АКУСТИКА

Стоячие волны: "Почему мой микс гудит?"

Сергей Проскуряков
АКУСТИКА
Стоячие волны: "Почему мой микс гудит?"
Сергей Проскуряков
Стоячие волны - одна из наиболее значимых причин необъективности контроля при работе со звуком. Устранение этой причины является приоритетной задачей при проектировании и строительстве профессиональных студий.
Акустика помещения очень сильно влияет на качество и объективность контроля вашего микса. Вообще в том, что вы слышите, доля помещения - примерно 70%. Понятно, что нужен качественный источник сигнала, хороший тракт передачи. Но акустика – это все отражения от пола и потолка, от любых поверхностей; это реверберация, ее продолжительность и частотный отклик. Все это влияет на ваше восприятие. И одно из явлений, которое наиболее ощутимо на восприятие влияет – это стоячие волны.

О том, как образовываются стоячие волны, чем они плохи и как с ними бороться, рассказывает Сергей Проскуряков, Акустик Бюро (проектирование и строительство студий звукозаписи).

Как все начинается
Источник, излучающий звуковые колебания, называется первичным (например, колонка или музыкальный инструмент). А препятствие, от которого отражаются звуковые волны, называется вторичным источником.

Исходящие от источника в пространство звуковые волны называют бегущими волнами. Характеризуются они тем, что распространяются в направлении от источника и меняют расположение максимумов и минимумов амплитуды в пространстве.

Первичные и вторичные звуковые волны могут взаимодействовать между собой, накладываясь друг на друга.
Образование стоячих волн
В результате наложения первичной волны и ее отражения, идущего в противоположном направлении, образуется результрующая волна со своими максимумами и минимумами, причем их положение в пространстве становится стационарным. То есть области, где волны входят в резонанс или полностью вычитаются, не меняют своего положения в пространстве, как бы замирают. Именно поэтому такие волны называют “стоячими”.

Применительно к акустике помещения стоячими волнами называют волны, циркулирующие между двумя параллельными поверхностями (например, пол-потолок, стена-стена).
Стоячие волны в помещениях - это обычно низкочастотное явление
В большинстве помещений проблемы с контролем звучания лежат в низкочастотной области (условно от 40Гц до 300Гц, то есть все, что располагается ниже частоты Шрёдера). Это тот спектр, в котором помещение ведет себя как резонатор.

Частота стоячей волны зависит от расстояния между источником звука и источником отражения, которые излучают встречную волну одной и той же частоты.
Чем плохи стоячие волны?
В помещении они проявляются в виде неравномерности покрытия в области низких частот. Например, у тебя в одной точке комнаты бас гудит, а в другой его нет. В третьей же он находится в балансе. То есть, человек, который перемещается по комнате, из-за стоячей волны слышит в каждой точке разное. И это на какой-то одной частоте. На другой частоте возникнут другие точки, в которых бас гудит или вычитается.

И бывает, что хороший ровный тембр ты начинаешь корежить эквалайзером, потому что тебе кажется, что какая-то частота слишком громкая.
На что влияет стоячая волна
Ты слышишь избыток баса и принимаешь неверное решение: начинаешь его резать, эквализировать. Но переместившись в другую точку или помещение, послушав микс в другой студии, ты вдруг слышишь, что напрасно его вырезал.
Таким образом, в одной тональности у тебя микс в этой комнате и в этом месте может получиться офигенным, а в другой тональности, где участвуют другие частоты (на которые помещение отзывается иначе), ты можешь слышать совершенно другую картину и начать по-другому сводить.

И микс в итоге будет… неправильный.
На какой частоте гудит?
Частоты стоячих волн совпадают с собственными резонансными частотами помещения (модами). Моды целиком зависят от размеров помещения. Грубо говоря, если длина помещения – 3,4м, то частота первой моды - примерно 50Гц (между параллельными стенами помещается половина длины волны).
Следующая мода – это 100Гц, потом 150Гц, и так далее. То есть, по мере повышения уровня (порядка) моды ее влияние ослабевает. Поэтому обычно расчеты ведут до четвертой моды или до частоты Шрёдера. Выше не имеет смысла, потому что там уже нет явно выраженного влияния.
Неуловимый свитспот
Редко когда удается найти одну точку, в которой полностью сбалансирован звук. И это будет очень маленькая точка, которая, скорее всего, будет расположена неудобно для работы.
Поэтому в неподготовленном помещении полезно менять точку прослушивания: перемещаться по комнате, слушать в наушниках, слушать из другой комнаты, прибегать к помощи анализатора и так далее.
А также следовать рекомендациям по оптимальному расположению источников звука и  рабочего места. Тогда возникает более-менее сбалансированная картина.
Что делать, чтобы снизить влияние стоячих волн?
Самое лучшее - возводить поглощающие конструкции в строительном исполнении, либо использовать легкие, мобильные конструкции. Впрочем, легкие они весьма условно - это в любом случае должна быть внушительная конструкция размером со шкаф, которая будет способна эффективно поглощать низкие частоты.

Наиболее эффективны мембранные поглотители - конструкции имеющие большую площадь и массу (2,2 х 1,5 х 0,3 м. весом 120-160 кг.).

Рассчитываются конструкции под конкретное помещение и под конкретные условия. В студиях такие конструкции размещаются за декоративной тканевой обшивкой и занимают практически всю площадь стен и потолка.
Вообще любые массивные и большие по площади предметы так или иначе взаимодействуют с низкими частотами. Какие-то могут поглощать (например, большой диван или шкаф), а какие-то могут начать “подпевать”, входя в резонанс. Например, здоровенный кувшин для вина. :) Но надеюсь, в вашем микс-руме его нет. Или, если он есть, то хотя бы не пустой. )))

Автор: Сергей Проскуряков, Акустик Бюро (строительство и проектирование студий звукозаписи)


© WAVEFORUM

Поделись своим опытом
Развивай свой личный бренд и делись опытом с заинтересованной аудиторией