ИНТЕРВЬЮ

«Быть артистом - это быть примером на сцене»

Владимир Шнитко
ИНТЕРВЬЮ
«Быть артистом - это быть примером 
на сцене»
Владимир Шнитко
«Я хочу всю жизнь провести на сцене и выступать, петь»
Что такое «Быть артистом» в глобальном смысле? Как начинающему добиться признания и успеха, особенно если не очень-то любишь говорить о себе и не склонен к самопиару?

Наша гуру контента Елена Ракша пообщалась с профессиональным певцом, артистом эстрады, актером, педагогом и основателем собственной школы вокала Владимиром Шнитко. В этом интервью Владимир поделился собственным опытом и рассказал о тонкостях профессии артиста. Также мы поговорили о влиянии песен на личность человека и о том, как артист может сделать наш мир немного добрее и светлее.

Владимир Шнитко — профессиональный певец, артист эстрады, актер, преподаватель.
— Владимир, расскажите, пожалуйста, о вашем пути в музыке. Как и благодаря чему вы пришли к известности? Что стало решающим фактором?
Самое решающее — это большое желание выступать. Артисты меня поймут: сцена — она как наркотик. Если ты один раз испытал это чувство восторга, обмена энергией, когда ты отдаешь залу и зал тебе возвращает в приумноженном объеме… Ради этого и становишься артистом.

Я испытал это чувство еще на школьной сцене. Выступал на разных мероприятиях, в КВН играл, пел в школьном ансамбле. Стремился дальше, старался выступать. В 2004 году в составе группы «Дорогудо» я впервые участвовал в конкурсе «Созвездие Йолдызлык» (есть такой знаменитый фестиваль в Республике Татарстан). А в 2005 сольно занял первое. И ко мне подошли люди, значимые для фестиваля и республики вообще в целом — Дмитрий Александрович Туманов и Айдар Рафаэлевич Гайнутдинов. Задали вопрос: «А чем ты планируешь заниматься в жизни своей?». И я тогда ответил: «Я хочу всю жизнь провести на сцене и выступать, петь». И они сказали: «А не хочешь свои силы попробовать, чтобы поступить в ГИТИС? У нас делегация поедет». Я так обрадовался! Конечно, я очень хотел.

В ГИТИСЕ я учился параллельно с институтом КГУ, в который пошел после окончания школы. Мое первое образование — радиофизик. А второе — артист эстрады. Потом кривая завела в старшие преподаватели ВУЗов, а теперь у меня еще и своя школа вокала.
— А как вы решили открыть свою школу? Как поняли, что хотите и уже готовы учить других людей?
До того, как я открыл свою школу, я еще в четырех творческих ВУЗах проработал. Когда я уже заканчивал ГИТИС, Михаил Борисович Борисов (наш мастер курса), пригласил меня после окончания ВУЗа преподавать почасово на факультете эстрады. У меня было трое студентов всего на курсе. Но для меня, только закончившего ГИТИС, прийти туда, как почасовик — это было серьезно.

Так я начал свою карьеру преподавателя. Несколько месяцев проработал и меня заметил Институт Останкино, МИТРО. Мне дали аж целых два курса сначала, а потом и три. К сожалению, в 2017 году институт закрылся, и часть педагогов стала по разным ВУЗам переходить. Я перешел в Синергию, потом в институт ИТИ. И это был крайний… Даже нет — ПОСЛЕДНИЙ ВУЗ, в котором я работал.

Потому что поступил новый ФГОС от Министерства образования, и это стало одной из последних капель. Слишком много надо было писать бумажек ради бумажек. Это убивало все образование и желание работать. Плюс стресс накопился за года. И я решил, что все. Лучше сам на себя.

Собственно, благодаря нашей системе образования я и открыл свою школу.
«Если хочешь быть лучшим — тогда трать больше времени на это. И будешь лучшим»
Нравится вообще учить людей?
Когда они выходят на сцену, выступают, и после этого зрители аплодируют и кричат «Браво!» — ради этого стоит работать. Ведь это результат моей работы. Я стою за кулисами, и у меня такое чувство… Не описать словами. И все счастливы. Счастливы люди на сцене, счастливы люди в зале. И я за кулисами стою счастливый.

На занятиях ведь я не только голос ставлю. Я учу быть артистом, как бы это сложно не было. Учу правильно выступать на сцене, преподносить материал. Как существовать, как жить на сцене. Свой опыт я собирал по мельчайшим крупицам. И самый цимес этого всего передаю студентам. Потому что в моих интересах, чтобы ученики выступали хорошо. Чтобы потом кто-нибудь спросил: «Вы так выступали, а где вы учились?». И человек бы ответил с удовольствием и радостью: «Я учился там-то». И мне от этого будет так приятно!

Мне важно результат увидеть. Вот это — успех. А не то, что ты пришел, деньги заплатил, а я тебе за эти деньги отдаю свои знания. Не так должна строиться работа. Все-таки в первую очередь: «Я хочу помочь тебе. А ты уж потом платишь мне за это деньги».

Есть и тяжелые моменты, трудовые, будничная работа. Сложно бывает иногда человеку объяснить, что он должен трудиться и работать над собой. Но если хочешь быть лучшим — тогда трать больше времени на это. И будешь лучшим.

Вокал — это приобретенный навык. Чем больше ты тренируешься, тем лучше у тебя получается. Сколько часов ты тратишь на репетиции, тренировки, как ты погибаешь на них — такой и будет результат, так ты и будешь выступать.

А свой опыт я передаю по-максимуму. Продолжаю его получать сам и передаю всем студентам. Делюсь знаниями. Пусть это такая тщеславная мысль, но мне хочется, чтобы обо мне говорили. И говорили хорошо. Оставить после себя хорошую память, как о педагоге.
— Вы говорили как-то, что научить петь можно абсолютно любого…
Да, если он он жив-здоров, много времени тратит на это, у него есть колоссальное желание и он готов уставать на репетициях. Если певец устает во время репетиции, значит, в следующий раз будет сильнее. Здесь такие же мышцы, такие же тренировки, как в спорте. Певец должен быть сильным вокально. Тогда он сможет любые партии петь, насколько позволяют возможности его голоса. А возможности эти можно расширять. Растягивать голос, как резинку, если можно так представить. Улучшать, делать более эластичными связки.

И слух развивается. Он так же нарабатывается, улучшается у людей, которые плохо музыкально слышат. Ведь что такое слух? Это музыкальная память. Как услышал, так и повторил. А чем больше ты тренируешь эту музыкальную память, тем лучше у тебя становится слух.

Здесь никакого волшебства нет. Волшебство лишь в том, насколько ты себя настроил на победу, на получение самых высоких результатов, которых ожидаешь от себя. Порой студенты даже не знают, как классно они могут делать.
— Как вы считаете, что для успеха в принципе важнее: упорно трудиться, иметь яркий талант или оказаться в нужное время в нужном месте? Или все сразу?
Здесь должны все звезды сойтись, безусловно. Если все это совпадёт, то будет очень хороший результат. Одного упорства и таланта мало. Нужно еще показывать их.

Но вы знаете, тут как… Все-таки советское воспитание (а нас, наверное, воспитывали еще по-советской методике): о себе красиво говорить не принято. Надо, чтобы кто-то другой о тебе рассказывал. А современная тенденция говорит нам обратное: нужно себя пиарить со всех сторон, хайповать и быть на коне. Но я воспитан по-другому и считаю, что это немножко неправильно. Для меня это даже не самопрезентация, а хвастовство.

Надо, чтобы кто-то о тебе говорил хорошо. Когда о тебе люди говорят, это значит, что ты уже в обществе проявился. И тебя знают. Какие-то добрые слова в твой адрес могут сказать. Вот это для меня главное. Я-то про себя много могу рассказать, что, к примеру, в четыре октавы могу петь. Но это как-то… Меня коробит, когда я о себе говорю, эпитеты какие-то хвалебные.
— То есть, вы активно самопиаром не занимаетесь?
Я не могу. Мне сложно. Внутри как-то некомфортно. Хотя это надо делать. Надо о себе все время говорить «Я такой, и такой, и сякой», показывать себя. Но мне тяжело это, честно скажу.
«Артист не должен быть салатом. Артист должен быть артистом. Он должен приковывать внимание и отдавать энергию»
— Каков ваш подход к работе и творчеству? Что для вас значит «Быть артистом»?
Вернусь к воспитанию. Для меня быть артистом — это быть примером на сцене. Как в стиле одежды, так и в образе. Сцена — это ведь возвышение. Почему-то возносят этого человека. Значит, на него надо равняться. И артист должен работать над собой. Со сцены как бы воспитывать людей в хорошем смысле. Где-то раскрывать глаза, показывать, какая музыка есть. Какая может быть поэзия. В общем, преподносить каждый раз что-то интересное.
Выступать нужно так, чтобы люди переставали жевать, а все внимание было направлено на сцену.
Вспомню слова И. Кобзона: «Самое важное, когда ты выступаешь — не быть закуской». И это — отношение к сцене и своей профессии.

Бывают разные, конечно, программы. Бывают лаундж-рестораны, где джазовая музыка красивая играет, певица какая-нибудь поет. Их вроде все слушают, но они в своем мирке находятся. Эта четвертая стена не должна существовать в эстрадном выступлении. Она возможна в драматическом театре, когда мы смотрим представление. Там Хлестаков не может выпасть из играемой им сцены и сказать: «Ребят, ну как вам там, в зале, нормально?». А здесь должно быть общение. И артист, который выступает, должен чувствовать публику. Уметь преподносить разный материал. Где-то спокойный, где-то наоборот, зажигательный. Но чтобы тебя слушали! Слушали внимательно! Вот задача. Вот тогда хороший артист. Если тебя не слушают, начинают вилками греметь — ну, это уже не очень.

Артист не должен быть салатом. Артист должен быть артистом. Он должен приковывать внимание и отдавать энергию.
— Каким набором навыков и умений должен обладать артист? Что он обязательно должен уметь и знать?
Он обязательно должен уметь себя организовать. Это самое первое и основное — дисциплина артиста. Сцену надо уважать, еще раз повторюсь. И надо готовиться к выступлению. Отрепетировать весь свой материал.

Артист должен уметь технически хорошо работать, классно и свободно это делать. Чувствовать себя легко на сцене в плане своей программы, выхода, умения работать с залом. Уметь доносить историю, пропуская ее через себя. Не во всех современных песнях присутствует глубокий драматический смысл, но все равно — уметь передать то, что заложено в произведении. Достучаться.

Понять смысл песни, во-первых, внутри себя. У артиста, когда он исполняет, должен идти визуальный ряд, как кинопленка. Он должен видеть это, как кино изнутри. Допустим, когда поется «Роща золотая…» — увидеть эту рощу, как она выглядит. Если артист этого не видит, то и зритель не увидит.
«Те люди, которые делают изначально коммерческую музыку, и с самого начала хотят заработать миллионы — они, мне кажется, обречены»
— Перед интервью вы по телефону сказали, что музыка влияет на личность человека. Что это значит?
Музыка бывает разного характера. Есть светлая музыка, которая нас заряжает, а есть отрицательная музыка. Минорные, тяжелые песни, которые подавляют наше настроение, разрушают изнутри, а мы сами того не понимаем в большинстве своем. Приводить примеры не хочу, чтобы никого не обидеть. Но их достаточно много.

Многие артисты рассказывают, что когда они часто поют определенные песни, с ними начинают потом эти события в жизни происходить, о которых они поют. Дело в том, что песня начинает влиять на организм, на наше тело и сознание, как аффирмация. И если каждый раз пропускать через себя, верить в это, верить-верить-верить… То однажды начинаешь верить по-настоящему. И эти события притягиваются в твою жизнь. Поэтому нужно все-таки хорошие песни петь. Взвешивать все дважды, трижды, прежде чем начать какое-то определенное произведение учить. Чтобы оно не разрушало ни тебя, ни окружающих слушателей.

Давайте разбираться глубоко: для чего существуют артисты? Вот он на сцене стоит, люди пришли в зал, смотрят. Они разве хотят, чтобы их негативом или какими-то своими переживаниями наполняли? Нет, они хотят, чтобы их вдохновили! И чтобы они пошли на следующий день на свои рабочие места и сделали не один план, а два плана. Ну или полтора. Вот для чего нужен артист и в целом культура. Она заряжает людей. Может, я и сказки, конечно, рассказываю. Но вообще задача артиста вот такая. Заряжать, чтобы человек шел и радовался. И совершал больше хороших поступков.
Человек, который поет, сияет изнутри и дарит сияние залу. А из зала ему это сияние возвращают. Такой энергии должно быть больше в мире, я считаю. Ведь когда человек поет, он ничего плохого подумать не может. Он творчеством занимается, у него мозги только на светлое направлены.
Я вам скажу так: если человек творчеством будет больше заниматься, у нас не будет войн. Будет больше светлой энергии и доброжелательного отношения друг к другу. Люди будут дружнее. Я может, какие-то наивные вещи говорю, но это действительно так.

Почему до сих пор живы старые песни? Из далеких семидесятых или восьмидесятых. Почему их слушают? А потому что люди вкладывали в это душу. Свои переживания, эмоции. Они хотели сделать для других людей что-то хорошее. Поэтому эти хорошие песни до сих пор с нами.

Те люди, которые делают изначально коммерческую музыку, и с самого начала хотят заработать миллионы — они, мне кажется, обречены. Потому что творчество этого не любит. Бог Искусства не любит, когда все делается ради выгоды.
«Жизнь прекрасна. А самое прекрасное в ней, что можно заниматься творчеством»
—  Какое самое большое откровение к вам в жизни пришло, которое что-то сильно изменило в мировоззрении или вообще в жизни?
Кажется, самого главного своего откровения я еще не получил. Но есть одно очень важное: если хочешь сделать хорошо, сделай это сам. Тогда ты будешь либо доволен собой, либо не доволен. Но в любом случае будет результат какой-то. Если ты хочешь сделать хорошо — значит, надо больше усилий приложить к этому.
—  Но ведь надо не только выступать, но еще и заниматься каким-то менеджментом, раскруткой. Это все нужно делегировать как-то?
Да, к сожалению, у нас в стране в большинстве своем происходит так, что артист и сам аранжировщик, и сам пиар-менеджер, и продюсер, и все на свете. Все в одном лице. Но это неправильно. Артист должен свою миссию выполнять. Певец не должен самопиаром заниматься. Должен быть взгляд со стороны, чтобы если что, артиста корректировать. Потому что со стороны бывает виднее. Сам артист себя не может порой объективно оценить. Поэтому надо либо видеозаписи делать, либо кого-то просить.

Должны быть люди, которые занимаются продажами концертов, пиаром концертов, которые создают стиль и образ артиста. И все эти люди должны быть на своих местах. Зачастую бывает так, что у нас талантливейший врач работает таксистом. А его место занимает какой-нибудь бездарный человек. Но он может быть гениальным слесарем или автомехаником. Или великий какой-нибудь поэт сидит на месте кочегара. Таких примеров масса. И хочется, чтобы каждый занимался своим любимым делом. Бывает же такое, что не человек выбирает профессию, а профессия — человека. Я, конечно, на сто процентов не уверен, но со мной, по-моему, так и случилось.
—  С какими самыми распространенными сложностями, трудностями у новичков вы сталкиваетесь?
Много психологических моментов. Например, когда человек панически боится петь. Вообще на зрителя, для родственников даже. И это очень важно наработать. К тому моменту, когда нужно выступать перед кем-то, человек должен быть абсолютно подготовлен со своим материалом, чтобы не ударить в грязь лицом. Что это значит? На репетициях, на занятиях нужно выкладываться на 150%. Потому что в момент выступления 20, 30, а порой 40 процентов — волнение, забыл, всякое бывает. От волнения начал неправильно брать вдох, стала дрожать опора. Может человек текст забыть. Тут куча факторов. И чтобы этого не произошло, нужно 150% работы выполнять на репетиции. Чтоб ночью в три часа тебя разбудили, а ты текст повторил назубок. И спел легко. Чтобы умел правильно дышать, делать вдох. И это все тренируется.

Есть технический момент. Нужно, чтобы студент помнил три основные вещи: правильный вдох, правильная атака звука, правильный вывод звука. Эти три основные вещи сложнее всего на начальном этапе даются. Но они даются.
—  А можно ли чего-то добиться и достичь, занимаясь самостоятельно?
Можно, конечно. Здесь просто нужна информация и контроль. К сожалению, если нет контроля, то самостоятельно ты будешь очень долго идти к результату. Когда есть опытный человек, который со стороны может все подсказать и оценить, то раз в десять быстрее будет результат приходить, чем ты сам будешь ковыряться. К тому же, порой это травмоопасно. Ты можешь навредить своим же связкам, можешь без голоса остаться в конце концов, если делать неправильно на протяжении долгого времени.
—  Какой совет вы бы дали начинающим артистам, вокалистам?
В первую очередь: если уж захотел — поверь в себя. Поставь себе цель и иди к ней. Это должна быть большая цель, сверхзадача. Есть задача, которую надо выполнить здесь и сейчас, например: «Я хочу научиться петь качественно». Идешь и выполняешь эту задачу. А есть сверхзадача, когда ты, допустим, рисуешь себе в голове: «Я через столько-то лет хочу собрать на свой сольный концерт Крокус Сити Холл». Поэтому первое и основное: вера в себя и вера в свои силы.

Второе: если уж взялся, то не сдавайся. Хотя бы какого-то результата добейся. Вот ты решил: «Я стану певцом». Так стань певцом, выступи где-то хотя бы несколько раз. Если не понравится или вдруг что-то сложится в твоей жизни, что ты решишь изменить цель — ну тогда меняй. А если уж надумал, всерьез взялся — тогда иди и учись. Потому что при полутонах все так и будет в полутонах. Недопевец, недохудожник, недоспортсмен. Ну хотя бы чтобы можно было с уверенностью себя назвать: «Я — любитель».

Жизнь прекрасна. А самое прекрасное в ней, что можно заниматься творчеством. И когда ты уставший, но радостный возвращаешься домой, и понимаешь, что в этот день что-то доброе и хорошее совершил, как-то помог, воодушевил, люди благодарны тебе — вот ради этого стоит жить.

Я желаю, чтобы все начинающие артисты, все начинающие певцы испытали это чувство благодарности от других людей. Верить в себя и дарить добро людям. И мир станет тогда лучше, добрее, светлее. И всем будет от этого хорошо.
Я всегда говорю, говорил и буду говорить: если каждый человек свою работу будет выполнять на 100% качественно, то мы будем жить в идеальном обществе.

Владимир Шнитко: профессиональный певец, артист эстрады, актер, педагог и основатель собственной школы вокала https://shkolashnitko.ru/


Инстаграм: https://www.instagram.com/shkola_vokala.shnitko/

Вконтакте: https://vk.com/shkola_vokala.shnitko


Интервьюер: Елена Ракша

© WAVEFORUM

Поделись своим опытом
Развивай свой личный бренд и делись опытом с заинтересованной аудиторией