В моей практике были случаи, когда надо было написать музыку вообще без каких бы то ни было заданий, рамок и форм. Без картинки и референсов. Только несколько общих фраз продюсера о теме. Например, для сериала «Наследие» нужно было еще задолго до съемочного периода написать «танец любви». Единственными вводными были некие фантазии хореографа, который ставил танцы для сериала (главные героини фильма - артистки балета). Мы поговорили о том, как мог бы сценически выглядеть этот номер, и все. То есть, с одной стороны, никаких ограничений: хоть «Лебединое Озеро. Ответный удар» напиши. С другой - это все-таки должна быть Киномузыка. Она должна быть «экранной», иллюстративной. Под эту музыку артисты будут работать в кадре. И конечно, как часто бывает в таких ситуациях, ничего не получалось, пока сам себе какие-то рамки не поставил. Придумал историю, ограничил себя формой и составом инструментов, и вперед!
И в этом нет ничего постыдного. Музыка в кино - лишь один из инструментов выразительности. Она, даже самая гениальная, подчинена замыслу режиссера. А чаще всего является сопровождением действия на экране. Служит неким усилителем вкуса.
Иногда она - просто фон под диалогом. И безусловно, нужна определенная доля таланта, чтобы написать трек, не отбирающий все внимание у зрителя, но и остающийся при этом музыкой, а не просто звуковой подкладкой. При наличии этого самого таланта в таких случаях идут в ход именно навыки, освоенное ремесло, или как принято говорить сейчас - «скиллы».
Можно выбрать готовый патч в Омнисфере, и нажав одну-две клавиши, получить нормальный такой фон под диалогом на минутную сцену. Вот - ремесло.
А можно этот патч сделать самому. Поковыряться со звуком, добавить какой-то неожиданный второй этаж, «намурлыкать» что-то в микрофон или наиграть на гитаре. Навесить кучу обработки. Вариаций бесконечное множество.
Творчество это? Безусловно. Но в какой именно момент, при каком следующем шаге композитора ремесло переходит в ранг творчества? При добавлении второго патча? Или третьего? Или когда берешь больше двух нот? А если именно творческое видение привело тебя к тому, чтобы решить сцену не сложносоставной музыкой, а именно таким минималистичным решением в виде одной подвешенной ноты?
Все размыто и очень условно.
Композитор Сергей Дудаков («Крепость Бадабер», «Квест», «Консультант», «Ростов», «На игре» и др) для WaveForum.
© WAVEFORUM