Как подготовиться к записи вокала? Ответ прост: записать его!
Ну то есть, реально поехать в студию и записать. :)
Артисты, даже приходя не в новую для себя студию, первое время чувствуют себя зажато. Помимо отработки партий и подачи на предварительной записи, человек просто привыкает к обстановке, расслабляется. Такая запись является пробником к основной работе, и назначаться может от месяца до недели до чистовой записи.
Она нужна, чтобы спокойно посмотреть детали исполнения, интонации, прослушать все, как под микроскопом, несколько раз и выявить то, над чем еще нужно поработать.
Ведь никто и нигде не слышит ваш голос как в студии, так как там он записан в микрофон с близкого расстояния, именно такой сигнал нужен для продакшена. В обычной жизни с расстояния метр и более мы просто физически не слышим деталей.
Поэтому без черновой записи вокала на 100% мы не можем подготовиться к записи чистовой. Это как сдавать на права, никогда не садясь за руль, а лишь наблюдая за другим водителем и слушая его советы.
Предварительную запись желательно провести в компании педагога по вокалу и/или вокального продюсера. Им может быть и звукорежиссер записи. Факт, что это точно не человек, который просто "нажимает на кнопку"!
Часто от вокалистов я слышу истории о том, как они записывались где-то, а там по другую сторону холодного стекла сидел немой и безликий человек, молча нажимающий rec. Такой звукарь не вызывает ничего кроме растерянности и раздражения, особенно для новичков.
Поэтому нужно:
Говорить! Человек за стеклом до конца никогда не знает, что у вас в голове/душе/ушах происходит. И здесь нет места стеснению: все, что кажется некомфортным или непонятным, нужно говорить! Любой, даже кажущийся неважным, комментарий может помочь профессионалам в создании лучшей записи в мире. То есть вашей.
Слушать! Даже если вы опытный вокалист, поверьте, вам нужно мнение со стороны. Порой вокалист не может заметить мелких технических деталей, ведь он сконцентрирован на другом - и это абсолютно верно - передать живые эмоции в песне! Да и деталей этих так много, что просто невозможно за ними всеми следить одному человеку.
Для предварительной записи достаточно не более часа, но до нее вокалисту нужна подготовка с педагогом/вокальным продюсером:
знание текста. И я сейчас не о том, чтоб как от зубов. Бывает, человек приходит в студию, думая, что там за него все сделает звукорежиссер, и видит текст вообще впервые.
знание смысла текста. Согласитесь, странно петь строки о любви агрессивно, а о смерти - весело. Но и такое бывает! Вокалисты так углубляются порой в технику, что забывают о смысле и настроении, которые они поют.
знание мелодии. Песня должна быть отрепетирована, впета. Неуверенность в мелодии на записи заметна. Секвенции, поторяющиеся рисунки и мелизмы - я всегда прошу точно знать, какие там ноты, задуматься о них перед тем, как петь.
работа над ритмом и грувом. Отсутствие вокального грува может потопить даже хит. Я часто предлагаю вокалисту нащупать грув телом: похлопывая себя по ноге или притаптывая вместе с малым/клэпом. Тогда даже если мозг еще не совсем понял грув, то тело уже чувствует. Также следим за длиной окончаний. Часто «наползание» длинных окончаний на основные доли делает трек тяжелым.
знание фонограммы, формы, где развитие, где кульминация. При исполнении вокалист и музыка - одно целое. Но порой я встречаю невнимательность к музыке: она останавливается или становится тише, а вокалист никак на это не реагирует, не меняет ни краски, ни характер исполнения.
работа над дикцией. В студии не так как в жизни, если плохо спеть окончание, то так и останется "не в снах", а "в сна". Чтобы окончания выглядели органично,а не переигранно «в снаХХХ», лучше заранее отрепетировать четкое произношение спорных мест.
эмоциональная нагота!!! Опишите себе и всем, кто с вами работает эпитетами настроение песни и свой образ: какой ты в этом треке? Грустный, веселый, агрессивный и т.п. Определитесь с этим заранее, иначе ваши сомнения будут слышны.
Софья Кутузова
❗️Помните, что на сведении можно поправить фальшивые ноты, но никто не сможет исправить:
-не то настроение;
-плохое произношение;
-отсутствие эмоций;
-неверное положение микрофона.
Положение микрофона!
Эмоциональный вокалист может вообще отвернуться в пылу. Следите за собой. Исходное положение задаст звукорежиссер.
Треки с разной динамикой куплета-припева часто пишутся при разном расстоянии микрофона и с различной настройкой приборов. Только звукорежиссер может вам сказать, нужна ли смена вашего положения у микрофона. Если сомневаетесь, просто уточните этот момент.
И главное - доверяйте профессионалам, с которыми работаете!
Долго? Да, возможно, дольше, чем спеть в караоке.
Дорого? Возможно, немного дороже, чем просто запись.
Но если есть желание получить реально крутой дорогой результат, оно того стоит. :)