ВОКАЛ

Как убрать неровности в звуке, когда тянешь ноты

Лениза Сайфулина
ВОКАЛ
Как убрать неровности в звуке, когда тянешь ноты
Лениза Сайфулина
После выхода интервью с Ленизой Сайфулиной мы получили от наших подписчиков в соцсетях немало вопросов про вокал. И конечно, не можем оставить их без ответа.

В этой статье Лениза расскажет, как убрать неровности звука, когда тянешь ноты: в чем причина возникновения этой проблемы, как устроен голосовой аппарат и что можно сделать, чтобы избавиться от дрожания звука.
Лениза Сайфулина - певица, преподаватель вокала и музыкальной звукорежиссуры, руководитель вокальных групп, которые сотрудничают с Аллой Пугачевой, группой "Ария", Авраамом Руссо, Вадимом Казаченко, Демисом Руссосом, группой Рикки и Повери, Бони М, Аттаван и многими другими.

В первую очередь нужно понять причину возникновения этих неровностей в звуке

Мы же все умеем звук издавать: говорим, какие-то длинные фразы произносим. И у нас при этом звук не дрожит. Выходит, что в принципе каждый из нас изначально способен издавать ровный звук.

Как же получается, что когда человек поет, вдруг начинаются какие-то дрожания, неровности и прочее?


В первую очередь это психологический аспект. Человек думает, что когда он поет, то должен каким-то особенным образом издавать звук. И этот звук должен кардинально отличаться от звука во время разговора.


На самом деле все совершенно наоборот.


По сути любое звуковоспроизведение — абсолютно стандартное и одинаковое. И когда мы говорим, и когда поем. Разница лишь в том, что говорим мы только там, где нам удобно. Не заморачиваемся, на какой интонации и на какой нотной высоте мы находимся. Но мы говорим тоже на определенной высоте, и у нас точно так же в голосе есть некая нота.
Когда мы, например, говорим что-то вопросительное, то звук уходит выше по нотам. Если заканчиваем фразу —  звук спускается. Если хотим крикнуть что-то агрессивное, то звук поднимается или опускается в зависимости от темперамента. Так или иначе это все определенная звуковысотная история.
В вокальном звуковоспроизведении в принципе все то же самое.
Ничем не отличается. Просто при разговоре мы безотчетно это делаем. А когда поем, у нас уже есть определенная ситуация: мелодия, которую мы ухом воспринимаем, звуковысотные позиции, в которые мы должны точно попасть. Не приблизительно, как во время разговора, а точно.

Но механика абсолютно та же самая. Просто обычная физика звука, ничего такого умопомрачительного в этот момент не происходит.

У нас есть две связки, которые колеблются друг относительно друга и издают звук. Мы подаем струю воздуха не задумываясь — это организм делает за нас.
Но когда человек думает, что ему надо сделать что-то особенное, он начинает либо задерживать звук, либо его выталкивать, поджимает какие-то мышцы, которые поджимать ему не надо. Пытается каким-то образом насильно управлять процессом .
Как следствие, звук начинает дрожать. И человек сам еще больше психологически зажимается.

На самом деле контроль должен быть в отсутствии контроля.

То есть звуку нужно просто позволить идти. Так, как мы это делаем в момент разговора. И по большому счету, если человек просто расслабится и даст звуку свободно идти, то он дрожать перестанет.

Для того, чтобы примерно понять, как должен работать расслабленный аппарат (а звук перестанет дрожать, когда голосовой аппарат будет расслаблен), нужно попробовать вдохнуть чуть больше, чем обычно. Немножко, без фанатизма. И, например, посчитать. Как в прятках, когда нужно быстро посчитать, скажем, до пятидесяти. Не деля и не чеканя слова, а быстро одним потоком проговорить цифры. То же самое происходит, когда мы проговариваем список покупок: "Надо купить хлеб, мясо, картошку, молоко...". Или собираем вещи в поездку: "Рубашку взял, носки взял, это положил, туалетные принадлежности взял", и так далее.

То есть, любое перечисление, где мы бормочем себе под нос.
Попробуйте проконтролировать, что в этот момент происходит.
Вы что-то произносите, какие-то согласные идут, но они не делят воздушный столб, не работают никакими ограничителями звука. Звук не прерывается. У вас расслаблены и плечи, и лицо. Просто вы что-то там сплошным потоком говорите.
И вот в этот момент голосовой аппарат совершенно расслаблен.

По сути, такое же ощущение должно быть рабочим у вокалиста. Если этого ощущения придерживаться, то никогда звук дрожать не будет.

Голосовой аппарат напрягать нельзя!

Нельзя его контролировать за счет какого-то прерывания. Звук должен идти сплошным потоком. Но контроль безусловно нужен. Иначе как высоту менять? Только под контролем. Но это немножко другой контроль. Люди пытаются контролировать именно поток звука, и поэтому он дрожит.

Ну и, безусловно, все не так просто, как может показаться. Звук надо извлечь достаточно длинный, более воздухорасходный, чем обычно. Соответственно, вдыхать нужно более объемно. А для этого объем вдоха нужно тренировать.

И чтобы выдох был более равномерным, нужно использовать ту самую пресловутую опору, о которой все очень много говорят.

Но опора - это отдельная тема. Притча во языцех. Люди очень любят этим словом пользоваться, и многие преподаватели тоже. Кто что говорит: то надо на диафрагму опираться, то на мышцы брюшного пресса...

А на самом деле людей очень сильно запутали.
Тему опоры мы детально разберем в следующей статье.
Потому что это всем надо, всем интересно... И никому не понятно. :)

Лениза Сайфулина - певица, преподаватель вокала и музыкальной звукорежиссуры.



© WAVEFORUM

Поделись своим опытом
Развивай свой личный бренд и делись опытом с заинтересованной аудиторией