люди из индустрии

«Талант — это не то, что будет с вами всю жизнь».

Интервью с барабанщиком Сашей Машиным. Часть 2
люди из индустрии
«Талант — это не то, что будет с вами всю жизнь».
Интервью с барабанщиком Сашей Машиным. Часть 2

Саша Машин — джазовый барабанщик, продюсер лейбла Rainy Days и еженедельных понедельничных концертов-вечеринок Happy Lab. в клубе Алексея Козлова. Саша рассказал нам о своем профессиональном становлении, чем его покорил Нью-Йорк, как важна поддержка коллег, а так же почему мы не замечаем, как быстро утекает жизненное время. Вопросы задает Полина Урсу.


Часть 2.


(Фото обложки: © Kirill Smyslov)

Как музыканту найти группу?

Здесь очень важно быть открытым к миру, а не снобом и скептиком, потому что ты никогда не знаешь откуда и какая возможность придет. В моей жизни очень часто складывалось так, что люди, которые были для меня не так уж и важны, оказывались мостиком в новый крутой опыт. Я сделал вывод, что нужно с интересом относиться к каждой возможности, даже если сначала она кажется незначительной.


Ну и конечно, интересоваться чем-то кроме своей области. Например, я долгие годы был только джазовым барабанщиком и отвергал все, что касалось другой музыки. Я был убежден, что джаз — это вершина, а все остальное это примитивные несерьезные вещи. «Если играешь джаз, то можешь сыграть все что угодно». Вот такой был подход. Но он абсолютно тупиковый. Любой негативный подход ведет в тупик.


Сейчас у меня новое правило — сначала скажи «да» любой новой возможности, а уже потом обрушивайся на эту идею своим критическим подходом.

Как не потерять веру в себя, пока ты ещё только на пути к результату?

Ощущение, что в нас культивируется подход ко всему через негатив. Если ты приходишь к преподавателю, то скорее всего услышишь: «Вот это ты не выучил, это сделал плохо, это не получается». Тебя нагружают негативом из всех источников вместо того, чтобы порадоваться небольшому достижению. Ведь, занимаясь абсолютно любым видом деятельности, мы чего-то достигаем. Давайте этому порадуемся! Это даст нам гораздо больше сил, чтобы совершить следующий шаг.


Когда Игорь Бутман вернулся из Америки, он позвал меня в свой ансамбль. Было каким-то невероятным контрастом то, что говорил он, и то, что говорили все мои коллеги в России. Мы привыкли подмечать недостатки друг у друга, а Игорь Бутман, вернувшись из эмиграции, привнес совершенно новую волну позитива. Он мне говорил: «Саша, ты так круто звучишь! Ты молодец, продолжай, здорово получается! Я несколько лет назад играл с Элвином Джонсом, в твоей игре есть что-то очень похожее. Я чувствую, что ты его хорошо изучил, молодец!» Я смотрел на него и не мог поверить своим ушам. Почему он сказал столько слов поддержки? Она произвела на меня такое сильное впечатление, что я просто побежал, полетел заниматься! Мне хотелось доказать, что эти слова были сказаны не в пустую.

Поддержка очень важна, мы все в ней нуждаемся.

Не ищите негативные стороны в деятельности друг друга. Слышать и говорить добрые слова по-прежнему важно. Это мотивирует продолжать заниматься и развиваться. Не нужно ждать поддержки — начните оказывать её тем, кто вокруг вас, и вы увидите, как все меняется в лучшую сторону.

Ты, как преподаватель, считаешь, что талант необходим?

После музыкальной школы я нигде не учился, была только одна поезда в Нью-Йорк по программе Open World, и она изменила мое мировоззрение очень сильно. Я понял чего стоит время, и увидел, как американцы относятся к труду. Я понял, что талант — это способность к занятиям, а не какое-то врожденное, дарованное богом, умение.

Талант — это сиюминутное проявление, искра, которая может угаснуть завтра. Она может воспламенить большую историю в вашей жизни, а может просто погаснуть и все.

Талант — это не то, что будет с вами всю жизнь. И даже если явного проявления таланта нет, это не значит, что вы не можете чего-то добиться. Ваш мозг способен меняться в зависимости от деятельности, которой вы его нагружаете. Есть такое понятие — нейропластичность. Наш мозг способен перестраивать связи между нейронами и образовывать новые нейронные связи. Можно изменить мозг на физиологическом уровне и он станет талантлив. Если вы просто начинаете заниматься без видимых признаков таланта — у вас есть все шансы обнаружить его позже, если вы будете настойчивы.

Фото: © Kirill Smyslov
Кстати, одна из самых важных книг для музыканта на мой взгляд — Talent is overreted (Geoff Colvin). Это рассказ о таланте и том, что он не при чем. В ней есть хорошие примеры, похожие на мой с Бутманом. Советую всем её прочесть.

Бывают ли у тебя депрессивные периоды? Как ты с ними справляешься?

Конечно же, в жизни любого человека, каким бы видом деятельности он не занимался, бывают более удачные периоды и менее удачные. Но очень часто случаются гораздо более опасные вещи, иногда угрожающие жизни. Кстати сказать, все музыканты и люди творческих профессий являются группой риска в этом смысле.


Несколько лет назад у меня был очень тяжелый депрессивный период. Мне диагностировали клиническую депрессию. Казалось, что все расползается, разрушается, справиться было очень сложно. Дело не в слабоволии, как думает большинство. Ваш мозг работает иначе, он работает в режиме «Low Battery». Когда вы ломаете ногу, вы не пытаетесь храбриться и говорить — «что я, слабак что ли?» — вы идете к врачу. Пожалуйста, если вы чувствуете, что с вами что-то не так — идите к врачу. Из вас не сделают калеку, скорее всего вы станете более эффективными и счастливыми.


Это случается во много раз чаще, чем об этом принято говорить. Большинство думает: «что я, псих что ли, к психиатру идти?» Но правда в том, что такие вещи — обыденность. Они прогрессируют и доводят людей до самоубийств.

Из-за того, что в советские времена психиатрия носила скорее карательный характер, эта тема до сих пор стигматизируется в обществе, но статистика неумолима.

Не бойтесь. Вдруг у вас сейчас что то похожее? Напишите мне, например.


Мне кажется спорт — это лучшее лекарство. Сегодня я пробежал 10 км перед интервью. Ничто не дает мне столько энергии для мыслительного процесса, как часовая пробежка. На 30-й минуте бега у вас происходит выброс серотонина, дофамина, и вы испытываете естественное наркотическое опьянение от собственных гормонов.


В этом состоянии вы как будто бы парите над действительностью, и многие вещи, которые были способны еще недавно ранить вас, представляются незначительными. У вас появляется четкое понимание того, что нужно делать дальше, чтобы стать более эффективным. В этом состоянии эйфории и счастья вся ваша система приоритетов перестраивается.


Преимущества: эти наркотики бесплатные; вас не посадят в тюрьму; они сделают ваше здоровье крепче, а вашу интеллектуальную жизнь гораздо более насыщенной; вы получите заряд необходимой мотивации.

Фото: © Михаил Тищенко

Почему бег?

У меня всегда были проблемы со здоровьем, все время что-то болело, скрипело, и я все время боролся. Ещё мне всегда было тяжело пить алкоголь, я умирал! (смеется)

Спорт не несет никаких негативных последствий. Ты испытываешь радость и эйфорию, но вместо похмелья на следующий день у тебя остается хорошее самочувствие.

Ты сотрудничаешь с огромным количеством музыкальных брендов. Органично ли ты себя чувствуешь в роли эндорсера?

В какой-то момент я начал осознавать, что важно заниматься не только на инструменте, но важно и все остальное. Я стал сотрудничать с большим количеством разных компаний — Yamaha, Evans, Zildjian, Vic Firth, теперь и Sensory Percussion. Все эти компании одна за другой решили, что я могу быть им как-то полезен, но и от них я тоже получаю поддержку. Я действительно в них верю, и никогда бы их не поддерживал, если бы не испытывал настоящее удовольствие от игры на их инструментах.

И вот, когда я начал с ними плотно сотрудничать, пришло время публичных выступлений. Так или иначе, я должен был рассказать что-то про новые барабаны или пластики, или чем палочки отличаются друг от друга. Мне нужно было уже не просто сыграть, что я делал всегда довольно легко, а рассказать.

Выступление на публике всегда было для меня глобальной проблемой.

Я боялся: дико нервничал, голос начинал трястись, руки мокрые, с ладошек капает (смеется). Я выступал на конференции, которая называется Jazz Across Borders. Ее организует Игорь Бутман в Петербурге. Меня попросили поучаствовать в панельной дискуссии под названием «продвижение без бюджета». Попросили создать презентацию... «Я барабанщик, какая презентация?» — подумал я тогда, но принял вызов: запарился, освоил Power Point, сделал презентацию. И вот, когда я рассказал её на конференции, весь зал встал. Я был совершенно ошеломлен, ведь казалось, что я рассказываю какие-то банальные вещи, которые я просто подкрепил картинками! (смеется) После этой презентации ко мне подходили все лидеры нашей джазовой индустрии пожать руку и поблагодарить. Я испытал новое для себя чувство —успешное публичное выступление. Первое в моей жизни. А вообще-то я, как большинство людей, панически боялся и двух слов связать не мог.

Фото: © Majja Tarasova

Как в клубе Козлова открылась твоя Happy Lab.?

Это классная история! Начну издалека. Можно отнести это к началу нашей беседы — когда ты не знаешь откуда что приходит. Для меня, как для традиционно джазового музыканта, клуб Алексея Козлова всегда был местом, которое тяготеет к другим жанрам — фьюжн, джаз-рок, что-то такое. Это было не самое основное место для меня.


После моей успешной презентации на конференции Игоря Бутмана, мне позвонил Араик Акопян из клуба Козлова и сказал, что они открывают новую сцену и он хотел бы пригласить меня проводить на ней понедельники. Делать все, что я хочу. Им показалось, что я могу придумать что-то интересное и необычное. Тогда я придумал «Sasha Mashin Happy Lab.»


Happy Lab. — это история, где ты можешь существовать между жанрами. У нас в клубах есть большое количество джемов, концертов, но нет формата, где было бы что-то среднее.


Однажды я был на концерте одного пианиста в Нью-Йорке, и в какой-то момент, в середине композиции, у него не получился пассаж. Он остановился, остановил бэнд, начал играть этот пассаж, смеяться и говорить что-то в духе: «Смотрите! Раньше получалось, а теперь нет. Ну все, я стар!» Весь зал начал смеяться. Он начал рассказывать целую историю про это пассаж, про какой-то концерт, на котором он его исполнял и выходило замечательно. В общем — происходила какая-то «дичь». Тогда это перестало быть концертом.

Это было ощущение невероятного обновления, очищения моей джазовой души!

Я присутствовал не просто на выступлении — это было общение с другом, который у меня только что появился.


Пока мы только стремимся к этому в Happy Lab. Я стараюсь стереть эту грань, чтобы люди не чувствовали себя на концерте, и чтобы музыканты не чувствовали себя в ресторане, куда люди пришли поесть.


Каждый понедельник собираются разные составы. Я приглашаю своих друзей музыкантов. Мы играем их композиции, иногда какие-то стандарты, но всегда исполняем это иначе, чем если бы они играли это на своем концерте. Это идея, которую я для себя сформировал после многочисленных поездок в Нью-Йорк — музыканты не говорят друг другу что делать. Они приглашают тебя, потому что тебе доверяют. У нас зовут, потому что больше звать некого (смеется). И на репетиции говорят, что нужно играть «так» и «так». Ты себя чувствуешь демонстратором, будто ты нужен, чтобы просто выполнить чью-то функцию. В моих понедельниках это запрещено. У нас есть материал, но это — лишь повод для того, чтобы проявить свои лучшие качества.

Как говорил Стив Джобс: «Мы нанимаем лучших людей не для того, чтобы говорить ИМ что делать, а что бы ОНИ нам говорили, что делать».

Из этого принципа я стараюсь исходить и в музыке. Начинается диалог, люди чувствуют себя сопричастными, в этом и есть кайф.

Саша, спасибо за беседу! Что бы ты сказал напоследок участникам сообщества WaveForum?

Всегда напоследок я говорю одну и ту же вещь: вам должно быть совершенно все равно, что думают другие люди. Вы не должны делать что-либо из расчета: «как на это отреагирует окружение?». Мы выросли в стране, где нам с самого начала прививались эти ценности. Якобы, принципы нашего общества — это зависимость друг от друга, от мнения друг друга. Для творческих людей это — тюрьма! Вы не можете создать ничего нового, если вы оглядываетесь на своих коллег и думаете «а что они скажут»?


Вы должны рисковать. Вылезайте из коробки и учитесь вне зоны комфорта. Пусть то, что вы делаете, будет получаться плохо — это нормально. Никто из тех, кто создал что-то по-настоящему выдающееся, не сделал это с первого раза. Не бойтесь экспериментировать, даже если это звучит и выглядит хуже, чем какие-то проверенные вещи. Если вы сыграете соло, похожее на соло Элвина Джонса — это всегда сработает, но это не будет большим достижением. Это всего лишь повторение. А вот попытаться сделать что-то, что может не сработать, изобрести собственный подход... Мне кажется именно такие задачи нужно ставить и не бояться критики, потому что в начале её будет много, а потом будет ещё больше.

Итог: расширять кругозор, не обращать внимания на критику, поддерживать всех, кого вы можете поддержать.

Люди хотят поддержки и будут вам благодарны за неё и начнут поддерживать вас. Она и вам нужна, не обманывайте себя. Давайте поддерживать друг друга! Так мы гораздо быстрее добьемся результата.


Спасибо за возможность поделиться!

www.sashamashin.com


Полина Урсу для WaveForum



© WAVEFORUM

Поделись своим опытом
Развивай свой личный бренд и делись опытом с заинтересованной аудиторией