ПРАВО

Авторское право в музыке. Часть 2: Интеллектуальные права

Юлия Пономарёва
ПРАВО
Авторское право в музыке. Часть 2:
Интеллектуальные права
Юлия Пономарёва
Авторское право, интеллектуальные права и исключительное право - в чем смысл магических слов? Может, это словоблудие коварных юристов или синонимы, появившиеся в результате масонского заговора против творцов? Давайте разбираться!

В прошлой статье мы с вами разобрали, какие виды объектов интеллектуальных прав бывают. В этот раз Юлия Пономарёва простыми и понятными словами расскажет об интеллектуальных правах, которые возникают в отношении объектов авторских прав (далее  произведения).

В этом выпуске будем вставлять прямо в текст ссылки на статьи гражданского кодекса, чтобы обзор был не только общей информацией, но и навигатором по тексту закона.
Юлия Пономарёва - юрист, кандидат юридических наук

Интеллектуальные права (ст.1226 ГК РФ)

В отношении каждого произведения возникают интеллектуальные права.
Весь этот комплекс прав возникает у автора в момент создания произведения и распространяется на территорию всего мира.

Разберем состав интеллектуальных прав для произведений (ст.1255 ГК РФ) на примерах.

Личные неимущественные права

Это права, которые принадлежат только автору, их нельзя продать, передать по наследству или отказаться от них. Они не отчуждаемы и всегда остаются с автором.

  • Право авторства – это право создателя произведения признаваться автором.

    Есть такое явление, как гострайтинг, когда так называемые «литературные рабы» пишут тексты, которые публикуются от чужого имени (не будем тыкать пальцем в некоторых плодовитых авторов романов и детективов). В договоре с гострайтером может быть прописано, что «лит.раб» не может разглашать информацию, что такую-то книгу написал он, а не заказчик. Даже может быть предусмотрен огромный штраф в несколько миллионов. Но это ничего не будет значить. Поскольку отказаться или продать право авторства нельзя, то и взыскать штраф с болтливого гострайтера не получится.

  • Право автора на имя – это связанное с первым право, которое означает, что именно автор может определять, под каким именем будет выходить произведение – его настоящим именем, под псевдонимом или же анонимно.
  • Право на неприкосновенность произведения – это право автора на то, чтобы в произведение не вносились изменения (в том числе сопровождение иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, сокращения) без его разрешения.
    В случае, если такое изменение искажает смысл произведения, порочит честь и достоинство автора, можно будет взыскать моральный вред. Так что если бы Леонардо да Винчи был жив, то Ник Уокер и Бэнкси наверняка бы уже рассказывали судье о своем искусстве.
Личные неимущественные права охраняются бессрочно.

Исключительные права (1229, 1270 ГК РФ)

Они также называются имущественными правами, ведь именно наличие этих прав позволяет использовать РИД и извлекать из него прибыль. Именно из-за них артисты, подписав договоры на отчуждение исключительных прав с лейблами или продюсерами, после расставания с последними, не могут больше использовать свое сценическое имя, исполнять песни, иногда даже не могут использовать собственный образ. Почему? Узнаем в следующей статье!

Исключительное право представляет собой право автора давать разрешение использовать свое произведение другим лицам. Этим правом автор может распоряжаться (передать кому-то на время или же отдать навсегда, передавать по наследству).

Лицо, у кого есть исключительные права, называется Правообладатель. Поначалу им, как правило, является автор. А потом Правообладателем может становиться любое лицо (физическое или юридическое), кому были переданы исключительные права.

Исключительные права действуют на территории всего мира в течение всего срока жизни автора плюс 70 лет со дня его смерти.
Исключительное право - это такой условный аналог права собственности в отношении объектов авторских прав.

Специфика заключается в том, что исключительное право дробится на различные способы использования произведения, такие как:

- воспроизведение (это копирование произведений);

- доведение до всеобщего сведения (как правило, под этим в практике понимают размещение в Интернете);

- публичный показ или публичное исполнение (к примеру, это когда включили телевизор или радио в кафе или на улице);

- переработка произведения (это внесение изменений в произведение, в том числе его сокращение, нарезка и другое изменение);

- сообщение в эфир или по кабелю (это про использование произведения на телевидении) и иные способы.


Использование произведения каждым из способов можно передавать как одному лицу, так и нескольким, как по отдельности, так и вместе, как навсегда, так на срок, как на территории всего мира, так и на территории отдельных стран.

Иные права

Иными правами называются права, которые сложно отнести к имущественным или личным неимущественным.

  • Право доступа означает, что автор имеет право доступа к собственному произведению. Некоторые художники им активно пользовались, дописывая картины, которые висели уже в галерее. К деньгам отношения не имеет, передать нельзя.
  • Право следования очень интересное и редко упоминаемое. Оно неотчуждаемо. Это своего рода защита «бедного художника» от недобросовестных скупщиков. Оно означает, что при перепродаже оригинала произведения (как правило речь идет о картинах или других предметах искусства), автор и его наследники получают процент с каждой перепродажи. Таким образом, неизвестный автор, продающий картины за копейки, в случае, если их цена внезапно взлетит, получает определенную экономическую защиту в  будущем. Порядок и размер таких выплат устанавливаются Правительством.
  • Право автора на получение вознаграждения за служебное произведение не отчуждаемо и не наследуемо. Оно подразумевает право автора требовать вознаграждение с работодателя за те произведения, которые создал в процессе трудовой деятельности и права на которые перешли работодателю. Размер определяется соглашением сторон или судом.

А теперь разберем, как можно распоряжаться исключительным правом:

  • 1
    Предоставить лицензию - то есть предоставить право использовать произведение с какими-либо ограничениями (например, использовать каким-то конкретным способом).
  • 2
    Отчудить (от слова «отчуждать») – то есть отдать все права на произведение другому лицу навсегда.
    В этом случае вы сами произведение уже использовать не сможете. Никак. Никаким способом. Даже в переходе на гитаре песню уже спеть не сможете свою, не говоря о том, чтобы концерты и стадионы собирать с песнями своего авторства.
Почему артисты часто остаются после расставания с продюсером без ничего?
Потому что подписывают договоры об отчуждении прав на произведения. Это значит, что если только артист попробует использовать как-то свои песни (книги, видеоролики или любой другой объект, права на который уже отчужден), то ему тут же прилетит требование о выплате компенсации или иск. Или же, как это модно, просто блокировка в  Сети.

Отчуждение исключительных прав на произведение – это как продажа квартиры. Вы больше никак и никогда не сможете пользоваться тем, что продали.

В следующей статье мы подробно разберем виды договоров по распоряжению правами на произведения: чем отличается договор отчуждения от лицензионного договора, что обязательно должно быть в договорах и что делать, если автору не платят вознаграждение по договору.

Автор: Юлия Пономарёва- юрист, кандидат юридических наук


© WAVEFORUM

Поделись своим опытом
Развивай свой личный бренд и делись опытом с заинтересованной аудиторией