ЛЮДИ ИЗ ИНДУСТРИИ

Что такое лейбл и зачем он нужен | Алексей Козин (Navigator Records)

Интервью с главой музыкального лейбла
ЛЮДИ ИЗ ИНДУСТРИИ
Что такое лейбл и зачем он нужен | Алексей Козин (Navigator Records)
Интервью с главой музыкального лейбла
В своем интервью для WaveForum Алексей Козин, глава музыкального лейбла Navigator Records уже рассказывал, как музыканту попасть на лейбл.
Однако у многих может возникнуть закономерный вопрос:
а зачем нужно стремиться к контракту с лейблом, что это дает музыканту? Особенно сейчас, когда социальные сети и другие интернет-ресурсы позволяют артисту заниматься продвижением самостоятельно.

В этой статье Алексей ответит на эти вопросы и расскажет, что же такое лейбл
и какие задачи можно решить с его помощью.
«Задача компании – знать всех в индустрии»
Алексей Козин - глава музыкального лейбла Navigator Records. В бэк-каталоге компании представлены альбомы многих топовых артистов («ДДТ», «Кипелов», «Мумий Тролль», «Мельница», «Сплин», «Крематорий», «АнимациЯ» и др.), а также композиции независимого музыкального направления (Robin Axford, Александр Пушной, Илья Киреев).Особое внимание компания уделяет творчеству молодых артистов («Копенgаgен», «Каспий», «Every Man a King», «GANA», «TatooIN»).
Что такое компания?
Тут как в медицине. У тебя есть некие симптомы. Ты можешь их забить в поисковик, и тебе, наверное, тут же таргетом вылетит какое-нибудь средство, за которым можно будет дойти до ближайшей аптеки. И пожалуйста: ты вроде как проблему решил. Но если мозги есть, то ты пойдешь к специалисту, и желательно в клинику. Может быть, потратишь чуть больше сил, чуть-чуть больше времени. Но по крайней мере тебя там подстрахуют. Потому что, если у тебя скрытая пневмония, симптом может быть всего один – кашель. Но одним сиропом ты не отделаешься.

Многие еще пребывают в иллюзии: «Лейбл? Отлично, пусть денег вваливают! Сейчас они все за нас сделают». Но те, у кого с мозгами все отлично, понимают, что лейбл – это та самая страховка. Для того, чтобы чего-то плохого не случилось.
Компания – это штаб
В нем сходятся все стратегические коммуникации. Задача компании – знать всех в индустрии. Чтобы сокращалась дорога к радиостанции, телеканалу, аудитории, чтобы была оптимальная стратегия.

Раньше для пластинки нужно было отработать дистрибуцию - магазины. Сейчас все так же осталось, просто эти витрины – виртуальные. И только лейбл, у которого прямой контракт с той или иной витриной, может договориться о том, чтобы товар правильно стоял на полочке, чтобы он находился в плейлистах, чтобы получил какую-то поддержку. Только лейбл может это все согласовать с какими-то другими активностями.

Но качества контента это не отменяет. Все остальное – просто способ доставки.
Компания - это помощь по юридическим вопросам
Например, что касается денег. Выгружая музыку через стриминговые сервисы
и привязывая свою карточку, как физическое лицо, человек теоретически рискует иметь проблемы с налоговой. Это риск, потому что с тебя спрашивают:
«Ты получаешь деньги от Apple, ты получаешь деньги от Google – объясни!». Конечно, поначалу деньги маленькие, но это теоретически возможно.

Музыкант обязан все декларировать, платить налоги, отчисления в фонды и т.д. Первое, что налоговая спросит – это договор.
Об этом не думают!

Любая копеечка должна декларироваться. Бывает сложно каждому музыканту объяснить, что такое оформить статус самозанятого. Задача компании в том числе решать и такие проблемы. По крайней мере делать так, чтобы артисты не подвергались каким-то рискам.

«Соцсети настолько хороши, насколько их артист может вести»
Компания может помочь выстроить тур правильно.
Потому что люди, которые занимаются концертами (промоутеры), не особо общаются и не слишком дружат с рекордс-компаниями. Им не интересно заниматься развитием артистов. Все хотят денег и не очень хотят рисковать,
в том числе и временем.

У меня были истории, когда ты подписываешь артиста, а у него движение начинается только на третьем альбоме. И для этого надо перелистнуть одну страницу, вторую, главу закончить. Артист может не «поехать» одномоментно. Бывает, мы промоутеров на начальном этапе ходим и уговариваем:
«Ребят, давайте попробуем, давайте рискнем. Мы же пересекаемся по таким
и таким артистам, давайте и вот здесь поработаем».
Компания - это консультант.
Например, помочь определиться: добиться, чтобы с треком можно было в медиа работать, на радио, или ограничиться релизом в Интернете? Если человек готов правду слышать, компания может дать какую-то экспертизу в отношении трека,
в отношении материала. Конечно, компания не напишет за артиста песню и не споет.

Например, соцсети настолько хороши, насколько их артист может вести.
А их никто не сможет за него вести, у каждого свой диалог.

Компания – это в большей степени некий консалтинг. А дальше – ну, какая степень таланта, какая там возможность. Потому что мы тоже не резиновые.

У каждого лейбла есть свой почерк, парадигма.
У нас - концертная экономика. Просто чтобы вы понимали: в случае, если артист концертирует, если это артист крепкий, то он за пять концертов зарабатывает деньги, сопоставимые с тем, что дает его каталог за год.

Да, рекордс-компании сейчас в большей степени конкурируют за стримы и за возможность набрать их на свои каталоги. И в принципе это направление работ не менее интересное и выгодное, чем делать артиста, инвестировать в его карьеру.
В чем выгода от сотрудничества с лейблом?
Вернемся к метафоре про врача и самодиагноз: человеку нужно сделать операцию. Естественно, лучше идти к тому хирургу, который каждый день оперирует. Умный человек никогда от чужого опыта не отказывается. Надо думать о своей карьере, о тех вещах, которые тебе могут быть полезны.

Нормальный музыкант понимает, что ему надо заниматься только музыкой. Потому что для остальных этапов работы с релизом существуют профессиональные сервисы и специально подготовленные опытные люди.
«Энергия дилетанта – это страшная вещь»
Да, можно без лейбла.
Но тем не менее почему-то большие артисты продолжают работать с лейблами. И лейбл – это больше, чем просто агрегатор, который взял музыку и разместил ее. Вообще я считаю, что позиция агрегаторов брать процент - это неправильная позиция. Потому что все, что они сделали - просто нажали кнопку «upload».
И такую же кнопку «вывести средства». И все. Они не развивают карьеру, они не общаются с медиа, не формируют имидж, не вкладываются.
В принципе, ты все можешь делать сам.
Я года три назад сделал над собой усилие и послушал ТОП ВКонтакте. Встретился с несколькими группами из этого топа – с пятью или семью артистами. И все они отказались от сотрудничества, вообще все! Их не интересовал ни продакшн, ни саундпродюсирование, ни концертный менеджмент – разговор сводился к тому, как они быстро «на коленке» все сделали и собирают 150 городов по 150000 выручки.

Через полгода трое из семи пришли обратно. «А что вы там про радио говорили? Нам бы как-то зазвучать. Что-то как-то перестала наша схема работать…».
«А что вы про концерты говорили? Было 150 по 150, а стало 50 по 100».

А аппетиты-то остались прежними.
Алексей Козин
«Эпоха самопала закончится так же резко, как она и началась»
Основная проблема молодежи – они больше думают об имидже, чем о материале, о том, как это выглядит в Инстаграм.
Все хотят денег. А большие деньги, в принципе, это же отрава для работы, особенно когда психика неокрепшая. Как говорится, дурак и деньги долго
не живут вместе.

Энергия дилетанта – это страшная вещь. А энергия нигилиста или гопника –
еще страшнее. Потому что дилетант где-то в душе отдает себе отчет, что он дилетант и имеет какие-то пробелы.

Такое творчество будет жить ровно столько, сколько оно «в эфире»
(а он, к слову, забит тысячами таких «творцов»). Сейчас smm-продвижение может принести какую-то славу и доход, но если материал слабый, то все останавливается ровно в тот момент, когда ты израсходовал свой рекламный бюджет. Ты можешь купить пост или договориться о рекламе в каком-то крутом паблике, но там люди слушают 15 секунд и говорят: «Нет, спасибо, до свидания».
И не переходят, не подписываются, не добавляют в свои плейлисты.

Сейчас все искажено, все думают, как на хайпе по-быстрому лайков собрать.
И хорошо, если срок жизни песни – полгода.
Сколько песня будет жить, зависит в том числе и от продакшена.
На Западе практически все, что в ТОПе - это то, с чем в 90% случаев отработали продюсеры. Все было взято из нормальной студии, с работой нормального аранжировщика. Это профессионалы, не самопал.

Иногда работаешь с аранжировщиками, и вот приходит парень, который нашел себя в поп-музыке. А у него нет музыкального образования. И он не знает, как сделать композицию. Как подобрать биты, пэдики. У него все на кончиках пальцев. И я понимаю, что у парня срок его тактико-технических характеристик – три года максимум. Потому что поменяется мода, уйдет то, что сейчас популярно, и так далее.

И приходит чувак, у которого за плечами музыкальное училище или «консерва». Он эрудирован в отношении звука, в отношении партий. Да, ему, чтобы сесть, понять, разобрать по какому-то референсу нужно подумать. Но он перебрал не одну библиотеку, которая у него оказалась каким-то образом. Он понимает, как извлечь звук из того инструмента, из другого. И с ним я могу работать. Человек уже знает, с каким инструментарием и как он к процессу подходит.

Для него, как для врача, не возникает вопроса, какой скальпель взять и как рассчитать дозу наркоза пациенту. А первый отлично подойдет для косметической работы.

Иногда от небольших студий я получаю материал, который круто сделан и круто сведен. И я понимаю, что там звукорежиссер где-то учился, не с улицы пришел. Это сразу слышно.

Профессионал знает, что он делает.
Профессионал, как минимум, не сделает хуже.


А эпоха самопала закончится так же резко, как она и началась.
В следующий раз Алексей расскажет, насколько актуальны на сегодня традиционные медиа. Оставайтесь с нами!
Алексей Козин - глава музыкального лейбла Navigator Records.



© WAVEFORUM

Поделись своим опытом
Развивай свой личный бренд и делись опытом с заинтересованной аудиторией