СОЗДАНИЕ МУЗЫКИ

Работа с вокалом: основные приёмы аранжировки вокальных партий

Андрей Девятых
СОЗДАНИЕ МУЗЫКИ
Работа с вокалом: основные приёмы аранжировки вокальных партий
Андрей Девятых
Что такое аранжировка - знает каждый, даже начинающий музыкант.
Говоря строго — это адаптация музыкальной композиции
для определённого состава исполнителей.
Если проще — подбор инструментов и тембров, сочинение партий отдельных инструментов, помимо основного. И если речь идёт о песне, то основным инструментом в ней всегда является вокал.

Однако запоминающаяся мелодия вокальной партии и даже её удачная аранжировка еще не гарантируют, что ваш трек станет хитом. Ведь очень часто, слушая песни, начинаешь скучать уже после первого куплета. А причина этому — однообразная «вокальная аранжировка», то есть отсутствие помимо основной вокальной партии, дополнительных — «даблов», «бэков» и так далее, либо неумелое или неуместное их использование.
Какие приёмы «вокальной аранжировки» существуют? Когда и как можно воспользоваться ими и как гармонично вписать вокальные партии в трек?
Во всём этом мы и попробуем разобраться в этой небольшой статье. А для удобства и простоты восприятия я решил оформить её в виде набора простых принципов, которые помогут вам сделать вокальные партии интереснее для слушателя и гармонично связать их с общим звучанием трека.

Всё есть инструмент

Создавая аранжировку, помните: абсолютно любую партию, вокальную или инструментальную, следует воспринимать как отдельный самостоятельный инструмент. При этом разные вокальные партии также являются самостоятельными инструментами: лид-вокал, второй вокал, бэк-вокал — всё это отдельные инструменты. И чем больше инструментов звучит в один момент времени, тем хуже для вас и для слушателя. Поэтому, прежде чем задаваться вопросом, а нужны ли треку дополнительные вокальные партии и как их в него вписать, ответьте сначала на вопрос: «А есть ли в нём для них место?». Ведь если аранжировка и так уже достаточно насыщена мелодическими партиями, то для дополнительных партий вокала в ней может просто не оказаться места и в этом случае вам нужно будет выбирать: или избавиться от каких-то мелодических партий в пользу дополнительных вокальных, или оставить всё как есть, не перегружая аранжировку.

Эффекты на вокале не есть вокальная аранжировка

Некоторые исполнители считают, что обработка основной вокальной партии эффектами — это и есть вокальная аранжировка, но на самом деле это не так. Вокальная аранжировка — это создание дополнительных вокальных партий, каждая из которых может быть обработана своими эффектами. Например, дабл-трек обработать диссоршеном, бэк-вокал пропустить через вокодер и так далее. Всё зависит только от вашей фантазии и жанра, в котором вы работаете. Но нужно помнить, что вы никогда не сможете заменить вокальную аранжировку простой обработкой вокальной партии эффектами!

Дабл-трек сделает вокал плотнее и украсит его

Дабл-трек — это особый художественный приём, открытый и впервые использованный в 60-е годы XX века группой «The Beatles». Чтобы использовать дабл-трек вам достаточно дважды записать одну и ту же вокальную партию «нота-в-ноту». С одной стороны, это даст особый и узнаваемый эффект «двойного голоса». С другой стороны, это полезно, когда аранжировка насыщена инструментами, и вокал тонет в ней из-за недостатка тембральной плотности. Вы также можете использовать дабл-трек не всё время, а только в кульминационные моменты, чтобы усилить эмоциональное воздействие на слушателя или выделить в тексте песни слова и словосочетания, имеющие повышенную смысловую нагрузку. Основное ограничение для данного приёма — вокальная партия должна быть хорошо «впета» ритмически. В противном случае дорожки будут сильно отличаться, что приведёт к ощутимым искажениям голоса (и создаст дополнительную головную боль для звукорежиссёра, который будет сводить ваш трек :). Иногда для создания эффекта дабл-трека записывают больше двух дорожек. В этом случае отдельные дорожки можно разнести по панораме, что сделает вокал более объёмным. Также эффект дабл-трека можно получить, используя специализированные плагины, например Waves Reel ADT, однако «живой» дабл-трек всегда будет звучать более натурально и эффектно.

Бэк-вокал сделает вокальную партию интереснее и поможет расставить эмоциональные акценты

На тему использования бэк-вокала, или «бэка» можно написать отдельную объёмную статью, так как существует огромное количество вариантов «бэков» и сценариев их использования. Поэтому ограничусь лишь ключевыми моментами.
1
Бэк-вокал нужно использовать «редко да метко». Его задача — поддержать основной вокал и расставить эмоциональные акценты в ключевые моменты композиции. Поэтому «бэки» чаще всего используют в припеве, так как классически припев — это квинтэссенция эмоционального напряжения трека, он всегда должен быть более динамичным и эмоциональным, нежели куплет.
2
В отличие от дабл-трека, для записи «бэка» нужно использовать другого вокалиста (или даже нескольких вокалистов). Также очень желательно, чтобы вокалисты, записывающие «бэки», пели в диапазоне (тесситуре), отличной от лид-вокала — это усилит эффект и исключит не нужные мелодические конфликты с основной вокальной партией.
3
Даже если партия бэк-вокала по вашей задумке должна мелодически повторять партию лид-вокала, запишите её в какой-либо чистый интервал, относительно основной, например в терцию, или квинту. Это усилит эмоциональное воздействие «бэка» и сделает общее звучание вокала более драматичным.
4
При создании и записи партий бэк-вокала используйте принцип контраста. Например, если у вас мужской лид-вокал, используйте на «бэках» женский. Если партия лид-вокала мелодически сложная и динамичная, то партию бэк-вокала сделайте простой и более статичной.

Использование второго вокала добавит композиции драматизма и поможет рассказать историю

Нельзя сказать, что два вокалиста в группе — это частая практика. Тем не менее, использование второго вокала — приём частый и достаточно эффектный, особенно в популярной музыке. Суть его заключается в том, что помимо основного, есть второй вокалист, который его поддерживает и эпизодически их роли меняются по принципу «вопрос-ответ». Например:

В куплетах второй вокалист поддерживает первого, исполняя более простую фоновую вокальную партию (чаще вокализ), в припеве они меняются ролями.

В куплетах второй вокалист поддерживает первого, исполняя более простую фоновую вокальную партию (чаще вокализ), припев они исполняют вместе.

Первую часть куплета исполняет основной вокалист, вторую часть куплета второй вокалист, припев они исполняют вместе.

Как и в случае с бэк-вокалом, при использовании данного приёма действуют те же самые правила: желательно чтобы второй вокалист пел в отличном от лид-вокала диапазоне (тесситуре), использование принципа контраста также значительно усиливает эмоциональное воздействие вокальной партии на слушателя.


Надеюсь, мои знания и советы помогут вам при аранжировке и создании музыки. Желаю всем успеха и запоминающихся хитовых треков!

О том, как сделать идеальную с точки зрения звукорежиссера аранжировку, читайте в этой статье.


Автор: Андрей Девятых - Звукорежиссёр, композитор, основатель Unusual Sound Studio


© WAVEFORUM

Поделись своим опытом
Развивай свой личный бренд и делись опытом с заинтересованной аудиторией
Поделиться своим опытом
E-mail
ФИО
Специальность
Немного о себе (опыт работы, проекты, кейсы)
На какие темы вы хотели бы писать, какой пользой можете поделиться с аудиторией WaveForum?
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности