БЛОГ ОСНОВАТЕЛЯ

Качественная обратная связь — топливо для развития команды!

Данил Киташкин
БЛОГ ОСНОВАТЕЛЯ
Качественная обратная связь — топливо для развития команды!
Данил Киташкин
Мы общаемся с людьми, и от качества этого общения во многом зависит результат. Не важно, музыкальная ли это группа, it стартап или компания по переработке бытовых отходов.

Лично для меня одним из эффективных инструментов развития команды является позитивная обратная связь (feedback). При этом ее позитивная составляющая заключается не в том, чтобы обманывать людей или манипулировать ими. А в том, чтобы делиться своим опытом экологично, искать возможности, открывать точки роста, видеть в людях источники, а не ресурсы, стараясь раскрывать заложенный потенциал и в людях, и в себе.

Фото обложки: Д.Киташкин

Конечно, тут многое зависит от того, правильно ли вы подобрали людей, на своих ли они местах, как были поставлены задачи и еще много-много психологии и менеджмента.

Бывают случаи, когда ситуация выходит из-под контроля и нужно дать словесного «леща», чтобы привести команду в чувство и вернуть корабль на правильный курс. Но это исключение из правил, а изначальная ошибка скорее всего лежит где-то раньше ситуации. Правильные люди в большинстве случаев сами себе раздают «лещей», если чувствуют возможность реализации и знают, что вы им доверяете и уважаете их.


Если же вы постоянно включаете демонический потенциал и даете волю своему «праведному» гневу, то скорее всего что-то уже давно не так. Скоро система даст сбой и нужно будет многое менять. Ну или вы привыкнете жить в аду. :)


Делиться своим мнением нужно легко и естественно. Однако не помешает учитывать в голове и некоторые правила, которые помогут повысить качество взаимодействия, а иногда и предотвратить ситуацию, когда отношения может «заклинить».

Начните с положительной оценки

Когда мы даём обратную связь, то в первую очередь важно сосредоточиться на том, что получилось хорошо, что нравится. И искренне отметить эти моменты. Это поможет настроить общение.

Обсудите, что можно улучшить

Если вам что не нравится или по вашему мнению не получилось - об этом тоже обязательно нужно сказать. Но говорите с позиции «Как можно улучшить?». Тогда вы не уведёте общение в негатив, и обратная связь останется в позитивном ключе.


Это важно для правильной передачи мыслей, и самое главное, чтобы эти мысли были правильно восприняты.

В конце обязательно поставьте позитивную точку

Золотое правило обратной связи:


Даже если на первый взгляд не за что похвалить, найдите повод (обязательно реальный) - и похвалите.

70% позитива + 30% возможность улучшения + 0% негатива

Негатив деструктивен и может блокировать энергию в процессе обмена мыслями. Человек закроется и сфокусируется на защите, плодотворное общение превратится в борьбу. И чем дальше это будет продолжаться, тем выше будут оборонительные стены и сложнее объективно смотреть на ситуацию. Если вы дали человеку порцию негатива, то вначале ему придется психологически переработать негатив, и только потом он сможет эффективно продолжить работу.


Это контрпродуктивно.

Правки, корректировки, недочеты

«Правки, корректировки, недочеты» - используя эти слова при передаче обратной связи мы закладываем негативный посыл в значение всего сообщения. Это звучит как критика, как указание на ошибки, и может демотивировать человека, заблокировать в нем желание творить с удовольствием и не жалея сил. Особенно когда мы говорим про творчество, где все не так однозначно!
Намного экологичнее использовать слово «комментарии»: оно легче воспринимается и несёт в себе нейтральный посыл.

Ну и важно не забывать подавать информацию в стиле «моменты к улучшению».

Способы передачи обратной связи

Существует множество разных способов и техник, которые применяются при передаче обратной связи: эмпатическое слушание, метод «У», модель «бутерброда», метафора или пример из жизни, «STOP/START/CONTINUE» и другие.


В жизни я часто использую вопрос «Можешь оценить свой результат по 10-ти бальной системе?», и после ответа прошу прокомментировать, за что человек себе начислил баллы, а за что снял. Зачастую это бывает отличной отправной точкой для продуктивных рассуждений.

70% слушаем 30% говорим

Давая обратную связь очень полезно больше слушать и меньше говорить. Это поможет человеку самому найти правильное решение. А главное, оно будет им максимально органично воспринято, и можно сразу переходить к действиям, избегая объяснения и споров. При таком подходе важно перестать демонстрировать свои знания и занимать доминирующую позицию «сверху».

Доверие и уважение

Настройтесь на чуткое отношение к человеку, задавайте больше вопросов и относитесь к рассуждением с уважением и доверием. Это поможет собеседнику услышать свой внутренний голос и обрести уверенность. По моему опыту это крайне полезно для раскрытия потенциала человека, его внутреннего роста, а самое главное - его ответственности и автономности в командной работе.

«Когда людям предоставляется реальная возможность открыться,

они - в ходе общения - часто сами распутывают свои проблемы и находят их решения».

(Стивен Р. Кови)

Буду рад вашей обратной связи)

Данил Киташкин, основатель WAVEFORUM и DNKFILM



© WAVEFORUM

Поделись своим опытом
Развивай свой личный бренд и делись опытом с заинтересованной аудиторией
Поделиться своим опытом
E-mail
ФИО
Специальность
Немного о себе (опыт работы, проекты, кейсы)
На какие темы вы хотели бы писать, какой пользой можете поделиться с аудиторией WaveForum?
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности