Люди из индустрии

Звукорежиссер кино.
Часть 1. Как все устроено

Рассказывает Анатолий Брандорф — звукорежиссёр кино и ТВ, лауреат премии Золотой орёл, председатель государственной экзаменационной комиссии ВГИК и ведущий звукорежиссёр кинокомпании Стар Медиа (Москва)
Люди из индустрии
Звукорежиссер кино.
Часть 1. Как все устроено
Рассказывает Анатолий Брандорф — звукорежиссёр кино и ТВ, лауреат премии Золотой орёл, председатель государственной экзаменационной комиссии ВГИК и ведущий звукорежиссёр кинокомпании Стар Медиа (Москва)
— Как начинался ваш путь в звукорежиссуре, как вы попали в киноиндустрию?
Всем, что связано со звуком, я занимаюсь уже очень давно. Когда я учился в МАИ, году в 1989, активно увлекался электроникой, изучал электронную базу (транзисторы, микросхемы, всевозможные усилители, светомузыки). Я все это дело паял. Постоянно просиживал днями и ночами в ДК МАИ. И вообще все, что связано со сценой, с дискотеками, меня манило со страшной силой.
Анатолий Брандорф
После института я попал на радио «Европа Плюс Смоленск», где сразу же начал работать студийным звукорежиссером. Мы сочиняли какие-то рекламные ролики, писали сценарии, своими голосами что-то озвучивали, подбирали музыкальные фрагменты. Потом появились компьютеры, это где-то год 1995. Естественно, я был одним из первых, кто внедрил компьютер в монтаж аудиорекламы. И так наработал довольно большой опыт, набил руку в монтаже и в работе с аудио софтом.

В 2001 году я все это дело бросил, поскольку понимал, что уровень моей квалификации совершенно не соответствует доходам, которые можно получать в городе Смоленске. Я приехал в Москву — просто устроиться куда-либо звукорежиссером. В клуб, в театр, на радио — не важно. Но первое место, куда меня пригласили, была кинокомпания «Руссико», где я поступил на должность звукорежиссера реставрации аудио фонограмм. Мы брали из Госфильмофонда фонограммы старых фильмов, вычищали их, реставрировали, делали какой-то ремастеринг и выпускали на ДВД. Так я и попал в кино.

Потом я познакомился с режиссером Сергеем Лобаном, и он меня пригласил на свою картину «Пыль», где мы сделали сведение звука. Ему все понравилось вроде, и после этого он пригласил меня уже на следующую свою большую картину «Шапито Шоу». Это был мой первый опыт работы в кино от начала до конца. Я его прошел полностью сам. Записывал звук на площадке, потом монтировал и делал перезапись на Мосфильме. За этот фильм я сразу получил Золотого Орла — за лучшую работу звукорежиссера по результатам 2011 года. Так что, видимо, все накопленные знания сконцентрировались в этой работе и таким образом выстрелили.

То есть, конкретной цели попасть именно в кино у меня, как таковой, не было. У меня была цель работать звукорежиссером и применять весь свой багаж знаний.
«Да. Я ещё и диджей»
— Где вы всему этому учились?
Я самоучка. Учился на собственном опыте и на своей практике. Когда я пришел в кинокомпанию после работы на радио, у меня не было никаких вопросов. Практически все, что там требовалось, я знал и умел: как пользоваться программой-аудиоредактором, плагинами для чистки и реставрации звука, знал физическую суть всех преобразований, которые происходят со звуком. Это уже благодаря институту, поскольку теория сигналов в моей специальности была основным направлением. Просто мои технические знания были перепрофилированы в область кино посредством долгой, кропотливой и очень интересной практики.

Дело в том, что я сам испытывал к этому очень большой интерес, сам стремился все это познать.
— Как строится работа со звуком в кино? Какие есть этапы и виды работ, сколько людей задействовано в работе над фильмом?
Работы со звуком в кино делятся на продакшн и постпродакшн.

На этапе продакшена принимается решение, будет ли картина переозвучиваться в студии или будет использован прямой, «чистовой» звук с площадки. В зависимости от этого происходит подбор оборудования и персонала.

  • Если пишется черновой звук, то достаточно одного-двух человек с небольшим рекордером от двух до четырех каналов, одним микрофоном типа «пушка» (или бум), и пары-тройки петель.
  • Если пишется чистовой звук, то штат работников на площадке увеличивается как минимум до трех человек: звукорежиссер или звукооператор, который управляет рекордером и слушает запись, и как минимум два ассистента, которые работают с бумами, осуществляют установку петличных микрофонов. Это уже другая история, другой бюджет и так далее. На площадке должны быть учтены возможности записи чистового звука. Это касается в первую очередь вопросов костюма, чтобы ничего не шуршало и не было помех, и вопросов дисциплины, чтобы на площадке была полная тишина. Иначе никакого чистового звука не получится.
Когда материал приходит в студию, он попадает на монтаж, монтируется вместе с картинкой, и звукорежиссеру приходит так называемый OMF или AAF файл, где весь звук подставлен под выбранные дубли в виде многодорожечной записи.

Этапы работы со звуком на постпродакшене:

  • 1
    Выбраковка
    Нужно весь этот огромный материал разобрать. Понять, что берем, а что — нет. Все, что не используется, идет в брак и переозвучивается в студии. Все, что используется, подвергается чистке и реставрации. И сводится финальный звук картины.
  • 2
    Озвучание синхронных шумов
    Этим занимается Foley-артист: человек, который в специально оборудованной студии имитирует все звуки, которые проиграли актеры на площадке или которые могли бы там быть. Всевозможные шаги, шуршание одежды, звон посуды и так далее.
  • 3
    Подкладка и монтаж SFX
    Это все синхронные шумы, которые невозможно озвучить в студии. Их нужно взять из библиотеки и подложить. Это всевозможные машины, танки, телефоны, и т. д.
  • 4
    Саунд-дизайн
    Категория этих звуков стоит между шумами и музыкой. Они являются закадровыми, то есть находятся в недигитическом пространстве, говоря научном языком. Это всевозможные спецэффекты, звуки, которые не связаны ни с чем в картинке, но дают состояние напряжения, подчеркивают какое-либо действие для усиления и нагнетания обстановки: «вуши», взрывы, «бумы», какие-то низкочастотные, тревожные сигналы, дроны.
  • 5
    Подкладка музыки
    Здесь понятно: приходит композитор, мы с ним садимся и раскладываем музыку под картинку, чтобы музыка поддерживала соответствующее настроение.
  • 6
    Финальное сведение
    Нужно сделать так, чтобы все звучало гармонично, чтобы одни звуки не мешали другим, чтобы все реплики были разборчивыми, чтобы музыка была слышна. В общем, чтобы вся картина звучала гармонично. И все, после этого картина сдается на канал.
Интервью подготовила Елена Ракша
Поделись своим опытом
Развивай свой личный бренд и делись опытом с заинтересованной аудиторией