Авторское право в музыке. Часть 2: Интеллектуальные права
В прошлой статье мы с вами разобрали, какие виды объектов интеллектуальных прав бывают. В этот раз Юлия Пономарёва простыми и понятными словами расскажет об интеллектуальных правах, которые возникают в отношении объектов авторских прав (далее – произведения).
Есть такое явление, как гострайтинг, когда так называемые «литературные рабы» пишут тексты, которые публикуются от чужого имени (не будем тыкать пальцем в некоторых плодовитых авторов романов и детективов). В договоре с гострайтером может быть прописано, что «лит.раб» не может разглашать информацию, что такую-то книгу написал он, а не заказчик. Даже может быть предусмотрен огромный штраф в несколько миллионов. Но это ничего не будет значить. Поскольку отказаться или продать право авторства нельзя, то и взыскать штраф с болтливого гострайтера не получится.
Специфика заключается в том, что исключительное право дробится на различные способы использования произведения, такие как:
- воспроизведение (это копирование произведений);
- доведение до всеобщего сведения (как правило, под этим в практике понимают размещение в Интернете);
- публичный показ или публичное исполнение (к примеру, это когда включили телевизор или радио в кафе или на улице);
- переработка произведения (это внесение изменений в произведение, в том числе его сокращение, нарезка и другое изменение);
- сообщение в эфир или по кабелю (это про использование произведения на телевидении) и иные способы.
Использование произведения каждым из способов можно передавать как одному лицу, так и нескольким, как по отдельности, так и вместе, как навсегда, так на срок, как на территории всего мира, так и на территории отдельных стран.
В следующей статье мы подробно разберем виды договоров по распоряжению правами на произведения: чем отличается договор отчуждения от лицензионного договора, что обязательно должно быть в договорах и что делать, если автору не платят вознаграждение по договору.