Звукорежиссура

Как сводить быстрее?

11 практических рекомендаций по подготовке сессии к сведению
Звукорежиссура
Как сводить быстрее?
11 практических рекомендаций по подготовке сессии к сведению
Подготовка сессии к сведению многодорожечной фонограммы (мультитрека) в цифровых рабочих станциях (DAW) — это процесс предварительной настройки, организации проекта и его аудиофайлов, влияющий на время, скорость и удобство работы при микшировании фонограммы. Осуществить этот процесс правильно помогут практические советы, представленные в данной статье.
Павел Хлебородов, звукорежиссер

Синхронизация дорожек

На первом этапе необходимо позаботиться о том, чтобы все записанные и отредактированные треки с партиями инструментов начинались и отображались с одной и той же точки. Обычно это начало первого такта. Для этого при экспорте дорожек из сессии аранжировки или редактирования необходимо выставить локаторы в начале первого такта и в точке, в которой инструменты прекращают свое звучание. В таком случае при импорте файлов в сессию сведения все треки автоматически будут располагаться и звучать синхронно (см. рис. 1).
Рис 1. Расстановка локаторов или петли (Cycle Range), в случае с DAW Logic Pro X, перед экспортом дорожек с партиями гитар из проекта редактирования

Наименование треков (дорожек) и нумерация

Для удобства работы и лучшего ориентирования по проекту, при сведении необходимы правильное наименование и нумерация треков. Название аудио дорожек следует писать латинскими буквами, поскольку некоторые DAW могут не распознавать кириллицу и выдавать набор случайных символов. Рекомендуется называть дорожки сокращенно и максимально понятно, на английском языке, что также даст возможность не только Вам, но и иностранным коллегам при необходимости легко ориентироваться в мультитреке.
Например: Лид гитара дабл-трека, сигнал которой был записан напрямую в аудиоинтерфейс или с использованием DI-бокса (Lead Guitar 1 Direct) — LD GTR 1 DI; микрофон, записавший дно малого барабана (Snare Bottom) — SNARE BOT или SN BOT; Бэк-вокалы — BACK 1, BACK 2 и т. д. (см. рис. 2).
Рис. 2. Наименование дорожек при экспорте

Формат файлов многодорожечной фонограммы (мультитрека)

При экспорте треков из сессии аранжировки или редактирования для сессии сведения важно помнить о форматах файлов. Рекомендуемыми форматами файлов для сведения многодорожечной фонограммы являются WAVE и AIFF с частотой дискретизации 44 100 Hz или 48 000 Hz и разрядностью 24 Bit. Данные форматы поддерживаются большинством DAW и их параметры оптимальны для нагрузки компьютера. Важно заметить, что битность и частота дискретизации у всех треков должна быть одинаковой (см. рис. 3).
Рис.3 Выбор формата файлов и разрядности

Проверка на наличие обработок, искажений и оптимальной громкости

В большинстве случаев в треках многодорожечной фонограммы перед началом сведения должна отсутствовать их обработка. За исключением тех ситуаций, когда некоторые виды обработок при создании аранжировки участвуют в формировании тембра и звучания инструментов. Также все дорожки должны исключать искажения, интерсемпловые пики (сигналы, превышающие при оцифровке 0 dBFS — максимальный уровень цифрового сигнала), щелчки, и иметь оптимальную громкость до импорта в сессию сведения. Те треки, у которых уровень сигнала очень слабый или превышает 0 dB на выходе, должны быть отрегулированы фейдером громкости на микшере или параметром Gain. Если ваша DAW имеет функцию нормализации (Normalize), при экспорте аудио файлов, то ее необходимо отключить (см. рис. 4).
Рис. 4. Выключение функции Normalize (Off), а также отключение обработки плагинами (Bypass Plug-ins) при экспорте треков

Темп фонограммы (проекта) и тональность

При импорте мультитрека в сессию сведения не стоит забывать о таком важном пункте, как назначение темпа (BPM) в панели управления DAW (см. рис. 5). За счет этого параметра цифровая рабочая станция формирует изображение тактовой сетки поверх аудио дорожек. Она позволяет поставить маркеры, обозначив части композиции для удобства навигации.

Также параметр BPM автоматически привязывается к плагинам, алгоритм которых позволяет вычислять длину музыкальных задержек автоматически, что особенно характерно для плагинов пространственных, модуляционных и динамических обработок.

Стоит помнить и о тональности песни, которую Вы собираетесь сводить. Современные техники по сведению фонограмм зачастую предполагают инженерный подход и обращению к таблице или калькулятору частот нот и октав при эквализации инструментов. Следовательно, чтобы не забывать какой тональности и лада ваша композиция, рекомендуется помечать данную информацию в заметках проекта или задать данный параметр в панели управления вашей DAW (см. рис. 6−7).
Рис. 5. Назначение темпа проекта
Рис. 6. Назначение тональности проекта в панели управления
Рис. 7. Создание заметок с информацией о тональности и лада

Объединение инструментов в группы

Зачастую партии инструментов состоят из множества слоев или дабл-треков, и в данном случае обрабатывать каждый трек по отдельности не рентабельно по времени и ресурсозатратно для системы компьютера. Справедливо будет объединять такого рода дорожки в группы. Также очень часто, к примеру, к таким инструментам, как элементы ритм секции, помимо индивидуальной обработки применяется групповая (Bus обработка). Создание каналов групп на микшере DAW и вывод их в окно аранжировки позволят производить обработку всей группы инструментов. Для этого необходимо назначить выходы треков на входы каналов созданных групп.
Пример: выход (Output) канала бочки (Kick) нужно будет назначить на вход (Input) канала группы Drums, аналогично, output канала бэк-вокала (Back 1) назначается на вход канала группы Backs и т. д. (см. рис. 8).
Рис. 8. Принцип маршрутизации каналов треков и групп

Цветовая кодировка дорожек и расстановка маркеров

Для лучшего визуального ориентирования в сессии, важным является назначить свой цвет дорожкам с партиями и группам инструментов. К примеру, элементам барабанной установки или сэмплам ударных можно назначить зеленый цвет, а дорожкам синтезаторов — фиолетовый. С помощью маркеров в окне аранжировки можно обозначить составные части формы песни (вступление, куплет, припев и т. д), что также облегчит и ускорит навигацию по проекту во время сведения (см. рис. 9).
Рис. 9. Цветовая кодировка с использованием Color Board и расстановка маркеров с обозначением частей композиции

Выстраивание последовательности дорожек в цифровой рабочей станции

Для удобства работы при сведении треки стоит располагать в определенной последовательности. Те инструменты, которые предпочтительнее свести вначале (к примеру, бас и бочку), логичнее расположить сверху в области аранжировки цифровой рабочей станции. Далее сверху вниз могут следовать остальные элементы ритм секции, затем клавишные и т. д. (см. рис. 10).
Рис. 10. Организация дорожек сверху вниз в окне аранжировки для удобства при сведении

Создание шин AUX с эффектами обработки

Предварительное создание шин AUX, на которые можно повесить различные эффекты пространственной или модуляционной обработки, а также для параллельной компрессии, значительно сократит время работы над сведением композиции. После данного этапа подготовки сессии к сведению, достаточно будет всего лишь назначить посыл какого-нибудь канала на нужную шину, подмешать сигнал в предпочтительной пропорции и настроить эффект обработки данной шины в контексте всего микса (см. рис. 11).
Рис. 11. Создание некоторых шин параллельных обработок в виртуальном микшере и вывод их в окно аранжировки DAW

Создание темплейтов (шаблонов)

Все современные цифровые рабочие станции имеют возможность создания темплейтов (шаблонов). Не стоит пренебрегать этой функцией. Можно настроить интерфейс DAW под себя, создать каналы групп инструментов, назначить нужные шины, повесить на них любимые плагины и в дальнейшем в каждом новом проекте использовать заданные настройки, сохранив их как шаблон. Такой подход значительно сократит время процесса сведения (см. рис. 12).
Рис. 12. Сохранение темплейта

Создание текстового файла с информацией о мультитреке

Если Вы артист, музыкант, аранжировщик или композитор, и собираетесь отдать свою работу на сведение специалисту, то Вам необходимо указать такую базовую информацию о мультитреке:

  • формат аудио файлов,
  • частота дискретизации,
  • битность,
  • темп композиции,
  • тональность,
  • а также различные заметки о треках, ссылки на референсы, пожелания, которые на Ваш взгляд необходимы звукорежиссеру для понимания и качественного выполнения ваших конечных творческих задач (см. рис. 13).
Сделать это можно, создав текстовый файл с необходимой информацией в папке с мультитреком композиции. Чем подробнее и конкретнее Вы обозначите свою цель, тем быстрее и результативнее будет складываться ваша работа со звукорежиссером.

Также не лишним будет предоставить специалисту Ваш грубый микс (непрофессиональное сведение), полученный в процессе создания аранжировки. Это поможет инженеру сведения понять ваше примерное видение на звучание композиции, чтобы сделать нужный акцент, если он будет уместен с технической и художественной точки зрения.
Рис. 13. Пример файла TXT с базовой технической информацией о мультитреке

Заключение

Можно сделать следующие выводы:
  • 1
    При экспорте мультитрека в сессию сведения необходимо правильно выставить диапазон локаторов или петли (Сycle Range) для синхронизации всех дорожек.
  • 2
    Рекомендуется называть дорожки сокращенно и максимально понятно, на английском языке.
  • 3
    Рекомендуемыми форматами файлов для сведения многодорожечной фонограммы являются WAVE и AIFF с частотой дискретизации 44 100 Hz или 48 000 Hz с разрядностью 24 Bit.
  • 4
    При экспорте многодорожечной фонограммы в большинстве случаев плагины необходимо перевести в режим Bypass. Уровень сигнала всех экспортированных дорожек должен быть оптимальным и не превышать 0 dB. Опцию Normalize необходимо отключить.
  • 5
    При импорте мультитрека в сессию сведения необходимо назначить темп (BPM) и тональность композиции в панели управления DAW, или указать информацию о тональности и ладе в заметках проекта.
  • 6
    Многие треки целесообразно объединять в канальные группы для сокращения времени на обработку и экономии ресурсов системы компьютера.
  • 7
    Для быстрого и удобного ориентирования по проекту необходимо назначить свой цвет дорожкам каждой группе инструментов и расставить маркеры для обозначения формы песни.
  • 8
    Для более организованной работы треки стоит располагать в удобной последовательности сверху вниз в окне аранжировки.
  • 9
    Создание шин AUX перед началом сведения также значительно сократит время работы над микшированием.
  • 10
    Организация сессии под себя с использованием советов, описанных в данной статье и сохранение её как микс-темплейта (шаблона), позволит в каждом новом проекте использовать заданные настройки.
  • 11
    При передаче своей композиции на микширование профессиональному звукорежиссеру прилагайте текстовый файл с базовой технической информацией о вашем мультитреке, а также различные заметки о треках, ссылки на референсы и пожелания.
Автор: Павел Хлебородов — звукорежиссёр
Поделись своим опытом
Развивай свой личный бренд и делись опытом с заинтересованной аудиторией