Если амплуа/сценический образ артиста/коллектива детально проработан (а такое правда бывает), то задачи, которые ставят перед музыкантом, довольно четкие и понятные. Вот этот звук, вот эти эффекты, вот эти форма и цвет гитары, вот такая причёска и т.д.
Однако, так бывает не всегда. А бывает, и довольно часто, что фронтмен/коллектив сами определяют сценическую задачу исходя из текущего репертуара или темы грядущего ивента.
Для этого и нужно быть, собственно, в контексте.
Вход в контекст (вход в стиль)
Слушайте и анализируйте представителей стиля. Причём не только явных, но и пограничных. Здесь тонкость в том, что мало знать историю стиля и самых ярких его представителей. Нужно быть, что называется, “наслушанным”. То есть, довольно чётко понимать, почему рэгги звучит одним образом, а поп-баллада другим, несмотря на то, что и там и там может применяться минорная пентатоника для построения как риффов, так и соло. А также понимать, чем общая музыкальная картинка и манера игры музыкантов, скажем, Боба Марли отличается от музыкальной картинки и манеры игры музыкантов Андру Доналдса. Ну и помнить, что фактура регги (продолжая эту тему) может вписываться много-во-что. От блюз-рока до реггетона, примеров можно накидать массу.
Круто, правда? Хочется сказать: “Нет, спасибо, я не хочу сломать голову, копаясь во всём этом. Как-нибудь разберусь, по ситуации”. Понимаю, сам такой. Но именно это “как-нибудь разберусь” и есть ловушка, которая здорово ограничивает музыканта, и может стоить ему работы, если не репутации “кустаря”.
На самом деле все не так громоздко, если присмотреться к деталям. Причём взгляд может быть как изнутри, так и снаружи. А между этих двух полюсов и находится всё, что нам нужно.
М.Ротшильд с Feliz - NAMM Musikmesse Russia 2019
Взгляд изнутри: музыка
Ритм
Тут нужно понять не только наиболее употребимые размеры и акценты, но и ту ритмическую задачу, которую выполняет именно ваш инструмент в заданных рамках. Если я барабанщик или басист, то я точно это знаю. Гитаристы тоже, бывает, задумываются. А если я клавишник или, скажем, флейтист? Любые пассажи или смены аккордов не должны быть ни чересчур дробными, ни чересчур пресными. Ритмическая уместность (очевидно) важна не меньше, чем сам ритм. После того, как мы разобрались с акцентами на слабые доли, мьютированными перкуссивными фразами, медленными рейками и что-там-ещё-может-быть, определяем для себя, насколько хорошо мы умеем со всем этим справляться. Возможно, что-то придётся прокачать.
Мелодия
Понятно, что основную мелодию ведёт солист. Также понятно, что любые контрапункты и мелодические вставки выверяются относительно основной мелодической линии. Но не всегда аранжировка прописана детально, не всегда она вообще есть. Бывает так, что под фразой “Сыграй тут что-нибудь, ну, придумай сам” подразумевается именно уместный вход в аранжировку. И тут стоит помнить, что в весёлой поп-песне не всегда будут хорошо смотреться блюзовые минорные обороты, а в босса-нове - локрийские риффы (да, я утрирую и да, я знаю слово “эклектика”). И конечно, от вас может потребоваться сыграть соло. Тогда ваше “Я могу, хочу и буду” точно должно вписываться в аранжировку и быть в тандеме с основной мелодией.
Гармония
Искусство аккомпанемента – отдельное искусство, значимое не меньше, чем искусство сольного исполнения. Об этом можно говорить долго, а учиться этому можно вообще всю жизнь.
Самое главное, что тут нужно знать, это не только базовые гармонические схемы (и способы их преобразования), в рамках которых существует стиль/жанр, но и те стороны расширений/регармонизаций, в которые уходить сейчас точно не стоит. “Сейчас”, потому что “де юре” ограничений в общем-то нет. Но есть общая способность людей слушать и воспринимать, которая постоянно меняется в зависимости от того, что звучит в общем внешнем музыкальном мире. То решение, которое может быть интересным сейчас, могло показаться крайне странным десять лет назад. А двадцать лет назад и вовсе вызвать отторжение. И наоборот, решения начала двадцатого века, адаптированные под сегодняшние выразительные средства, вполне могут работать.
Технические средства
Как говорит один мой друг: “На вкус и цвет фломастеры разные”. Но и тут тоже не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Когда-то MTV сформировал жанр “unplugged”, и с тех пор рок-музыка исполняется не только на перегруженном звуке. Звучание струнной секции – обязательно не только для стиля диско, но и для поп-музыки в целом, в панк-роке давно прижилась духовая секция, а церковный подход к многоголосию (как один из возможных сегодня) вообще никуда не исчезал. Опять же, несмотря на общие клише (восьми-тактовое гитарное соло на перегруженном звуке в поп-балладе), нужно понимать, как этот звук/эффект сочетается с той общей картиной, которую вы будете показывать публике именно сегодня.
М.Ротшильд с Алексей Баусин в Jam Club Андрея Макаревича (Фото - Маргарита Шол)
Взгляд снаружи: действо
Фактура перформанса
Для начала неплохо выяснить, как в задумке выглядит то, чем планируете удивлять. Какова общая идея, какие детали наиболее важны, сколько отделений, как выстроена бисовая часть (она не всегда такая же, как основная). Это поможет вам внутренне настроиться на ту атмосферу, которую вы будете среди прочего и создавать. Эмоциональная включенность – хорошо, но конструктивная эмоциональная включенность в данном случае – наша обязанность.
Узнайте, чего ждут именно от вас! Возможно, эта роль/сценическая задача требует отдельной, не только музыкальной подготовки. Это же поможет в выборе того инструмента/инструментов, периферии и аксессуаров, с которыми вы будете на сцене в этот раз.
Что нужно фронтмену
Отдельная большая задача – понять, что нужно тому, кто будет на передней линии всё время шоу. Что нужно фронтмену от сайдмена? Даже статичный относительно места на сцене (и то не всегда) барабанщик может присутствовать в непосредственном диалоге с вокалистом, и диалог этот должен заводить зрителя точно так же, как сам голос или барабанное соло. И тут важно не только выслушать фронтмена (говорить они умеют и любят), но и самим задавать вопросы (см. выше). Кроме того, если то, о чём вас просят, по каким-то причинам трудно или невыполнимо, об этом нужно СРАЗУ сказать. Не нужно стесняться донести до коллег по коллективу, что качество вашего звучания (а значит и всего коллектива) зависит и от вашего комфорта в том числе.
Если какие-то вещи действительно трудновыполнимы или нерациональны, стоит заранее продумать, как это сделать. Возможно, даже стоит отказаться от чего-то. Но помните: если вы отказываетесь от чего-то, предложите сопоставимую замену (лучше не одну) первыми. Ваша партия, как и ваше участие в шоу – ваша ответственность.
Взаимодействие с остальными участниками коллектива
Всё время, кроме ваших сольных вставок (если, конечно, они есть), вы находитесь на сцене не одни. Это значит, что есть связь и со-действие не только с тем, кто на передней линии, но и с другим участниками коллектива. Кроме того, что вы не можете быть статичны (если только этого не требуется специально), вы не можете существовать в эмоциональном и действенном вакууме. Вы должны знать, как, с кем и каким образом вы взаимодействуете на сцене, сколько существует линий взаимодействия вообще и сколько их именно у вас. Возможно, вам потребуется отдельная репетиция/прогон с тромбонистом или арфисткой. Да, это не голливудский блокбастер и не Ла Скала (хотя, почему бы и нет?), но сценическое действие невозможно без сценографии и драматургии. Хотя бы минимальной. Если этого нет, нет и шоу (частью которого является перформер).
Технические средства
Теория это хорошо, но существует и практика. Чем ее больше, тем вы опытнее. И это – тоже часть контекста выступления. Клуб на сто человек отличается от концертного зала на тысячу. Стадион отличается от городской площади или лётного поля. Кроме того, и здесь существуют те или иные тенденции и тяготения – от клика и плейбеков до освещения (играть в заливающем красном или белом больше 15-20-ти секунд подряд не всегда просто, правда).
Конечно кому-то это покажется слишком очевидным для озвучивания, но я рискну и здесь быть банальным: технические райдеры составляются для того, чтобы звучать так, как того требует общая идея шоу (даже, если идея не меняется десятилетиями). Это значит, что вы должны знать, какой усилитель помогает вам достигать именно той звуковой задачи, которая стоит перед вами во время этого шоу. Если есть возможность выбрать – выбирайте именно его. То же самое - достижение конкретной звуковой картины - относится к педалям, звукоснимателям, струнам, тростям, смычкам, палочкам и всему остальному. К слову, опыт меломана и осознанная “наслушанность” помогают и тут.
При этом вам должно быть слышно себя и остальных не только в вашем конкретном споте, но и при перемещении. Поэтому вы должны уметь играть не только с мониторами, но и с ин-иирами (in-ear monitor), каковые, как известно, удобны далеко не всем. И наоборот, на сцене может случиться всё, что угодно, поэтому вы должны уметь не теряться и не выпадать, ориентируясь только по низкочастотным откатам из порталов или по прострелу барабанов. Отсюда вывод: не стесняйтесь на саунд-чеке, говорите и пробуйте до тех пор, пока вам не станет комфортно. Второго саундчека обычно не бывает, а осознание того, что ваш звук – ваша ответственность, здорово помогает.
Пару слов про сочетаемость несочетаемого и прочую эклектику
Конечно, эксперименты по сочетанию самых неожиданных вещей постоянно присутствуют в любом творческом процессе. Но речь сейчас идёт не о творческом процессе, а о перформансе, о выступлении. Это значит, что на сцену вы выносите всё то, что уже совместилось, некий четкий сценарий. Даже если выступление существует в зоне эксперимента, у этого эксперимента есть рамки.
В заключение:
Чем лучше мы понимаем сценическую задачу, тем лучше мы к ней готовимся. Чем лучше мы готовимся, тем лучше чувствуем себя на сцене. А чем лучше нам на сцене, тем больше радости и удовольствия мы получаем от процесса. Всё просто)
Автор: Макс Ротшильд для WaveForum
Фотографии предоставлены М.Ротшильдом
© WAVEFORUM