ЗВУКОРЕЖИССУРА

Запись вокала в студии: как подготовиться?

Софья Кутузова
ЗВУКОРЕЖИССУРА
Запись вокала в студии: как подготовиться?
Софья Кутузова
Как подготовиться к записи вокала? Ответ прост: записать его!
Ну то есть, реально поехать в студию и записать. :)
Артисты, даже приходя не в новую для себя студию, первое время чувствуют себя зажато. Помимо отработки партий и подачи на предварительной записи, человек просто привыкает к обстановке, расслабляется. Такая запись является пробником к основной работе, и назначаться может от месяца до недели до чистовой записи.

Она нужна, чтобы спокойно посмотреть детали исполнения, интонации, прослушать все, как под микроскопом, несколько раз и выявить то, над чем еще нужно поработать.

Ведь никто и нигде не слышит ваш голос как в студии, так как там он записан в микрофон с близкого расстояния, именно такой сигнал нужен для продакшена. В обычной жизни с расстояния метр и более мы просто физически не слышим деталей.

Поэтому без черновой записи вокала на 100% мы не можем подготовиться к записи чистовой. Это как сдавать на права, никогда не садясь за руль, а лишь наблюдая за другим водителем и слушая его советы.

Предварительную запись желательно провести в компании педагога по вокалу и/или вокального продюсера. Им может быть и звукорежиссер записи. Факт, что это точно не человек, который просто "нажимает на кнопку"!
Часто от вокалистов я слышу истории о том, как они записывались где-то, а там по другую сторону холодного стекла сидел немой и безликий человек, молча нажимающий rec. Такой звукарь не вызывает ничего кроме растерянности и раздражения, особенно для новичков.
Поэтому нужно:
Говорить! Человек за стеклом до конца никогда не знает, что у вас в голове/душе/ушах происходит. И здесь нет места стеснению: все, что кажется некомфортным или непонятным, нужно говорить! Любой, даже кажущийся неважным, комментарий может помочь профессионалам в создании лучшей записи в мире. То есть вашей.

Слушать! Даже если вы опытный вокалист, поверьте, вам нужно мнение со стороны. Порой вокалист не может заметить мелких технических деталей, ведь он сконцентрирован на другом - и это абсолютно верно - передать живые эмоции в песне! Да и деталей этих так много, что просто невозможно за ними всеми следить одному человеку.

Для предварительной записи достаточно не более часа, но до нее вокалисту нужна подготовка с педагогом/вокальным продюсером:
  • знание текста. И я сейчас не о том, чтоб как от зубов. Бывает, человек приходит в студию, думая, что там за него все сделает звукорежиссер, и видит текст вообще впервые.
  • знание смысла текста. Согласитесь, странно петь строки о любви агрессивно, а о смерти - весело. Но и такое бывает! Вокалисты так углубляются порой в технику, что забывают о смысле и настроении, которые они поют.
  • знание мелодии. Песня должна быть отрепетирована, впета. Неуверенность в мелодии на записи заметна. Секвенции, поторяющиеся рисунки и мелизмы - я всегда прошу точно знать, какие там ноты, задуматься о них перед тем, как петь.
  • работа над ритмом и грувом. Отсутствие вокального грува может потопить даже хит. Я часто предлагаю вокалисту нащупать грув телом: похлопывая себя по ноге или притаптывая вместе с малым/клэпом. Тогда даже если мозг еще не совсем понял грув, то тело уже чувствует. Также следим за длиной окончаний. Часто «наползание» длинных окончаний на основные доли делает трек тяжелым.
  • знание фонограммы, формы, где развитие, где кульминация. При исполнении вокалист и музыка - одно целое. Но порой я встречаю невнимательность к музыке: она останавливается или становится тише, а вокалист никак на это не реагирует, не меняет ни краски, ни характер исполнения.
  • работа над дикцией. В студии не так как в жизни, если плохо спеть окончание, то так и останется "не в снах", а "в сна". Чтобы окончания выглядели органично,а не переигранно «в снаХХХ», лучше заранее отрепетировать четкое произношение спорных мест.
  • эмоциональная нагота!!! Опишите себе и всем, кто с вами работает эпитетами настроение песни и свой образ: какой ты в этом треке? Грустный, веселый, агрессивный и т.п. Определитесь с этим заранее, иначе ваши сомнения будут слышны.
Софья Кутузова
❗️Помните, что на сведении можно поправить фальшивые ноты, но никто не сможет исправить:
-не то настроение;

-плохое произношение;

-отсутствие эмоций;

-неверное положение микрофона.

Положение микрофона!

Эмоциональный вокалист может вообще отвернуться в пылу. Следите за собой. Исходное положение задаст звукорежиссер.

Треки с разной динамикой куплета-припева часто пишутся при разном расстоянии микрофона и с различной настройкой приборов. Только звукорежиссер может вам сказать, нужна ли смена вашего положения у микрофона. Если сомневаетесь, просто уточните этот момент.
И главное - доверяйте профессионалам, с которыми работаете!

Долго? Да, возможно, дольше, чем спеть в караоке.

Дорого? Возможно, немного дороже, чем просто запись.

Но если есть желание получить реально крутой дорогой результат, оно того стоит. :)

Автор: Софья Кутузова


Фото обложки: Софья Кутузова



© WAVEFORUM

Поделись своим опытом
Развивай свой личный бренд и делись опытом с заинтересованной аудиторией