музыка в медиа

Как продать свою музыку в кино и сериалы

Комментарий Музыкального продюсера канала ТНТ Ильи Зайцева
музыка в медиа
Как продать свою музыку в кино и сериалы
Комментарий Муз. продюсера канала ТНТ Ильи Зайцева
«Для начинающих артистов это хорошая возможность получить не только какие-то деньги, но и хорошую промо-поддержку заодно»
Какой музыкант не хотел бы, чтобы его музыка стала саундтреком к фильму или сериалу? Это ведь не только деньги — это признание, которое порой бывает дороже денег. Но что надо сделать (и чего не делать), чтобы ваша музыка попала в кино?

Для начала определимся с терминами. В профессиональной среде процесс включения музыки в состав фильма, сериала или рекламы называется синхронизацией. Занимаются этим обычно музыкальные продюсеры (или супервайзеры, менеджеры, редакторы — кто как называет).

Мы попросили Илью Зайцева — Музыкального Продюсера сериалов ТНТ (Универ 10 лет спустя, Девушки с Макаровым, ЖУКИ 2, Зона Комфорта, Гусар), кинофильма ХОЛОП, сериала Окаянные дни (Premier One) и других рассказать о том, где и как он ищет музыку для своих проектов, какая музыка востребована и о чем артисту необходимо позаботиться заранее, чтобы успешно продать свои треки в кино.
Илья Зайцев — Музыкальный Продюсер сериалов ТНТ (Универ 10 лет спустя, Девушки с Макаровым, ЖУКИ 2, Зона Комфорта, Гусар), кинофильма ХОЛОП, сериала Окаянные дни (Premier One) и др.

Прежде всего, мы не ищем «просто музыку». Мы ищем контекстную музыку, которая поддержит драматургию фильма или сериала.

Например, я смотрю сцену, и если мы решили, что там должна быть какая-то песня, то я начинаю отслушивать разные песни по определенным темам, тегам.

Выбор не зависит от того, известный это артист или нет. Я ищу что-то, что ляжет в контекст эмоционально, по звуку, по содержанию. Даст ли мне песня нужные краски, поддержит ли она то, что будет происходить сюжетно.

Здесь отталкиваемся от того, чему учат во ВГИКе и киношколах: каждый кадр должен что-то обозначать, иметь какой-то смысл. Соответственно и каждый музыкальный фрагмент должен нести смысловую нагрузку.

Как попасть в поле зрения музыкального продюсера?

Обычно я отслушиваю плейлисты в Spotify, Apple-музыке, Яндекс.Музыке. Я подписан на много плейлистов и стараюсь слушать все источники, какие есть.
Иногда я слушаю новинки недели, и если мне что-то понравилось, то кидаю это к себе в плейлисты со специальными обозначениями. Потом возвращаюсь к ним, когда ищу определенные материалы.

Очень редко прибегаю к каким-то рассылкам. По правде говоря, просто нет времени все это слушать. И потом просто не запомнишь ничего. Бывает, что-то послушал, сохранил себе, но шанс, что еще раз на это наткнешься, минимальный.

Поэтому присылать письма с просьбой «послушайте мою песню» не нужно.

В этом нет никакого смысла, потому что это происходит вне контекста. А я все-таки заточен под поиск в контекст.

Песня выбрана. Что дальше?

Когда песня выбрана и мы смогли утвердить эту музыкальную дорожку, то мы связываемся с правообладателями (леблами или независимыми артистами) и договариваемся об условиях выкупа неисключительной лицензии.

И тут надо понимать очень важный момент: все зависит от проекта и бюджета.

Крупные каналы и киностудии вкладываются в музыку. Они могут позволить себе потратить достаточно много денег на саундтрек. Нельзя сказать, что это огромные суммы, но они позволяют делать разные экстравагантные вещи. Например, купить популярные зарубежные треки.

Проекты помельче или киностудии, которые снимают для онлайн-платформ, больше заточены под инди-музыку, ведь у них и бюджеты гораздо скромнее. Они уже не могут себе позволить купить что-то, звучащее «из утюгов». Это просто несоизмеримо по деньгам.

Вот тут и начинаются поиски «молодых-зеленых» и интересных.

Да, компания не сможет заплатить за музыку очень много. Зато для начинающих артистов это отличная возможность получить не только какие-то деньги, но и хорошую промо-поддержку заодно.

Как правило, если саундтрек цепляет, то всем сразу интересно: а что же это играло? Люди начинают внимательно глядеть в титры, «шазамить». Так что это действительно хорошая поддержка. Некоторые ребята после проектов, которые мы делали, говорили: «О, нас стали слушать!». И радостные были потом.

Так что молодым артистам я бы советовал не выкобениваться, а давать музыку, если у вас ее берут.

Не пытаться продать задорого, а больше размышлять над тем, что это бесплатный «сарафан» для вас. Раньше, в древние времена, артисты платили редакторам, чтобы взяли их музыку. А сейчас все наоборот. Это мы приходим и говорим: «Дайте нам музыку», и даже какие-то деньги предлагаем за это.

Но не ждите астрономических сумм. Так не будет.

И последнее: не забывайте регистрировать ваши песни в авторских сообществах. Например, в РАО.

Тогда вы сможете получать дополнительные деньги. На каждом проекте мы сдаем музыкальные справки, РАО их получает и может делать вам сверху отчисления за публичное исполнение.

Например, один инди-артист заработал на отчислениях с ХОЛОПА от РАО почти 500 000 руб. при очень скромном гонораре на фильме. Конечно, такие суммы — это редкий и очень интересный случай. Но, как видите, все может быть. :)
Автор: Илья Зайцев — Музыкальный Продюсер сериалов ТНТ (Универ 10 лет спустя, Девушки с Макаровым, ЖУКИ 2, Зона Комфорта, Гусар), кинофильма ХОЛОП, сериала Окаянные дни (Premier One) и др.

© WAVEFORUM
Поделись своим опытом
Развивай свой личный бренд и делись опытом с заинтересованной аудиторией
Поделиться своим опытом
E-mail
ФИО
Специальность
Немного о себе (опыт работы, проекты, кейсы)
На какие темы вы хотели бы писать, какой пользой можете поделиться с аудиторией WaveForum?
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности