ПСИХОЛОГИЯ И МОТИВАЦИЯ

Как справляться с критикой:
9 эффективных советов

ПСИХОЛОГИЯ И МОТИВАЦИЯ
Как справляться с критикой:
9 эффективных советов
С критикой так или иначе сталкиваются абсолютно все. И подавляющее большинство людей ее не очень-то любят. Есть даже такое научное предположение, что страх перед критикой заложен в нас природой. Ведь быть отверженным своей стаей раньше означало верную смерть. Отсюда в нас такое желание нравиться и получать одобрение.

Но сколько прекрасных песен, картин, изобретений остаются лежать в столах, потому что их авторы боятся быть раскритикованными?
Читайте в этой статье несколько эффективных советов, как не позволить критике загубить ваши мечты.

Понять себя

Почему и зачем вы делаете то, что делаете?

Ведь не только же ради похвалы (хотя и такое может быть)?
К какой цели вы хотите прийти, чего мечтаете добиться? После того, как вы ответите себе на эти вопросы, вам станет гораздо легче понимать, что вам поможет на пути, а что будет мешать.

Держать эмоции под контролем

Не реагируйте на критику сразу.
Иначе вы рискуете ответить слишком эмоционально (и потом мучиться ночами: «Эх, надо было вот так сказать...» Но фарш невозможно прокрутить назад. :)
Дайте себе время обдумать сказанное, определить, есть ли в нем рациональное зерно. Как минимум пару раз глубоко вдохните перед ответом, если совсем уж невтерпеж.

А ты сам-то кто такой?

Проанализируйте, кто этот человек, который вас критикует?
Например, в Интернете сейчас каждый второй - профессиональный критик 
из серии «Не читал, но осуждаю» и специалист по всем на свете вопросам. :)

Подумайте, хорошо ли критикующий вас разбирается в теме? Насколько вам в принципе важно мнение этого человека, доверяете ли вы ему, признаете ли его авторитет?

Добываем золото

Даже в самой эмоциональной критике может встретиться крупица пользы. Это как добывать золото, перемывая тонны песка. В конечном итоге можно обрести настоящее богатство.

Поэтому внимательно слушайте, что вам говорят. А потом уже решите, прислушиваться или нет.

Критикуешь - предлагай

Критика должна быть конструктивной. 

«У тебя ничего не получается»‎ - бесполезное высказывание.
«Здесь и здесь ты не попадаешь 
в ноты, попробуй вот эту распевку»‎ - уже вполне конструктивно. «Все плохо»‎, «Я такую музыку вообще 
не понимаю, ерунда какая-то»‎ - это не критика, 
а вкусовщина (к тому же, крайне бестактная).


Подумайте, вам искренне хотят помочь, или слова направлены только на то, чтобы уколоть побольнее (развлечься, слить свой негатив, самоутвердиться за ваш счет)?

Мухи - отдельно, котлеты - отдельно

Не отождествляйте себя со своим творчеством и не воспринимайте критику на свой счет!
Вы не станете автоматически плохим человеком, если сочините не самую удачную 
из своих песен. Неудачи - это нормально. Идеала не существует, а ошибки совершают все.

Критика должна вести 
к прогрессу, 

а не к перфекционизму.

Не защищайтесь, а задавайте вопросы

Примите тот факт, что вы реально можете быть неправы. Рефлексия, если она не чрезмерна - очень полезная штука.
Не вставайте сразу в защитную стойку и не опускайте забрало: лучше задайте несколько наводящих вопросов, добейтесь конкретики, применимых советов, каких-то инструкций.

Вполне может оказаться, что критикану и сказать-то будет нечего в таком разрезе. В итоге в лужу сядет именно он.

Слушать или нет?

Игнорируйте критику, если:

- Вы о ней не просили (!)

- В ней нет никакой пользы, она безосновательна

- Критикуют то, что нельзя улучшить

- Критика направлена на вас, как на личность

- Тон критики слишком жесткий, агрессивный или оскорбительный

- Действует на вас разрушительно

Прислушайтесь к критике, если:

- Вам искренне хотят помочь

- Критика содержит конкретные применимые советы, как сделать лучше
И помните: критикуют всех и всегда
Даже самых успешных и признанных (вспомните печальные истории Леннона, Талькова, Тупака). Всем нравиться невозможно. Но если вы будете бояться показывать свое творчество, о нем вообще никто никогда не узнает.

Как сказал Аристотель:

«Критики можно легко избежать, если ничего не говорить,

ничего не делать и быть ничем»

А здесь вы можете почитать, как критиковать правильно и с пользой:

Качественная обратная связь — топливо для развития команды!

© WAVEFORUM

Поделись своим опытом
Развивай свой личный бренд и делись опытом с заинтересованной аудиторией