СОЗДАНИЕ МУЗЫКИ

Работа с вокалом: основные приёмы аранжировки вокальных партий

Андрей Девятых
СОЗДАНИЕ МУЗЫКИ
Работа с вокалом: основные приёмы аранжировки вокальных партий
Андрей Девятых
Что такое аранжировка - знает каждый, даже начинающий музыкант.
Говоря строго — это адаптация музыкальной композиции
для определённого состава исполнителей.
Если проще — подбор инструментов и тембров, сочинение партий отдельных инструментов, помимо основного. И если речь идёт о песне, то основным инструментом в ней всегда является вокал.

Однако запоминающаяся мелодия вокальной партии и даже её удачная аранжировка еще не гарантируют, что ваш трек станет хитом. Ведь очень часто, слушая песни, начинаешь скучать уже после первого куплета. А причина этому — однообразная «вокальная аранжировка», то есть отсутствие помимо основной вокальной партии, дополнительных — «даблов», «бэков» и так далее, либо неумелое или неуместное их использование.
Какие приёмы «вокальной аранжировки» существуют? Когда и как можно воспользоваться ими и как гармонично вписать вокальные партии в трек?
Во всём этом мы и попробуем разобраться в этой небольшой статье. А для удобства и простоты восприятия я решил оформить её в виде набора простых принципов, которые помогут вам сделать вокальные партии интереснее для слушателя и гармонично связать их с общим звучанием трека.

Всё есть инструмент

Создавая аранжировку, помните: абсолютно любую партию, вокальную или инструментальную, следует воспринимать как отдельный самостоятельный инструмент. При этом разные вокальные партии также являются самостоятельными инструментами: лид-вокал, второй вокал, бэк-вокал — всё это отдельные инструменты. И чем больше инструментов звучит в один момент времени, тем хуже для вас и для слушателя. Поэтому, прежде чем задаваться вопросом, а нужны ли треку дополнительные вокальные партии и как их в него вписать, ответьте сначала на вопрос: «А есть ли в нём для них место?». Ведь если аранжировка и так уже достаточно насыщена мелодическими партиями, то для дополнительных партий вокала в ней может просто не оказаться места и в этом случае вам нужно будет выбирать: или избавиться от каких-то мелодических партий в пользу дополнительных вокальных, или оставить всё как есть, не перегружая аранжировку.

Эффекты на вокале не есть вокальная аранжировка

Некоторые исполнители считают, что обработка основной вокальной партии эффектами — это и есть вокальная аранжировка, но на самом деле это не так. Вокальная аранжировка — это создание дополнительных вокальных партий, каждая из которых может быть обработана своими эффектами. Например, дабл-трек обработать диссоршеном, бэк-вокал пропустить через вокодер и так далее. Всё зависит только от вашей фантазии и жанра, в котором вы работаете. Но нужно помнить, что вы никогда не сможете заменить вокальную аранжировку простой обработкой вокальной партии эффектами!

Дабл-трек сделает вокал плотнее и украсит его

Дабл-трек — это особый художественный приём, открытый и впервые использованный в 60-е годы XX века группой «The Beatles». Чтобы использовать дабл-трек вам достаточно дважды записать одну и ту же вокальную партию «нота-в-ноту». С одной стороны, это даст особый и узнаваемый эффект «двойного голоса». С другой стороны, это полезно, когда аранжировка насыщена инструментами, и вокал тонет в ней из-за недостатка тембральной плотности. Вы также можете использовать дабл-трек не всё время, а только в кульминационные моменты, чтобы усилить эмоциональное воздействие на слушателя или выделить в тексте песни слова и словосочетания, имеющие повышенную смысловую нагрузку. Основное ограничение для данного приёма — вокальная партия должна быть хорошо «впета» ритмически. В противном случае дорожки будут сильно отличаться, что приведёт к ощутимым искажениям голоса (и создаст дополнительную головную боль для звукорежиссёра, который будет сводить ваш трек :). Иногда для создания эффекта дабл-трека записывают больше двух дорожек. В этом случае отдельные дорожки можно разнести по панораме, что сделает вокал более объёмным. Также эффект дабл-трека можно получить, используя специализированные плагины, например Waves Reel ADT, однако «живой» дабл-трек всегда будет звучать более натурально и эффектно.

Бэк-вокал сделает вокальную партию интереснее и поможет расставить эмоциональные акценты

На тему использования бэк-вокала, или «бэка» можно написать отдельную объёмную статью, так как существует огромное количество вариантов «бэков» и сценариев их использования. Поэтому ограничусь лишь ключевыми моментами.
  • 1
    Бэк-вокал нужно использовать «редко да метко». Его задача — поддержать основной вокал и расставить эмоциональные акценты в ключевые моменты композиции. Поэтому «бэки» чаще всего используют в припеве, так как классически припев — это квинтэссенция эмоционального напряжения трека, он всегда должен быть более динамичным и эмоциональным, нежели куплет.
  • 2
    В отличие от дабл-трека, для записи «бэка» нужно использовать другого вокалиста (или даже нескольких вокалистов). Также очень желательно, чтобы вокалисты, записывающие «бэки», пели в диапазоне (тесситуре), отличной от лид-вокала — это усилит эффект и исключит не нужные мелодические конфликты с основной вокальной партией.
  • 3
    Даже если партия бэк-вокала по вашей задумке должна мелодически повторять партию лид-вокала, запишите её в какой-либо чистый интервал, относительно основной, например в терцию, или квинту. Это усилит эмоциональное воздействие «бэка» и сделает общее звучание вокала более драматичным.
  • 4
    При создании и записи партий бэк-вокала используйте принцип контраста. Например, если у вас мужской лид-вокал, используйте на «бэках» женский. Если партия лид-вокала мелодически сложная и динамичная, то партию бэк-вокала сделайте простой и более статичной.

Использование второго вокала добавит композиции драматизма и поможет рассказать историю

Нельзя сказать, что два вокалиста в группе — это частая практика. Тем не менее, использование второго вокала — приём частый и достаточно эффектный, особенно в популярной музыке. Суть его заключается в том, что помимо основного, есть второй вокалист, который его поддерживает и эпизодически их роли меняются по принципу «вопрос-ответ». Например:
  • В куплетах второй вокалист поддерживает первого, исполняя более простую фоновую вокальную партию (чаще вокализ), в припеве они меняются ролями.

  • В куплетах второй вокалист поддерживает первого, исполняя более простую фоновую вокальную партию (чаще вокализ), припев они исполняют вместе.

  • Первую часть куплета исполняет основной вокалист, вторую часть куплета второй вокалист, припев они исполняют вместе.

Как и в случае с бэк-вокалом, при использовании данного приёма действуют те же самые правила: желательно чтобы второй вокалист пел в отличном от лид-вокала диапазоне (тесситуре), использование принципа контраста также значительно усиливает эмоциональное воздействие вокальной партии на слушателя.


Надеюсь, мои знания и советы помогут вам при аранжировке и создании музыки. Желаю всем успеха и запоминающихся хитовых треков!

Хочешь системного обучения в контакте с преподавателем?

Записывайся на авторский курс Синтез звука.Синтология от Андрея Девятых.
Идет набор на новый поток.

Практические мастер-классы с Андреем Девятых по теме синтеза. Познакомься ближе с преподавателем и получи полезные знания.

Телеграмм Чат WaveForum Синтология - сообщество, посвященное вопросам синтеза звука.

Экосистема WaveForum

Развивайся!

О том, как сделать идеальную с точки зрения звукорежиссера аранжировку, читайте в этой статье.


Автор: Андрей Девятых - Звукорежиссёр, композитор, основатель Unusual Sound Studio


© WAVEFORUM

Поделись своим опытом
Развивай свой личный бренд и делись опытом с заинтересованной аудиторией