ПРАВО

Авторское право в музыке. Часть 1. Автор и его творение

Юлия Пономарёва
ПРАВО
Авторское право в музыке. Часть 1. Автор и его творение
Юлия Пономарёва
Вопросы авторского права рано или поздно встают перед каждым творческим человеком, который однажды решил монетизировать свое творчество. Незнание закона не освобождает от ответственности, и иметь хотя бы базовые представления о правах нужно всем. Но не так-то просто ориентироваться в сложном, набитом штампами и канцеляритами юридическом языке!
Этой статьей мы открываем новую рубрику на нашем сайте, в которой Юлия Пономарёва простыми словами и на конкретных примерах будет рассказывать об авторском праве.
Юлия Пономарёва - юрист, кандидат юридических наук
Дисклеймер: в серии статей будет достаточно много допущений и упущений, вопросы интеллектуальной собственности по большей части будут рассмотрены применительно к объектам авторских и смежных прав. Статьи рассчитаны на непрофессиональную аудиторию для формирования общих понятий о праве интеллектуальной собственности. Как говорится, «имеются противопоказания, перед применением обратитесь к специалисту». :)
Для начала мы разберемся, что можно охранять в качестве результата интеллектуальной деятельности.

1. Что такое «Результаты интеллектуальной деятельности» (РИД)?

Законодатель подразумевает под этим термином объект, являющийся результатом творческого труда человека. Возможно, вы слышите это определение как белый шум, который не раскрывает ничего. Но это не так.

Здесь есть три ключевых критерия:
  • 1
    РИД - это объект, то есть конечный продукт, который должен существовать в объективной форме. К  примеру, слова песни должны быть записаны, сказаны или каким-то другим образом выражены в объективной форме. То есть стихотворение в вашей голове не будет охраняться до тех пор, пока не получит какую-либо объективную форму.
  • 2
    Объект должен носить творческий характер. Творчество как таковое является результатом интеллектуальной деятельности человека, невозможной без сознания и осознания целей и результатов такой деятельности.

    Говоря проще, если вы опрокинули стакан кофе на лист бумаги, то этот лист бумаги не будет охраняться как РИД. Но если вы опрокинули этот стакан на холст осознанно, додумали, доработали и задумали его как картину, арт-объект, то в этом случае холст со следами кофе - вполне себе охраняемый РИД.
  • 3
    Объект должен быть создан человеком. Это может показаться глупостью, но это правда важно. Автором может являться только человек, а не юридическое лицо, общественная организация, государство или механизм. К  примеру, не охраняются в качестве РИД записи или фотографии камер наружного наблюдения, поскольку это механическая запись устройством, совершающаяся без участия человека.
Есть курьезный случай, когда в 2011 году в Индонезии макака сделала селфи на фотоаппарат, установленный исследователем. Снимок разлетелся по Сети и встал вопрос, кому же принадлежат права на фотографию: обезьяне, исследователю, который поставил камеру, либо же фотография должна быть в общественном достоянии.

В результате суда право было  признано за фотографом. Почему не за обезьяной? Потому что такое признание было бы признанием обезьяны полноценным участником общественных отношений, который, теоретически, может самостоятельно распоряжаться правами на эту фотографию.

Почему не было признано общественным достоянием – это спорный и неоднозначный вопрос. В данном случае юристы исследователя хорошо сделали свое дело).

2. Какие бывают РИД?

Количество разновидностей РИД очень много. Не все их виды указаны в законе. Условно можно их поделить на те, которые охраняются нормами об авторских и смежных правах и нормами о патентном праве.
Объекты авторских прав:
  • Произведения науки, литературы и искусства (кино, фотографии, картины, стихи, песни, музыка, книги и т.д.)
  • Программы для ЭВМ (программное обеспечение, различные приложения)
  • Базы данных
Объекты смежных прав
  • Исполнения (к примеру, если вы включите на площади песню Аллы Пугачевой, то Алла Борисовна сможет заявить о нарушении ее прав на исполнение, но не о нарушении ее прав на текст или музыку песни)
  • Фонограммы (да, они тоже охраняются отдельно)
  • Сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (может показаться странным объектом, но на охране таких объектов живут спортивные каналы, которые получают эксклюзивные права на трансляцию матчей и других спортивных мероприятий)
Средства индивидуализации*
  • Товарный знак
  • Фирменные наименования
  • Коммерческие обозначения
* Принципы их защиты аналогичны принципам защиты результатов интеллектуальной деятельности. Однако у средств индивидуализации есть несколько особенностей, о которых мы поговорим в другой раз.

Объекты патентного права*
  • Изобретение
  • Полезная модель
  • Промышленный образец

*В рамках серии этих статей мы не будем подробно разбирать объекты патентных прав.

3. Что не является РИД?

Идеи
Часто бывает ситуация, когда приходят клиенты и говорят о том, что у них скопировали модель бизнеса или сайт. Начинаешь смотреть детали и понимаешь: да, все примерно такой же тематики, но все другое: картинки, тексты, структура, акции, видео, цветовое решение. В этом случае, как бы вам обидно ни было, нужно помнить, что правовая защита не предоставляется идеям.
К примеру, существует невероятное множество вариаций произведений с одним и тем же сюжетом сказки про Золушку. Но эти самостоятельные произведения заимствуют только идею и не нарушают авторского права изначального создателя.
Произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов
Эти произведения находятся в общественном достоянии, что значит право на их свободное использование. Но помните, что мемы, демотиваторы и другие веселые картинки и видосики, чьих авторов вы не знаете, не являются произведениями народного творчества.
Показательный пример – правообладатель мема «ждун» в свое время инициировал несколько судебных дел из-за незаконного использования изображения «ждуна»

Также не подлежат охране:
- концепции (к примеру, концепция антикафе была в свое время уникальной, но со временем эту  концепцию построения бизнеса заимствовали многие предприниматели);
- открытия и факты (в противном случае это бы стопорило прогресс и свободное распространение информации);
- сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное);
- решения технических, организационных и иных задач, языки программирования, геологическая информация о недрах (те же причины).
- официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы (по сути дела, это документы, которые содержат в себе информацию о фактах, о правилах, по которым должны действовать другие участники общества. Очевидно, что если бы эти документы охранялись, то использовать их свободно было бы нельзя);
- государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований.
Если вы поймали себя на мысли, что кто-то украл ваше творение и его использует, вначале подумайте, что ваш враг украл: творение или идею? А уж потом идите в суд. Это позволит вам избежать траты лишних нервов и денег.

4. Когда возникают права на РИД и где их регистрировать?

Права на РИД возникают с момента создания непосредственно у автора (то есть у человека или группы людей), который создал этот РИД.

Регистрировать авторские права нигде не нужно (да-да-да. Это большой секрет, который от вас скрывают). Они возникают просто по факту создания.

Зачем кто-то тогда их регистрирует?
Ну, если говорить точнее, их не регистрируют, а депонируют, т.е. приносят в какое-то место, в какую-то организацию и говорят: «Я автор». Все. Организация не может проверить, так ли это на самом деле. По факту это депонирование подтверждает, что на определенную дату РИД существовал, и вы заявили себя как его автор.

Что будет, если кто-то решит это оспорить? Если кто-то докажет, что до  того, как вы задепонировали это произведение, оно существовало с указанием другого автора, этот кто-то сможет в суде признать себя автором произведения, а вас – нарушителем. В сухом остатке вам просто нужно в случае суда доказать, что определенный РИД существовал на такую-то дату с вашим авторством. Но о вопросах доказывания - в другой раз.

5. А как мне проверить эту информацию? Вдруг вы тут всё наврали?

Правильно, не надо никому в нашем мире верить на слово. Хватайте Гражданский кодекс, открывайте часть 4 и погружайтесь в глубины права. Я серьезно. Если вы работаете с первоисточником, у вас есть крепкая база, на которой вы сможете строить свою аргументацию.

Также в дополнение к Гражданскому кодексу неплохо бы почитать Бернскую конвенцию об охране литературных и художественных произведений, заглянуть на сайт Всемирной организации интеллектуальной собственности и почитать российскую судебную практику, которая систематизируется и отражается в постановлениях пленума верховного суда Российской Федерации.
В следующей статье речь пойдет о том, что такое интеллектуальные права, исключительные права и как подписать договор, чтобы не потерять всё. Подписывайтесь на наши сообщества, чтобы не пропустить новые статьи!

Автор: Юлия Пономарёва- юрист, кандидат юридических наук



© WAVEFORUM

Поделись своим опытом
Развивай свой личный бренд и делись опытом с заинтересованной аудиторией