Артистам

Вокал — святой Грааль песни

Алексей Гридчин (Chitaev)
Артистам
Вокал — святой Грааль песни
Алексей Гридчин (Chitaev)
Скажу сразу, если вы ждете технические советы из разряда физики, саунд-инжиниринга и звукорежиссуры — этого не будет.

Данная статья скорее про настрой и вайб исполнителя во время записи. Особенно может быть полезно для тех, кто хочет научиться самостоятельно записываться в домашних условиях.
«Отфильтровал? Теперь внимание!» — как завещал нам один из представителей группы Каста.
Алексей Гридчин (сонграйтер, фристайлер, битмэйкер и саунд продюсер)
Создай свой трек от идеи до релиза
Электронная музыка
Онлайн курс | Набор открыт

Записать вокал? Казалось бы, что может быть проще? Подошёл к микрофону, что-то напел и вуаля — хит готов!

Но не всё так просто!

Иначе люди бы не тратили годы на практику вокала и шлифовку природного таланта — «умение красиво петь».

Существует множество факторов влияющих на то, насколько классным будет ваш вокал в финальном миксе песни: микрофон, помещение, студия, звукорежиссер и даже расстановка планет на небосводе в конкретный день. Но главное — сам вокалист!
Его опыт, техническое оснащение, наличие или отсутствие выразительного природного тембра и внутренней харизмы, ну и конечно, его настрой в день записи.

Часть ответственности за результат, безусловно лежит и на битмейкере или аранжировщике.

Бит должен быть достаточно разряженным,

чтобы не пришлось «запихивать» вокал, как стул в кладовку, захламленную вещами до потолка.

Задача саунд-инженера так же важна и нельзя недооценивать работу этих мастеров. Но воспринимать их в качестве «волшебников Дамблдоров», которые спасут ваш трэк от тёмных сил музыкальной безграмотности и мрачной мглы неточных ноты, — точно не стоит.

К сожалению, такой подход практикуется повсеместно.
Вместо того, чтобы выбрать самый классный дубль из нескольких, накинуть пару-тройку эффектов для коррекции, саунд-инженерам приходится тратить уйму времени, чтобы «вытюнивать», а затем «замыливать» некачественный вокал эффектами.
И тут мне приходит в голову один популярный представитель современной сцены, который на полном серьёзе в одном из YouTube-шоу задаёт вопрос: «а что, сейчас кто-то поёт живьём??»

К счастью, да, ещё поют!
Вокал — такой же инструмент в песне, как бас, барабаны или фортепиано.

Да к тому же ещё и лидирующий. И от исходного качества записи данного инструмента зависит конечный успех вашего трэка.

И кто же ответственный за этот инструмент?

Верно! Носитель этого инструмента, то есть — вокалист.
Так что, дорогие солисты, возьмите на себя ответственность и начните с двойной силой прокачиваться в том ремесле, которое вы выбрали в качестве дела своей жизни.
И тут у вас резонно возникнет вопрос! И это всё? Просто поумничал и написал то, что и так всем понятно?
Мой ответ — нет!
Я не мог уйти просто так, не оставив для вас несколько полезных советов, которые помогут повысить ваш навык записи на новый уровень!

Это те лайфхаки, которые я наработал сам за 14 лет своей музыкальной деятельности в качестве исполнителя, битмейкера, саунд-инженера и даже вокального продюсера.
Профессия вокального продюсера, кстати, чаще всего упорно игнорируется у нас в стране, хотя это чрезвычайно важные люди.

Вокальный продюсер — микс педагога по вокалу и музыкального продюсера.


Это человек, который не просто отвечает за контроль точного попадания в ноты, но и следит за ритмом и грувом, отвечает за эмоциональное состояние и уверенность вокалиста, и конечно, за переживание конкретных эмоций во время записи.


Но сейчас не об этом!

Итак, перейдём к советам:

1) Вам должно быть комфортно
Найдите студию в которой вам кайфово. Саунд-инженера, который с вами на одной волне. Возьмите время на 1−2 часа больше, чтобы иметь возможность забыть о времени и пространстве.

Вы должны чувствовать себя звездой, а не незваным гостем на студии. Главное при записи — ваше состояние, ваш вайб. Атмосфера вокруг оказывает на это непосредственное влияние.

Если пишитесь дома, комфорт и удобство само собой разумеется. Но не стоит забывать, что даже правильная расстановка цветов в комнате и отсутствие лишнего хлама на столе, влияет на вас во время записи.
2) Выучите текст заранее!!! Наизусть!
Это позволит вам освободить голову и руку во время записи)))

3) Соединитесь с микрофоном, словно с аватаром
Не бойтесь его! Тут как в сëрфе, ваш борд — самый лучший друг в океане, а не враг. Держитесь за него, как за спасательный круг во время шторма.

Найдите дистанцию, на которой голос будет звучать превосходно без каких-либо эффектов.

В зависимости от типа устройства микрофона, расстояние может быть минимальным (в упор) или максимально далëким.

4) Затем нарулите себе эффекты
Чтобы ваш голос радовал вас уже во время записи, а не после сведения!

Перебарщивать не стоит.

Порой достаточно простейшей эквализации (обрезка низких частот до 120 Гц), компрессии (можно найти базовую настройку, которая подходит к вашему тембру и типу голоса) и ревера (он же reverb, он же холл) или delay.
5) Продышитесь перед записью!
Есть множество йогических систем дыхания, которые помогут вам улучшить качество вашего вокала.
Предлагаю вам свой метод:

Лëжа на спине, начните интенсивно дышать в течении 15−20 минут лёгкими через рот (не диафрагмой через нос), сделав губы трубочкой. В идеале выполнять упражнение под этническую музыку в 120 Bpm. Музыка поможет уловить метрономный ритм дыхания.

По окончанию дыхательной практики, вы забудете кто вы, где вы и как сюда попали. Но через пару минут, придя в себя, вы будете удивлены тому, как будет звучать ваш голос.
6) Сделайте физические упражнения
Это может быть все, что угодно!

Прямо перед следующим «тэйком», отожмитесь или присядьте 10 раз.
Первый дубль после упражнений, возможно, будет неудачным. Но второй — будет звучать шикарно и являться номинантом на звание «золотого дубля».
7) Слушайте себя внутри микса
Выбросьте из головы все концепции.

Не думайте ни о чём! Ни о ритме, ни о тексте (смотри Пункт 2), ни о мелодии или точности попадания в ноты.

Воспринимайте ваш вокал со стороны, как будто поëт посторонний человек. Это позволит вам дистанцироваться от самоанализа и критики, которые прямо в моменте записи сильно мешают вам сделать лучший дубль и воспарить как птица, над бренным миром материального бытия.

8) Самое главное — заполните ваш текст смыслом
Запишите в дубль конкретные образы, а не набор пустых букв. Если не получается сделать сходу, проработайте этот момент заранее.

Секрет в том, чтобы вкладывать ВЕС в слова. Нас не с проста цепляют песни конкретных исполнителей типа Басты, Земфиры, Макса Коржа и Скриптонита. Они знают этот секрет!


Если смутила нестыковка некоторых пунктов, оговорюсь, что все пункты написаны в определённой последовательности. И последний шаг— апогей вашей записи, после претворения в жизнь всех предыдущих.

Лично мне, помимо всего вышеперечисленного, помогает перерыв на сладкий и крепкий горячий чай с видом на лес :)

Тут педагоги по вокалу возможно захотят меня распять, поэтому оговорюсь: у каждого свои подходы и приёмы, которые помогают максимально круто и качественно записывать вокал.

Теперь пожалуй, всё! Благодарю за внимание, всем мира внутри и хорошей записи.

Автор: Алексей Гридчин (Chitaev) - сонграйтер, фристайлер, битмэйкер и саунд-продюсер.


YouTube канал с музыкой Алексея.

YouTube канал импровизационного шоу, где Алексей объединяет рэп фристайл и танцевальную импровизацию.


© WAVEFORUM

Создай свой трек от идеи до релиза
Электронная музыка
Онлайн курс | Набор открыт
Поделись своим опытом
Развивай свой личный бренд и делись опытом с заинтересованной аудиторией