ЗВУКОРЕЖИССУРА

Работа с плэйбэком на концерте
в Ableton Live

Иван Сысо
ЗВУКОРЕЖИССУРА
Работа с плэйбэком
на концерте
в Ableton Live
Иван Сысо
Во время живого исполнения на концерте или репетиции, важно, чтобы композиции звучали также ярко и плотно, как и в записи. Чтобы добиться этого, звукорежиссеры используют плэйбэки — заранее записанные и обработанные фрагменты, которые звучат на фоне исполняемого материала.

Сегодня звукорежиссер группы Кис-кис Иван Сысо делиться своим опытом работы с плэйбэком.
Как организован проект, как удобно его использовать во время выступления.
Иван Сысо — специалист в области студийной и концертной звукорежиссуры, аранжировщик, микс инженер. Также сотрудничал с такими артистами, как Нервы, OFFMi, Миша Марвин, AMCHI, ЛОВИ МОМЕНТ, ZESKULLZ, PRAVADA, Восемь по Гринвичу, ALISA VOX, BEZZA, Jambazi.

Работа с плэйбэком

Для воспроизведения аудио используется Ableton Live.
Весь процесс расстановки аудио и работы с плэйбэком происходит в окне «Live» (Рисунок 1).
Рисунок 1. Проект с плэйбэками в Ableton Live
В Ableton Live есть еще аранжировочное окно,
где происходит работа над семплами и структурой композиции (Рисунок 2).
Рисунок 2. Аранжировочное окно в Ableton Live
В нашем случае используется лайв окно, так как файлы уже подготовленные и нам их нужно только запускать.
Рисунок 3. Live окно в Ableton Live
Внутри проекта плэйбэк разделён на:

  • дополнительный бас
  • ударные (перкуссии)
  • дополнительные гитары
  • синты
  • бэк-вокал
  • клик барабанщицы
  • клик музыкантов
(Рисунок 3)
Разделяю плэйбэк на мелкие части для того, чтобы можно было корректировать баланс инструментов, длину, добавление дополнительных партий, изменение структуры.
Рисунок 4. Live окно в Ableton Live с выделенной областью направления каналов в микшерный пульт
Обычно эти корректировки делаются после того, как группа сыграет материал на репетициях и концертах. После живого выступления становится понятно как плэйбэк взаимодействует вместе с группой.

Ещё один плюс разделения вашего плэйбэка в том, что можно группы инструментов назначить на определенный канал в пульте для удобного микширования. (Рисунок 4)

Обычно в пульт у меня приходит три стереогруппы: перкуссии, синты с гитарами, бэк вокалы, и отдельно клики для барабанщицы и музыкантов.
Рисунок 5. Клики музыкантов
Клики находятся в проекте в виде аудиодорожек. Звук был выбран из стандартных, похож на электронный короткий ковбел.

В самом начале, когда запускается плэйбэк, звучит отсчёт по-русски «раз, два, три, четыре», для того чтоб музыканты обратили внимание и услышали отсчёт. Потом отсчёт на английском «one, two, three, four»,
этот отсчёт обычно считает барабанщица ударами в палки или хэт, далее первая доля и все музыканты вступают.

У барабанщицы клик идёт от начала и до конца песни. У остальных музыкантов он вступает в начале и в местах
где не играет барабанщица. (Рисунок 5)
Рисунок 6. Очередность треков, в соответствии с сет-листом
Для удобства, поиск по трекам во время выступления не используем. Перед концертом выставляется очерёдность треков и по порядку играется программа. Дополнительно весь список продублирован в сет-листе, который лежит на сцене перед глазами. (Рисунок 6)
Автор: Иван Сысо — специалист в области студийной, концертной звукорежиссуры, аранжировщик, микс инженер. Звукорежиссер группы Кис-Кис.

Поделись своим опытом
Развивай свой личный бренд и делись опытом с заинтересованной аудиторией