Люди из индустрии

Звукорежиссер кино.
Часть 3. Как попасть в кино?

Рассказывает Анатолий Брандорф — звукорежиссёр кино и ТВ, лауреат премии Золотой орёл, председатель государственной экзаменационной комиссии ВГИК и ведущий звукорежиссёр кинокомпании Стар Медиа (Москва)
Люди из индустрии
Звукорежиссер кино.
Часть 3. Как попасть в кино?
Рассказывает Анатолий Брандорф — звукорежиссёр кино и ТВ, лауреат премии Золотой орёл, председатель государственной экзаменационной комиссии ВГИК и ведущий звукорежиссёр кинокомпании Стар Медиа (Москва)
— Какими навыками должен обладать начинающий звукорежиссер, чтобы попасть в кино?
Во-первых, начинающий звукорежиссер в кино не попадет. Потому что в кино достаточно жесткий отбор. Новичок попадет, скорее всего, на какой-нибудь ютуб канал. Не исключено, что и на свой собственный.

Во-вторых, звукорежиссура — достаточно уникальная профессия и сфера деятельности. Она находится на стыке науки и искусства. Поэтому и люди приходят в звукорежиссуру как бы с двух сторон.

  • Бывают звукорежиссеры, которые пришли из технарей и электронщиков. Они мыслят четкими категориями: амплитуда, частота, динамический диапазон, порог срабатывания, коэффициент подавления и так далее.
  • Вторая категория — это люди, которые приходят в звукорежиссуру из музыкантов, из гуманитариев. Они относятся к звуку как-то интуитивно: «Когда мы крутим эту ручку, звук становится более шероховатый, а когда эту — становится гуще. А вот эта ручка дает прозрачность». И так далее. Конечно, такие люди тоже работают, у них, как ни странно, действительно что-то получается.

Но я в это не верю. Я верю в сугубо научный подход, в классическую научно-техническую базу знаний: физику, математику, электронику и т. д. Я убежден: человек, который хочет стать звукорежиссером, должен в первую очередь понимать физику происходящих в звуке процессов. Понимать вообще, что такое звук, звуковая волна, как она возникает, куда она попадает, что там с ней происходит.

Звукорежиссер должен создать художественное произведение посредством достаточно высокотехнологичных методов. Это электронные приборы и компьютерные программы. Если у человека будет понимание базовых основ, теории прохождения сигнала, акустики, то все у него получится. Если он понимает, как работает усилитель, компрессор-экспандер, эквалайзер и ревербератор — этого будет достаточно. Потому что это четыре основных прибора, которые участвуют в обработке звука. Все остальные обработки и приборы — производные и всевозможные комбинации этих четырех.

С другой стороны, любой продукт, созданный даже самыми высокотехнологичными методами, не будет жить, если в него не вложена эстетическая составляющая. В нем не будет жизни, какого-то духа. Поэтому, конечно же, для звукорежиссера крайне желательно иметь хотя бы базовое музыкальное образование и знать основы киноведения, киноэстетики. Понимать, каким образом те или иные звуки, та или иная атмосфера воздействуют на зрителя. Потому что задача звукорежиссера в кино — не иллюстрировать реальность, а обмануть, создать иллюзию этой реальности. Чтобы у зрителя возникало соответствующее понимание картины.
На вручении «Золотого Орла»
— Как вообще можно попасть на работу в кино?
Скажу прямо: в большое кино сразу никто не попадет. Везде требуется портфолио или фильмография. А что касается звукорежиссеров, то они, как правило, на многолетней основе работают со своими продюсерами.

Опять же, что значит «Работать в кино»? Я работаю в кино, пока у меня есть проект. И пока у меня есть продюсер, который мне этот проект доверяет. Как только он перестанет мне доверять свои проекты, то и моя работа в кино на этом закончится. Поэтому какой тут может быть совет? Набираться знаний, набираться опыта.

А можно снять свое кино. Сейчас все средства для этого доступны. Есть неплохие камеры, можно даже просто на телефон снять. Потом смонтировать на ноутбуке, озвучить, выложить в Интернет. И таким образом, собственно, попасть в кино. Нужно просто придумать хорошую историю, написать сценарий, снять в этой истории, допустим, своих друзей. Нужно просто с чего-то начинать.

Сегодня реальность такова, что важно понимать суть всех процессов в комплексе, ведь многие из них неотделимы друг от друга. Узкому специалисту трудно пробиться на рынке. Нужно разбираться в том числе и в смежных профессиях: уметь и снимать и монтировать, и знать как продвинуть свой продукт. Возможностей сейчас масса.

Вообще решение работать в кино не предполагает вариантов. Человек должен быть четко уверен, что он хочет работать именно в кино. Это решение должно быть прожито, осознано, должно быть абсолютно четким. А если человек раздумывает, не пойти ли ему работать в кино, но при этом он любит, скажем, раскрашивать глиняные фигурки, то в кино ему точно не надо. Открой сувенирную лавку и продавай там свои фигурки, и будет тебе счастье.

Этим нужно болеть. Об этом нужно думать 24 часа в сутки. С мыслью о том, что ты хочешь сделать кино, нужно засыпать вечером и просыпаться утром. Только так.
В Долби зале
— Ложка мёда
Я, наверное, запугал вас какими-то серьезными темами. Могу успокоить многих, если скажу, что я знал и знаю ребят, совсем еще школьников, у которых нет никакого образования, ни технического, ни музыкального. Но у них есть желание. И в какой-то простенькой программе, типа Фрутилупс или Сонар они творят со звуком невообразимые вещи.

Просто нужно с чего-то начинать. Нужно пробовать. Включить компьютер, загрузить программу, нажимать на все кнопки и смотреть, что получается. Вот как-то так.

Вперед и с песней!
Интервью подготовила Елена Ракша
Поделись своим опытом
Развивай свой личный бренд и делись опытом с заинтересованной аудиторией