканская кровь, грув может раскачать каждый. И на практике почувствовать, как происходит эта магия. Всё, что для этого требуется — ваше желание и практическое упражнение, которым я с вами делюсь в этой статье.

Но об этом позже! А пока вернёмся к теории.
Многие недолюбливают рэп культуру, говоря, что рэп — примитивная музыка. Но всë же именно это музыкальное движение открыло понятие «кач» во многих направлениях современной музыки в России.

И неспроста в России последние 2 года так популярен Моргенштерн, который вообще не заморачивается на мелодии, да и биты сделаны максимально просто и построены на ударных, 808 басе и одном гармоническом инструменте.

Но при этом его треки КАЧАЮТ!!!
Вот почему без грува в 2021 - никуда!
Из русских рэп и хип-хоп исполнителей я бы еще выделил Скриптонит, T-Fest, Недры, Miyagi & Andy Panda. А из представителей популярной музыки: Cream Soda, Иван Дорн, Manizha, Грибы, Feduk и других.

Что касается западной культуры, можно смело брать почти любого артиста. Я бы отметил Jay-Z, Kanye West, Designer, Justin Timberlake, Drake, Pharrell Whilliams, Timbaland, Snoop Dogg, Childish Gambino, Kendrick Lamar.
Эти ребята просто убийцы грува. Благодаря им появилось такое понятие, как «off beat». Когда ты поёшь или читаешь вне ритма и грува бита, и это качает!
Алексей Гридчин (Chitaev) - сонграйтер, фристайлер, битмэйкер и саунд-продюсер

ПРАКТИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ

Теперь пора приступить к творческому заданию, которое откроет вам дверь в мир грува и кача.
1
Скачиваем бит, который я специально подготовил для этого задания.
2
Берем простейшую скороговорку: «‎На дворе трава, на траве дрова"‎.
3
Затем мысленно разделяем все слова в этой скороговорке на слоги.
Это очень важно! Именно дробление слов на слоги и даёт нам нужный эффект. И в дальнейшем старайтесь воспринимать любые тексты песен через призму слогов, а не слов.

Момент истины! Включаем бит и начинаем зачитывать скороговорку под бит по инструкции ниже.

1) Делаем акцент на первый слог:

нА дворе трава, нА траве дрова

Повторяем это несколько раз, пока не почувствуем кач.

2) Далее меняем акцент и ставим ударение на второй слог:

на двОре трава, на трАве дрова

3) Далее 3-я доля и соответственно 3-й слог:

на дворЕ трава, на травЕ дрова

4) Затем 4-ая доля:

на дворе трАва, на траве дрОва

5) 5-ая доля:

на дворе травА, на траве дровА

6) Ну и финальный заход! Я называю его «new school кач"‎. Пропускаем первую долю, считая «раз — и"‎. Получаем формулу:

«Раз — и» на дворе трава, На траве дрова
Пример выполнения этого упражнения смотрите в видео ниже:
Попрактикуйте это упражнение в течение 20−30 минут, меняя акценты с одной доли на другую. Вы заметите, как от смены акцентов меняется общий кач трека, а один и тот же бит начинает звучать и качать по-разному. При этом текст не поменялся.

И да! Это делаете вы, своим вокалом.
Чудеса, не правда ли?
* Вокалистам я рекомендую делать то же самое, но добавляя мелодию, ориентируясь на гармонию бита.

Автор: Алексей Гридчин (Chitaev) — сонграйтер, фристайлер, битмэйкер и саунд-продюсер.


YouTube канал с музыкой Алексея.

YouTube канал импровизационного шоу, где Алексей объединяет рэп фристайл и танцевальную импровизацию.


© WAVEFORUM

Поделись своим опытом
Развивай свой личный бренд и делись опытом с заинтересованной аудиторией
Поделиться своим опытом
E-mail
ФИО
Специальность
Немного о себе (опыт работы, проекты, кейсы)
На какие темы вы хотели бы писать, какой пользой можете поделиться с аудиторией WaveForum?
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности