Фото обложки: Д.Киташкин
Бывают случаи, когда ситуация выходит из-под контроля и нужно дать словесного «леща», чтобы привести команду в чувство и вернуть корабль на правильный курс. Но это исключение из правил, а изначальная ошибка скорее всего лежит где-то раньше ситуации. Правильные люди в большинстве случаев сами себе раздают «лещей», если чувствуют возможность реализации и знают, что вы им доверяете и уважаете их.
Если же вы постоянно включаете демонический потенциал и даете волю своему «праведному» гневу, то скорее всего что-то уже давно не так. Скоро система даст сбой и нужно будет многое менять. Ну или вы привыкнете жить в аду. :)
Делиться своим мнением нужно легко и естественно. Однако не помешает учитывать в голове и некоторые правила, которые помогут повысить качество взаимодействия, а иногда и предотвратить ситуацию, когда отношения может «заклинить».
Начните с положительной оценки
Обсудите, что можно улучшить
Если вам что не нравится или по вашему мнению не получилось - об этом тоже обязательно нужно сказать. Но говорите с позиции «Как можно улучшить?». Тогда вы не уведёте общение в негатив, и обратная связь останется в позитивном ключе.
Это важно для правильной передачи мыслей, и самое главное, чтобы эти мысли были правильно восприняты.
В конце обязательно поставьте позитивную точку
Золотое правило обратной связи:
Даже если на первый взгляд не за что похвалить, найдите повод (обязательно реальный) - и похвалите.
70% позитива + 30% возможность улучшения + 0% негатива
Негатив деструктивен и может блокировать энергию в процессе обмена мыслями. Человек закроется и сфокусируется на защите, плодотворное общение превратится в борьбу. И чем дальше это будет продолжаться, тем выше будут оборонительные стены и сложнее объективно смотреть на ситуацию. Если вы дали человеку порцию негатива, то вначале ему придется психологически переработать негатив, и только потом он сможет эффективно продолжить работу.
Это контрпродуктивно.
Правки, корректировки, недочеты
Способы передачи обратной связи
Существует множество разных способов и техник, которые применяются при передаче обратной связи: эмпатическое слушание, метод «У», модель «бутерброда», метафора или пример из жизни, «STOP/START/CONTINUE» и другие.
В жизни я часто использую вопрос «Можешь оценить свой результат по 10-ти бальной системе?», и после ответа прошу прокомментировать, за что человек себе начислил баллы, а за что снял. Зачастую это бывает отличной отправной точкой для продуктивных рассуждений.
70% слушаем 30% говорим
Давая обратную связь очень полезно больше слушать и меньше говорить. Это поможет человеку самому найти правильное решение. А главное, оно будет им максимально органично воспринято, и можно сразу переходить к действиям, избегая объяснения и споров. При таком подходе важно перестать демонстрировать свои знания и занимать доминирующую позицию «сверху».
Доверие и уважение
Настройтесь на чуткое отношение к человеку, задавайте больше вопросов и относитесь к рассуждением с уважением и доверием. Это поможет собеседнику услышать свой внутренний голос и обрести уверенность. По моему опыту это крайне полезно для раскрытия потенциала человека, его внутреннего роста, а самое главное - его ответственности и автономности в командной работе.
«Когда людям предоставляется реальная возможность открыться,
они - в ходе общения - часто сами распутывают свои проблемы и находят их решения».
(Стивен Р. Кови)
Буду рад вашей обратной связи)