— Какими навыками должен обладать начинающий звукорежиссер, чтобы попасть в кино?
Во-первых, начинающий звукорежиссер в кино не попадет. Потому что в кино достаточно жесткий отбор. Новичок попадет, скорее всего, на какой-нибудь ютуб канал. Не исключено, что и на свой собственный.
Во-вторых,
звукорежиссура — достаточно уникальная профессия и сфера деятельности. Она находится на стыке науки и искусства. Поэтому и люди приходят в звукорежиссуру как бы с двух сторон.
- Бывают звукорежиссеры, которые пришли из технарей и электронщиков. Они мыслят четкими категориями: амплитуда, частота, динамический диапазон, порог срабатывания, коэффициент подавления и так далее.
- Вторая категория — это люди, которые приходят в звукорежиссуру из музыкантов, из гуманитариев. Они относятся к звуку как-то интуитивно: «Когда мы крутим эту ручку, звук становится более шероховатый, а когда эту — становится гуще. А вот эта ручка дает прозрачность». И так далее. Конечно, такие люди тоже работают, у них, как ни странно, действительно что-то получается.
Но я в это не верю. Я верю в сугубо научный подход, в классическую научно-техническую базу знаний: физику, математику, электронику и т. д.
Я убежден: человек, который хочет стать звукорежиссером, должен в первую очередь понимать физику происходящих в звуке процессов. Понимать вообще, что такое звук, звуковая волна, как она возникает, куда она попадает, что там с ней происходит.
Звукорежиссер должен создать художественное произведение посредством достаточно высокотехнологичных методов. Это электронные приборы и компьютерные программы. Если у человека будет понимание базовых основ, теории прохождения сигнала, акустики, то все у него получится. Если он понимает, как работает усилитель, компрессор-экспандер, эквалайзер и ревербератор — этого будет достаточно. Потому что это четыре основных прибора, которые участвуют в обработке звука. Все остальные обработки и приборы — производные и всевозможные комбинации этих четырех.
С другой стороны,
любой продукт, созданный даже самыми высокотехнологичными методами, не будет жить, если в него не вложена эстетическая составляющая. В нем не будет жизни, какого-то духа. Поэтому, конечно же, для звукорежиссера крайне желательно иметь хотя бы базовое музыкальное образование и знать основы киноведения, киноэстетики. Понимать, каким образом те или иные звуки, та или иная атмосфера воздействуют на зрителя. Потому что задача звукорежиссера в кино — не иллюстрировать реальность, а обмануть, создать иллюзию этой реальности. Чтобы у зрителя возникало соответствующее понимание картины.