ВОКАЛ

«Все почему-то думают, что петь - легко»

Интервью с певицей и преподавателем вокала Ленизой Сайфулиной
ВОКАЛ
«Все почему-то думают, что петь - легко»
Интервью с певицей и преподавателем вокала Ленизой Сайфулиной

Легко ли научиться петь?
Как выбрать своего преподавателя, когда ждать первых результатов и что в пении главное: техника или душа?

Эти и другие вопросы редактор WaveForum Лена Ракша задала Ленизе Сайфулиной - певице, преподавателю вокала и музыкальной звукорежиссуры. Также Лениза руководит вокальными группами, которые сотрудничают с Аллой Пугачевой, группой "Ария", Авраамом Руссо, Вадимом Казаченко, Демисом Руссосом, группой Рикки и Повери, Бони М, Аттаван и многими другими.
Лениза Сайфулина - певица, преподаватель
Я въедливый, занудный преподаватель, потому что я профессиональный вокалист и знаю, кто с чем сталкивается. В свое время на многие вопросы я не могла получить ответы, прошла через немалое количество разных преподавателей, столкнувшись с огромным количеством проблем. И теперь у меня свой подход: очень трепетный и личный, сформированный через огромное количество школ.
— Лениза, поделитесь, пожалуйста, какие мифы и заблуждения часто встречаются у вокалистов?
Мифы и заблуждения бывают у непрофессионалов и у начинающих. Все почему-то думают, что петь - легко. Нет! Я пою с тех пор, как родилась. И до сих пор есть куча техник, которые лично мне неподвластны.

Когда человек смотрит, например, балет, ему кажется, что все просто. Но легкость - это результат огромного труда. Собственно, так в любом деле. Чем ты профессиональнее, тем легче все это выглядит со стороны. И конечно, это колоссальный труд.

По сути петь - действительно легко. Тяжело научиться петь так, чтобы это было легко.

Ну и плюс техническая огранка, виртуозность исполнения. Она требует огромного количества времени, даже лет. Спросите у любого гитариста, который претендует на какой-то сложный стиль, или у любого вообще инструменталиста - сколько они занимаются? Да целыми днями! Любой пианист, который ездит с мировыми турне и в таблоидах занимает какое-то почетное место - у него минимум семичасовые репетиции в день. Понятно, что мы говорим о каком-то перфекционизме, но тем не менее. Все зависит от количества повторов.

Когда говорят, что все афроамериканцы прям прекрасно от рождения поют - это полная ерунда. Они просто поют ВСЕ ВРЕМЯ. И поют определенные вещи. Естественно, они у них начинают получаться. И кажется, что они такими и родились. Но никто с этим не рождается. Бразилия тоже не родилась с мячом в зубах. Просто они гоняют мяч целыми днями, вот вам и результат.

И тут нет физических сложностей, только момент самоорганизации и фанатизма. Сколько ты готов тратить времени на то, чтобы научиться петь в высшем смысле этого слова.
Для этого обязательно заниматься с преподавателем?
Не всегда обязательно. Есть самородки, у которых от природы какие-то вещи очень хорошо получаются сами по себе или по наитию. Если человек от природы поет, берет любые ноты, все звучит, все отлично работает (в общем и целом), то, в принципе, он может и не ходить к преподавателю. Но такое встречается достаточно редко.

И даже если человек - самородок, даже если он великолепно со всем справляется, какие-то небольшие проблемы и пробелы могут быть. Сейчас мы говорим исключительно об эстрадном пении, потому что в классическом очень жесткие постулаты и правила. Там как в балете: никакого наития, только жесткая математика, которую надо четко понимать.

В эстрадном пении гораздо больше простора для воображения, любые недочеты и недостатки можно обернуть в «Я так вижу».
Поэтому все от желания самого вокалиста зависит. Если он хочет научиться какой-то определенной технике, которая пока не получается по какой-то причине, то ему, конечно, нужен хороший специалист, который сможет дать небольшой мастер-класс. Просто технически объяснить. Если у человека уже поставлен аппарат и он правильно работает. Здесь одна из важнейших задач преподавателя - обеспечить сохранность и выдать определенную технику безопасности, скажем так.
Если у человека на самом начальном этапе есть неправильное понимание каких-то технических моментов - они могут не только мешать ему, они его сгубят в конечном итоге.
Например, у Селин Дион были сложности со взятием высоких нот. И она мучилась, болела. Но после того, как позанималась с преподавателем, раз и навсегда решила эти проблемы и стала работать, как машина. Сколько лет уже трудится в очень сложном технически жанре, который требует огромных усилий и  нагрузок на аппарат. И при этом она не болеет, а работает и работает, и сносу ей  нет. Именно потому, что нашелся человек, который ей грамотно все объяснил.
Все складывается из частностей. Кому-то преподаватель нужен больше, кому-то меньше. Кому-то никогда. Но это скорее исключение.
Как выбрать преподавателя?
Пункт номер один - это рекомендация. И пункт номер два - личное ощущение, симпатия. Каким бы ни был хорошим преподаватель, все равно с кем-то у тебя история сложится, а с кем-то нет. Это все очень индивидуально, и зависит от твоих целей и задач. И от того, насколько ты в этих целях и задачах совпадешь с менталитетом преподавателя. Но сначала все-таки рекомендация. Потому что не понимая, к кому ты идешь, можно попасть на профанацию.

Но тут каждый найдет то, что ищет. Некоторым нужно, чтобы им кричали: “Здорово, круто, молодец! Дай больше энергии, посылай звук в зал! Дай больше чувств! Вложи душу!”. Но это же какие-то абстрактные фразы. Что это вообще такое?

Пение - это механика, это как спорт. От спортивного тренера ждут жестких рекомендаций, как поставить ногу, куда стопу, какие мыщцы должны работать. Почему этого не ждут от преподавателей по вокалу? Мне это не понятно.

Но, повторюсь, каждый найдет то, что он ищет. Некоторые преподаватели (к слову, таких у нас большинство) начинают людям пускать пыль в глаза и крутить фонарики. Шоу показывают, выводят человека на эмоции, создают ему якобы интересный урок. Но КПД у таких занятий равен нулю. От силы пяти процентам. Если нужны восторженные покрикивания и веселые занятия - ну приходите просто петь песенки как-нибудь.

Когда стоит ждать первых результатов?
Люди ждут, что они начнут петь с первого урока. Конечно же, нет! Только на объяснение структуры и системы занятий уходит полтора-два часа разговоров. И в первый день редко когда я успеваю что-то человеку показать. Ну разве что дыхательные упражнения - и  то  на дом.

Если человек приходит с нуля, то в первую очередь нужно научиться вдыхать правильно. Потом научиться выдыхать правильно. И это нужно довести до автоматизма. Потому что пока человек автоматически это делать не научится, нет смысла идти дальше - он не готов.

На рефлексе человек начинает петь так, как пел всегда от рождения. Мы же все как-то от  рождения поем. Но чтобы неправильные рефлексы из человека выбить, нужно время. И только с того момента, как человек начинает петь именно так, как надо, он  может начинать двигаться.

Здесь все точно так же, как в любом физическом тренинге. Это как качать пресс, условно говоря. Ты приходишь в зал, тебе тренер дает инструкции. Понятно, что фигура у тебя не поменяется прямо в этот момент. Только через месяц могут появиться какие-то результаты. В вокале так же. Я даю инструкции, и с этого момента нужно начинать заниматься.

Терпения, как правило, ни у кого не хватает, редко кто доходит до конца. Но надо понимать, что просто так результатов не будет, и относиться к занятиям по-взрослому.
Можно ли научиться петь, занимаясь дистанционно?
В дистанционные занятия я верю мало, потому что  очень важен физический контакт. До каждого человека доходит по-разному. Мне нужно его и согнуть, и положить, и под кресло засунуть, и на резиночку, и так, и сяк. И потом раз - велосипед поехал. Это, конечно, очень контактная история.
К какому результату можно прийти в итоге?
К конечному результату ты никогда не придешь. Всегда есть, куда идти. Я пою с пяти лет, и у меня нет еще конечной точки. Есть еще много вещей, которым я  могла бы научиться. Это как в любом деле, всегда будет что-то, что ты еще не успел осилить и сделать. Самое главное - понять, к чему ты хочешь идти.

Если ты хочешь прийти к какому-то результату в вокале, нужно сузить изначально рамки. Найти свою нишу, свое направление и в нем развиваться. Невозможно объять необъятное. Есть огромное количество вокальных техник: эстрадный вокал направления соул или R&B, экстрим-вокал, рок-вокал, фанк-вокал, джазовый вокал и  так далее. Они все немножко разные. Тут нужно двигаться в заведомо определенном направлении. Это достижимее, чем все остальное.
А как определиться с выбором своего направления? Как понять, что будет получаться лучше?
Как правило человек по наитию чувствует, что ему больше нравится. В пении часто все работает именно так: то, что нам больше нравится, то и доступно. Если у тебя есть хоть какие-то музыкальные задатки и музыкальный слух, то твой мозг вычленяет именно тех вокалистов, тот жанр, который впоследствии (если начнешь заниматься), ты сможешь исполнить.

Если у человека абсолютно нет никаких склонностей или слуха и он вообще не умеет петь, то предпочтения могут ничего и не сказать. А вот когда человек поющий, то прослушав его плейлист можно понять, в каком направлении он сам сможет вырасти и двигаться, как вокалист. На моем личном опыте это работает в  90% случаев. Если я хочу понять, что из человека можно слепить, я просто спрашиваю, что он слушает.
Сейчас часто можно услышать мнение, что в вокале главное - душа, эмоции. А техника - вопрос второстепенный. И если человек душевно поет, то технические огрехи ему простят. Так ли это?
Это вполне может быть правдой. Скажем прямо, 90% слушателей мирового сообщества в принципе не разбирается в музыке. А в нашей стране - особенно.

Наше эстрадное пространство сформировано на  модели западного шоу-бизнеса: американского и слегка европеизированного. Поэтому по сути мы истоки свои утратили и народ в них не разбирается. По верхам что-то нахватали, русские народные дворовые напевы замешались с восприятием иностранного прототипа, и получился хромой-кривой симбиоз.

Музыкальная культура у людей в принципе на очень слабом уровне. Когда у нас человек поет каким-то голосом, который как бы похож на оперный, все думают, что это - круто, как минимум, высокий уровень. Я даже не называю имен, вполне очевидно и понятно, про кого я говорю. Учитывая такую незрелость слушателя, можно сказать, что непрофессионализм вполне может и прокатить. Почему бы и нет. Зритель сам рождает своих кумиров.

Но прокатит это не везде, а только в жанре, в котором поет наша поп-эстрада. Там вполне можно людям лапши навешать на уши и все ок. Но если взять музыкальный жанр посложнее, где речь идет о более высоких или низких звуках, о сложных опеваниях, фиоретурах, о мелизматике или сложных техниках - шара здесь не пройдет. Душой ты тут не возьмешь.

Если человек поет песню Бейонсе, Уитни Хьюстон, Джесси Джей или Агилеры, на душе далеко не уедешь. Даже совершенно неподготовленный слушатель поймет, что певец явно поет плохо. Так что многое зависит от сложности референса.

Нужно ли вокалисту знать музыкальную теорию?
Музыкальную теорию вокалист может и не знать. И это не помешает ему получить хороший результат. Я знаю немало вокалистов, которые не знают музыкальную теорию и поют достаточно хорошо.

Но тут вопрос в том, что муз.теория - это как азбука. Может ли человек, который не знает грамоту, научиться декламировать стихи? Конечно же, может. Он будет слушать, заучивать наизусть с чьих-то слов, с аудиокниг и так далее. Просто разница в коэффициенте полезного действия.

Владение какими-то знаниями по умолчанию увеличивает скорость восприятия, расширяет рамки. А еще это не дает тебе упасть в грязь лицом перед коллегами. Потому что когда ты попадаешь в музыкальное сообщество, то достаточно просто открыть рот и сказать пару фраз, чтобы профессионалы поняли уровень твоей музыкальной подготовки. И все становится ясно.
В этот момент самородкам становится очень стыдно. Как правило, они немедленно бегут учиться. И, собственно говоря, правильно делают.
Любой ли может научиться хорошо и правильно петь? А если нет слуха, например?
Да, научить петь можно любого человека. При отсутствии слуха тоже. Начальная точка отсчета говорит о том, как  далеко ты уйдешь и какое количество усилий должен приложить. Никто не отменял чуда труда. Человеку, у которого нет слуха, придется потратить какое-то количество времени. И ему, конечно, придется посложнее, чем человеку с хорошими природными данными. Но его абсолютно точно можно научить петь. Просто надо понимать, как это сделать. И если преподаватель сталкивался уже с такими вещами, то безусловно, слух у человека развивается. При наличии фанатизма такой человек может даже обставить человека, который более расслаблен по причине своей одаренности от природы.

Чудеса, конечно, случаются.
Но это те чудеса, которые мы создаем сами.

Лениза Сайфулина - певица, преподаватель вокала и музыкальной звукорежиссуры.



Вопросы задавала Елена Ракша



© WAVEFORUM

Поделись своим опытом
Развивай свой личный бренд и делись опытом с заинтересованной аудиторией