создание музыки

Идеальная аранжировка с точки зрения звукорежиссера

Андрей Девятых
СОЗДАНИЕ МУЗЫКИ

Идеальная аранжировка с точки зрения звукорежиссера

Андрей Девятых

Как сделать аранжировку, которую будет легко сводить,

и чтобы в итоге произведение круто звучало?

Среди звукорежиссёров ходит шутка, что хорошая аранжировка в сведении не нуждается. Это, конечно, не совсем так, но как известно, “в каждой шутке есть доля шутки”.

Многие музыканты считают звукорежиссёра чуть ли не магом и волшебником, способным превратить любой трек, каким бы он ни был, в radio-ready хит. В некотором смысле это, конечно, так. На этапе сведения действительно можно сильно изменить звучание композиции, придать ей глубины, объёма, нужной окраски, разнообразить эффектами. Однако нужно понимать, что звукорежиссёр в конечном счёте будет работать лишь с тем, что в музыке уже есть, а большую часть проблем, возникающих на этапе сведения, можно решить уже на этапе создания музыки, в частности на этапе аранжировки.

Фото обложки: А. Девятых

Правильно расставьте акценты

Абсолютно любая композиция как правило опирается на партии четырёх основных инструментов (голос — это тоже инструмент). Поэтому сведение трека, вне зависимости от жанра, обычно начинается именно с этого — определения основных инструментов, на которых построена композиция, балансировки их относительно друг-друга и последующей обработки. Все остальные инструменты считаются вспомогательными, добавляющими в звучание композиции объём и “вписываются” в микс после основных. Проще говоря, в любом треке есть “скелет” — это те самые четыре ключевые партии, а есть “мясо” — партии остальных инструментов. Используйте такой же подход и при аранжировке:

Определите, какие инструменты в вашей композиции будут основными. Это во многом зависит от жанра. Понять это можно очень просто: если без партии какого-либо инструмента полностью теряется художественная задумка трека — этот инструмент является основным.

Уделите партиям основных инструментов особо пристальное внимание и самое главное — на сколько это возможно, исключите мелодические конфликты между ними. Это гарантирует отсутствие серьёзных частотных конфликтов на этапе сведения. Впрочем, подробнее об этом будет следующий совет.

Максимально избегайте мелодических конфликтов между партиями инструментов

Очень хорошо, когда каждый инструмент в аранжировке звучит в своём диапазоне (регистре) и не пересекается с мелодическими партиями других инструментов. Пересечение мелодических партий разных инструментов в одном диапазоне приводит к так называемым “частотным конфликтам”, на разрешение которых часто уходит особенно много времени. Впрочем, для некоторых инструментов это возможно не всегда или невозможно в принципе. Например, каждый звукорежиссёр сталкивался с пресловутым конфликтом “бочки и баса”. Тем не менее, для большинства основных и вспомогательных мелодических партий это возможно. Обратите особое внимание на партии солирующих инструментов, и в первую очередь — на вокал. Лучше всего, когда с партией вокала не пересекается ни одна другая мелодическая партия.

Избегайте излишней пустоты и перегруженности

Краткость, как известно — сестра таланта, но всё хорошо в меру. Степень наполненности аранжировки партиями очень субъективна и сильно варьируется от жанра к жанру. В хорошей аранжировке весь звуковой спектр от басов до верхних частот наполнен равномерно, а каждый инструмент (группа инструментов) звучит в своём регистре и диапазоне. Если какой-то диапазон в вашей аранжировке окажется пустым, то наполнить его на этапе сведения не получится ничем — ни эффектами, ни чем-то еще. Излишняя перегруженность партиями так же вредна, как и излишняя пустота. Если в одном и том же регистре звучит слишком много инструментов, то как не разноси инструменты по панораме, и как не разделяй на несколько планов — всё равно будет каша.

Солирует всегда только один инструмент

Многие, особенно начинающие, музыканты почему-то считают, что чем больше партий разных инструментов будет в их музыке - тем лучше. Иногда доходит до того, что в какой-то момент несколько инструментов солируют одновременно. Это плохая практика не только потому, что усложняет процесс сведения, но еще и потому, что усложняет восприятие музыки в целом, путает слушателя. В хорошей аранжировке в один и тот же момент времени солирует только один инструмент. Если это вокал, то партии остальных инструментов поддерживают вокалиста, если речь идёт о соло гитары или клавишных, то партии остальных инструментов должны поддерживать, но не перебивать их.

Будьте внимательны при подборе тембров

В большинстве жанров современной музыки (особенно электронной) активно используются синтезаторы и синтетические тембры. И зачастую тембр влияет на восприятие музыки не меньше, чем мелодия и гармония. А еще синтетические тембры очень богаты большим количеством гармоник (частот) и потому тоже часто становятся причиной частотных конфликтов. Особенно это касается широких и ярких пэдов и лидов. В хорошей аранжировке тембры подбираются так, чтобы они создавали целостное восприятие музыки, атмосферу и настроение, но при этом не выпадали из общего звучания трека и не заглушали собой другие инструменты (особенно солирующие). Проще говоря, все тембры должны звучать органично уже на этапе аранжировки. Конечно, при сведении их можно будет усадить в микс с помощью эквализации, но гораздо лучше, если они хорошо сочетаются между собой уже на этапе демо-записи.

Продумайте применяемые эффекты уже на этапе создания аранжировки

Художественные эффекты, такие как дилей и реверберация, способны очень сильно изменить звучание и восприятие музыки, поэтому продумайте и заранее прикиньте, какие художественные эффекты будут использоваться совместно с партиями отдельных инструментов. Это особенно важно для партий основных инструментов (см. совет №1). Понимание вашего художественного видения композиции очень важно для звукорежиссёра и экономит большое количество времени, даже несмотря на то, что он всегда может предложить вам свои варианты художественной обработки для отдельных инструментов.
Фото А.Девятых

Надеюсь, мой опыт и советы помогут вам при создании музыки.

Желаю всем творческих успехов, хороших миксов и запоминающихся хитовых треков!

Андрей Девятых, звукорежиссёр, композитор, основатель Unusual Sound Studio




© WAVEFORUM

Поделись своим опытом
Развивай свой личный бренд и делись опытом с заинтересованной аудиторией
Поделиться своим опытом
E-mail
ФИО
Специальность
Немного о себе (опыт работы, проекты, кейсы)
На какие темы вы хотели бы писать, какой пользой можете поделиться с аудиторией WaveForum?
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности