МУЗЫКА В КИНО, РЕКЛАМЕ, ИГРАХ

Тренды и тенденции в современной киномузыке

Композитор Сергей Дудаков
МУЗЫКА В КИНО, РЕКЛАМЕ, ИГРАХ
Тренды и тенденции в современной киномузыке
Композитор Сергей Дудаков
«Музыка радикально влияет на восприятие фильма.
Да, такая вот банальность. Но достаточно вспомнить сцену пробежки Сталлоне вверх по лестнице из фильма «Рокки», выложенную кем-то в YouTube без музыки.
Пыхтит актер, гудит улица, шумит ветер. И никаких эмоций.

Но все меняется, когда приходят они... Композиторы».
Поговорим о тенденциях в мире музыки для кино: что изменилось за последние годы, что актуально и востребовано, а какие тренды можно считать вечными? В этой статье композитор Сергей Дудаков поделился с читателями WaveForum своими мыслями о происходящем в современной киномузыке.
Сергей Дудаков - Лауреат премии АПКиТ в 2019 году за музыку к сериалу «Крепость Бадабер», автор музыки ко многим сериалам и кинофильмам, таким как «Квест», «Консультант», «Ростов», «На игре» и др. Был автором музыкального оформления телеканалов Москва 24, Моя Планета, Россия 24 и др) . Фото: Екатерина Дудакова

В жанровом кино музыка - сильнейший выразитель

Без нее трудно себе представить современное кино. И тут нет никаких правил и законов. Все индивидуально.

Я не большой любитель фильмов, в которых все просто залито музыкой. Например, «Звездные войны». Прекрасная музыка, но ее очень много. Мне кажется, это не совсем современно. Но как бы то ни было, такие фильмы немыслимы без этой яркой и мощной музыки.

Есть и еще один «музыкальный» выразитель в кино. Это тишина, паузы. В кино, достаточно нагруженном музыкой нужно не только давать отдохнуть ушам зрителя, но и пользоваться этим, как приемом. Иногда ключевую сцену можно решить вообще на тишине, предварительно подведя к ней каким-то крещендо.

Что сейчас актуально?

Разбираться в трендах и тенденциях, мне кажется, не совсем работа композитора. Увлекательно, но вовсе не обязательно. Как по мне, если вдумываться в это и постоянно анализировать, можно вообще сбиться с пути. Особенно если этот путь только начался. Да и в целом отвлекает.

Я не говорю про затворничество. Конечно, все композиторы так или иначе следят за течениями в музыке. Ведь меняется все довольно быстро.

Но всегда актуальна и в тренде хорошая, качественная, работающая и запоминающаяся музыка.
И вроде бы мысль очевидная. Но в последние годы такая вот «просто музыка» почти уже редкость.
 Все чаще и чаще приходится слышать (да и писать) «фактуру».
Как бы музыкально-звуковое сопровождение. Аккомпанемент. Плохо это?
И да, и нет.

«Гибридный» оркестр, синтовые басы, пэды, лиды в поддержку оркестровым
тембрам, расширенный медный состав, конечно же всевозможные пульсации, остинатные движения и прочие зажигательные грувы и секвенции - вот, что теперь актуально.

Главный герой не мелодия, а «жир», «мясо», фактура. Чтоб звучало плотно, мощно, современно и, конечно же, круто. В общем, все могут вспомнить квинтэссенцию этого всего - безусловно невероятно классную музыку товарища Зиммера.

И вот тут-то и кроется опасность... Музыкальный стиль и фактуры из условного «Начала» или «Дюнкерка» теперь можно услышать и там, где уместно, и где нет. Часто композитору выбора и не остается. В пресловутых референсах уже все за тебя написано. И режиссер или продюсер это утвердили.

Кстати, о референсах

Мне лично референсы не мешают. Для меня даже лучше, когда они есть (если проложены точно, а не от балды накиданы треки из голливудских саундтреков). Но некоторые композиторы жалуются, что референсы диктуют направление и стиль, предопределяя их работу. Но бывает, что сроки горят, с режиссером толком обсудить не успели музыку, а референсов нет. И какую-то сцену ты можешь понять не так, как режиссер задумал. В результате делаешь двойную работу.

Случаются и другие истории. Например, режиссер за время монтажа так прикипел к референсному треку, так на уши ему села эта музыка, что никакую другую он уже просто не воспринимает. И приходится делать несколько версий уже своего трека, пока забудется референсный.

Так что референсы - просто один из способов упрощения взаимодействия между режиссером и композитором. Инструмент. Сам по себе он не может ни пользу принести, ни навредить. Все зависит от умения им пользоваться.

Впрочем, вернемся к трендам.

Сергей Дудаков за работой в своей домашней студии. Фото: Екатерина Дудакова

«Вечный» тренд столетней выдержки

Его создали такие композиторы, как Стравинский, Холст, Прокофьев, Корнгольд и другие гениальные ребята. Они в свое время писали настолько ярко и образно, что некоторые наши современники очень много позаимствовали из их партитур.
Подчас почти буквально.

И такая «чистая» оркестровая музыка в кино тоже будет популярна всегда, лишний раз показывая пластичность, выразительность и универсальность звучания классического оркестрового состава. Те же «Звездные войны» или «Мстители» тому подтверждение. Вот уж кино-тренд на многие годы.

Еще хочется отметить тренд «для гурманов» в современной киномузыке.

Такой «европейский» музыкальный язык, можно сказать, пришедший на смену минимализму. Камерный, мрачноватый... Порой переходящий в тягомотный, на мой вкус. Но безусловно создающий особую атмосферу в картине.

Послушайте, например, музыку из «Прибытия» или из сериала «Чернобыль». Вроде бы картошки картошками, развития мало, гармония простая, мелодии нету особо. Обилие кластеров, мол: «У нас тут авторское кино, а не Терминатор». Но это работает!

В кино стало больше песен

Не знаю, с чем это связано, но такая тенденция есть. Возможно, просто песен стало больше.

Но могу сразу сказать: песня в кинокартине – это дорого. Зачастую гораздо дороже, чем стоит работа композитора. Мне известны случаи, когда за одну минуту звучания кинокомпания платила сотни тысяч рублей. При этом еще и от РАО поступают довольно приличные суммы. Поэтому, конечно, это очень выгодная для авторов история.
В общем трендов сейчас - на любой вкус.
Выбирай, не хочу.
Главное, чтобы этот вкус был.
В следующий раз Сергей расскажет о тонкостях работы кинокомпозитора, взаимодействии с продюсером и режиссером, необходимых навыках, а также коснется вопроса авторских прав на музыку. Оставайтесь с нами!

Сергей Дудаков для WaveForum

YouTube

Vimeo



© WAVEFORUM

Поделись своим опытом
Развивай свой личный бренд и делись опытом с заинтересованной аудиторией
Поделиться своим опытом
E-mail
ФИО
Специальность
Немного о себе (опыт работы, проекты, кейсы)
На какие темы вы хотели бы писать, какой пользой можете поделиться с аудиторией WaveForum?
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности