звукорежиссура

Подготовка треков к мастерингу: частые ошибки и как их избежать

Сергей Проскуряков
звукорежиссура
Подготовка треков к мастерингу: частые ошибки и как их избежать
Сергей Проскуряков

Тем, кто уже имел дело с релизом своей музыки на различных площадках и носителях, хорошо известно, как сильно может измениться звучание трека после мастеринга. Современный мастеринг давно вышел за рамки сугубо технической процедуры, и его с уверенностью можно считать некой самостоятельной формой искусства.


Опытный инженер мастеринга может значительно улучшить звучание и устранить недочёты вашего микса. Но его возможности не безграничны и сильно зависят от качества исходного материала. Чем лучше ваш микс, тем лучше будет результат после мастеринга.


Давайте разберём основные ошибки, которые люди допускают при подготовке своих треков к мастерингу.

Слишком много низа

Раздутый низ – одна из наиболее частых проблем миксов, сделанных начинающими инженерами или самими музыкантами в своих домашних студиях.

В большинстве случаев это связано с недостатками акустической подготовки помещения или её отсутствием.


Для многих домашних или проджект студий характерны множественные отражения от стен и мебели, попадающие в рабочую зону, плюс резонансы в низкочастотной части спектра, создающие неравномерный отклик в басах. Вследствие чего совершаются ошибки в балансе основных инструментов и эффектов, некоторые ноты звучат слишком громко, а некоторые проваливаются.

Избавиться от проблем с акустикой комнаты не так-то просто. Необходимо точно понимать, какие частоты нужно поглотить, какие рассеять или отразить, чтобы получить равномерный отклик в точке прослушивания. Лучше всего, конечно, обратиться к специалистам.


В какой-то мере могут помочь системы коррекции акустики типа Sonarworks®. Они позволяют только немного улучшить ситуацию, но не решают проблему. И практически бесполезны в комнатах с откровенно плохой акустикой. К тому же, глубокая коррекция существенно искажает оригинальные тембры инструментов и может увести вас в ложном направлении.


Неправильное расположение мониторов тоже сказывается на качестве контроля. При правильной расстановке голова инженера и акустические центры мониторов должны образовывать воображаемый равносторонний треугольник. Оптимальное расстояние между мониторами для ближнего поля составляет 1 – 1,2 м. Расстояние от мониторов (без сабвуфера) до стены не должно превышать 1 м.

Стреляющие высокие

На другом конце спектра нас подстерегают свои неприятности: плохая проработка высоких частот в звучании инструментов и вокала. Хотя в отличии от низких, высокие не так уж трудно контролировать в условиях домашней студии. Тем не менее, на этапе мастеринга могут появиться неожиданные проблемы.


Практически всегда звучанию трека добавляют «воздушности», «яркости» и «бриллиантового блеска», усиливая высокие частоты. В этот момент сибилянты в вокале и «цыкающие» хай-хэты могут проявиться и стать серьёзной неприятностью.


Даже если в процессе работы над треком высокие не создавали слышимых проблем, стоит очень тщательно отнестись к их контролю и не оставлять без внимания. Использование де-эссера на дорожках голоса и высокочастотной перкуссии даже в режиме «совсем чуть-чуть» поможет избежать потенциальных проблем на мастеринге.


Вы самостоятельно можете проверить, нет ли проблем с высокими, подняв на мастер-эквалайзере High Shelf. Обнаружившиеся проблемные частоты можно прибрать на соответствующей дорожке или группе при помощи фильтра, де-эссера или динамического эквалайзера.

Ошибки панорамирования

Очень важно придать звучанию ширину и объёмность. Частой ошибкой является неверно выбранная ширина стерео образа и пространственное позиционирование как отдельных инструментов, так и их групп. Традиционно в поп-музыке в центр панорамы помещаются: бочка, малый, бас и вокал. Применение панорамирования – хороший способ добиться разделения, например, между основным вокалом, бэками и другими компонентами микса. Постарайтесь не «загромождать» центр панорамы большим количеством звуков. Это позволит сделать «главные инструменты» более весомыми и читаемыми. К тому же, вам потребуется меньше эквализации и эффектов

Фазовые проблемы

Стереозвучание достигается в том числе за счёт фазовой разницы в левом и правом канале стереосигнала. В основном это характерно для инструментов, обеспечивающих «заполнение» звуковой картины, таких как синтетические пэды, бэк-вокал, стерео акустическая гитара или реверберация. Для достижения эффекта «вне динамиков» прибегают к так называемым «расширителям стерео», работа которых построена на фазовом смещении. Это производит на слушателя сильный эффект, но если прослушать такой трек в моно, то можно услышать, как «сверхширокие» звуки становятся значительно тише или даже полностью исчезают.


В реальной жизни это не обязательно должно быть какое-нибудь аналоговое эфирное телевидение, вполне достаточно воспроизвести ваш трек через динамик телефона. Иными словами, не всегда ваш трек будет звучать с тем балансом, с каким вы его задумывали.

Плохо «посаженный» в микс вокал

Если вы автор или исполнитель песни, которую сами же в данный момент и сводите, то бывает трудно сохранить объективность. Например, вы хорошо знаете текст, вам понятны все слова, и громкость вокала вам кажется вполне достаточной. Но другие люди не знают слов, и им придётся напрягать свой слух, чтобы разобрать, о чём вы поёте. Некоторые наоборот, делают вокал слишком громким. В целом, трек может неплохо звучать, но вокал сведён либо чуть «впереди», либо чуть «сзади».
Довольно распространённая практика, когда присылают три варианта микса:
с вокалом на пару дБ громче, на пару дБ тише и «в балансе».
Большинство мастеринг-инженеров будут рады такой возможности.

Рассинхронизированные треки

Это можно отнести скорее к «организационным» проблемам. Такое бывает, когда вы отправляете свой трек на мастеринг не единым стереофайлом, а по группам (стэмам). Например «ударные + перкуссия», «вокал», «бас», «остальные инструменты». В этом случае нужно убедиться, что все треки начинаются с одной точки. И если начало с нулевого такта, а вокал вступает только на двадцатом, то невзирая на это, дорожка вокала должна также начинаться с нулевого. Это касается всех треков.


Ещё одно крайне желательное условие – это указание музыкального размера и темпа вашего произведения или так называемой «карты темпов», если темп меняется по ходу развития композиции.

Незнакомая комната и мониторы

Иногда причиной ошибок в миксе становится незнакомое студийное помещение и мониторы. Даже в самых совершенных с акустической точки зрения студиях нужно некоторое время, чтобы привыкнуть к своим ощущениям и освоиться. Контрольные мониторы также обладают собственным характером, и даже если это знакомая вам модель, то в каждом новом помещении связка «комната + мониторы» будет звучать немного иначе, что тоже потребует некоторого привыкания.


Для более эффективной адаптации в новых условиях можно прослушать треки, звучание которых вам хорошо знакомо. Это позволит вам не только избежать грубых ошибок в тональном балансе и сделает ваш новый опыт на новом месте более продуктивным, но и значительно облегчит, впоследствии, работу мастеринг-инженера.

Автор: Сергей Проскуряков


© WAVEFORUM

Поделись своим опытом
Развивай свой личный бренд и делись опытом с заинтересованной аудиторией