— С какими сложностями приходится сталкиваться?
В кино — ни с какими. На сегодня технические средства позволяют решить абсолютно любую проблему. И можно найти любых людей. Если не сам сделаешь, значит, кто-то другой сделает.
Сложности возникают, так скажем, около кино. Приходится иметь дело с очень разными людьми, и возникает сложность в первую очередь коммуникаций. Допустим, ты выполнил работу грамотно и технически, и в художественном отношении. Но человек слушает ее и говорит: «Знаешь, чего-то звук какой-то не такой. Что-то мне не нравится. У тебя как-то все не так». И ты понимаешь, что вместе со всеми своими знаниями, опытом и регалиями можешь идти куда подальше. Сделать с этим ничего нельзя. Человеку просто не нравится.
Или заказчик, со своим, образно говоря, образованием тракториста не может понять, почему он должен платить сто долларов за то, что ты пощелкал полчаса мышкой. У него железный аргумент: «Когда я работал трактористом, то пахал в поле целый день, и таких денег не получал». Ему трудно, практически невозможно объяснить, что ты получаешь сто долларов не за то, что полчаса пощелкал мышкой. А за то, что ты знаешь, КАК нужно пощелкать мышкой, чтобы получилось кино. Собственно, на этом переговоры обычно заканчиваются.
Ну и самый главный бич нашего производства, самое страшное зло — перемонтажи. Допустим, ты свел проект. Он огромный, навороченный, в нем сотни треков, десятки и сотни тысяч файлов, фрагментов. Маршрутизация, автоматизация. Все сведено и уже звучит.
И вдруг режиссер решил, что кино надо улучшить.
Он меняет местами сцены, берет звуки из других дублей. Он думает, что можно просто ножницами резануть и подклеить в другое место. И совершенно не понимает, что его действия влекут за собой огромные последствия, серьезные дополнительные работы в звуке.
Вот такие бывают трудности. К этому надо относиться философски. Просто такая работа. Мы и за это в том числе получаем наши деньги.