ЗВУКОРЕЖИССУРА

Структурные элементы коммерческого трека

ЗВУКОРЕЖИССУРА
Структурные элементы коммерческого трека
Ты скажешь, что в музыке правил нет
  • Да, если это твоё личное творчество
  • Да, если ты уже признанная звезда и долгое время держишься на музыкальном Олимпе
  • И нет, если речь идет о твоей демке и желании попасть на мейджор-лейбл…
А может, ты получил задание написать коммерческий трек? Тогда эти знания тебе точно пригодятся!
Сегодня мы поговорим о всевозможных структурных элементах (секциях) коммерческой песни. Порядок расположения этих элементов определяет структуру трека (но об этом в следующий раз).
Наталия Карпова — профессиональный звукорежиссёр, мультиинструменталист, композитор, преподаватель этничесской перкуссии в школе baraband_drive, автор этноэлектронного проекта Sol8
Intro (интро)
Вступительная часть песни. Присутствует не всегда. Как правило, в интро используются те же инструменты, что и в куплете, но без вокала.

Внимание! В коммерческой музыке интро продолжительностью более 14 секунд считается затянутым.
Verse (куплет)
Первая секция, где появляется вокал. Куплет подготавливает нас к припеву, поэтому гораздо реже можно услышать песни, где в начале идёт припев, а не куплет. В коммерческих треках мелодия куплетов одинаковая, но текст отличается.
Pre-Chorus (пре-хорус, также можно встретить такое определение, как Pre, B- Section, Channel, Lift)
Секция, которая идёт непосредственно перед припевом. Важно отметить, что эта секция присутствует в песнях не всегда. Однако если вы решили использовать пре-хорус, то лучше добавить его перед всеми остальными припевами. Текст каждого пре-хоруса может повторяться, но может и отличаться, однако мелодия каждого пре-хоруса должна быть одинаковой.

Пре-хорус нужен, чтобы потянуть время перед припевом (например, когда куплет слишком короткий); также текст этой секции помогает внести дополнительную ясность в посыл песни.
Chorus (припев) — сердце песни
Это то, что ваш слушатель ждёт больше всего! В припеве кроется основной посыл песни, звучат ваши хук и мелодия, которые должны «застрять» в голове у слушателя. Самая запоминающаяся мелодия, самые пронзительные слова — в этой секции.

Текст и мелодия одинаковые во всех припевах (в отличие от куплета!), иначе как слушатель его запомнит? Тем не менее, есть песни, где припевы отличаются парой слов, строчек — это нормально. Также существуют треки, где текст припевов абсолютно разный — но это больше исключение, чем правило.

Припев должен начаться не позднее, чем через минуту после начала песни, иначе слушатель может переключить трек, не дождавшись вашего хука. Однако у большинства поп песен припев начинается уже через 20−30 секунд.
Turnaround/turn (яма)
Исключительно музыкальная секция (без вокала), которая идет после припева (иногда ее можно услышать перед вторым куплетом, но чаще — после второго припева).

Музыкальная составляющая этой секции такая же, как в интро, однако по продолжительности интро должно быть длиннее.
Bridge (бридж)
Уникальная секция, потому что чаще всего встречается в песне один раз. В бридже мы слышим совсем другую музыкальную тему с другими словами.

Бридж — секция опциональная. Она есть далеко не во всех коммерческих песнях. Максимальная продолжительность коммерческого трека — 4 минуты, поэтому эту секцию следует использовать, если у вас осталось дополнительное время.
Solo (соло)
Здесь речь идёт об инструментальном соло. Лидирующим инструментом соло может быть гитара, фортепиано, синтезатор, гораздо реже — вокал (вокализ).
Tag (тэг)
Небольшой элемент песни, однако он имеет большое значение в контексте произведения. Тэг — это последняя строчка любой секции, которая повторяется несколько раз. Обычно тэг применяют после припева, повторяя последнюю его строчку и используя те же аккорды.
Outro (аутро)
Инструментальная секция, которая находится между последним припевом и окончанием песни. В музыкальном плане аутро такое же, как интро или turnaround. Здесь могут быть отдельные слова, вокализы, однако текст чаще всего отсутствует. Некоторые песни имеют специфичное аутро, которое разительно отличается от общей музыкальной темы, поэтому следует выделить аутро в отдельную секцию.
Концовка (Ending)
Есть несколько вариантов окончания коммерческих песен:
  • 1
    все инструменты заканчивают звучать на одном общем аккорде;
  • 2
    замедление последнего аккорда;
  • 3
    плавное затухание инструментов (фейд);
  • 4
    холодная концовка — звучит только текст, без аккомпанемента.
Итак, мы рассмотрели все структурные элементы коммерческого трека
Скажу сразу, что новичку не всегда легко с точностью определить, какой именно элемент подразумевал автор. Однако с опытом придет понимание структуры и функции каждого элемента.

В следующей статье мы научимся правильно расставлять эти элементы и узнаем о всех возможных схемах построения структуры коммерческих треков.
Автор: Наталия Карпова — профессиональный звукорежиссёр, мультиинструменталист, композитор, преподаватель этнической перкуссии в школе baraband_drive, автор этно-электронного проекта Sol8.
Поделись своим опытом
Развивай свой личный бренд и делись опытом с заинтересованной аудиторией