Музыка в кино

Жизнь кинокомпозитора: «Ты напиши что-нибудь, а я скажу, нравится или нет»‎

Сергей Дудаков
музыка в кино
Жизнь кинокомпозитора: «Ты напиши что-нибудь, а я скажу, нравится или нет»‎
Сергей Дудаков
«Чем больше вы разговариваете о музыке, тем лучше и точнее получается результат»‎.
В прошлой статье Сергей Дудаков рассказал читателям WaveForum о трендах и тенденциях в мире музыки для кино. А сейчас поговорим про внутреннюю кухню.
О свободах и ограничениях композитора, о творчестве и ремесле, об ужасном слове "правки" и о необходимых для работы скиллах - читайте далее.
Композитор Сергей Дудаков («Крепость Бадабер», «Квест», «Консультант», «Ростов», «На игре» и др).
Взаимодействие творческих людей, занимающихся одним общим делом - штука и простая, и сложная одновременно.
Сложность в том, что нет никаких правил. Никаких шаблонов. С каждым новым режиссером или продюсером все заново, с  чистого листа. А простота в том, что если все на одной стороне и хотят только лучшего для коллег и своего детища (кино или сериала), то особо и объяснять никому ничего не надо. Все всё понимают сами.

Хотя, конечно, нюансов, подводных камней и опасностей, которые могут завести в тупик, очень много.

Основная проблема - это сама музыка

Не всегда режиссер или продюсер знает и понимает, какая музыка нужна для фильма. Это всегда поиск, некий путь, который композитор должен пройти вместе с ними. И первые предложения от композитора не всегда оказываются верны.

Бывает так, что режиссера надо поразить и удивить чем-то. Неожиданным музыкальным масштабом, яркостью оркестровки. Сделать что-то, чего никто не ожидает услышать в той или иной сцене. Это может сразу определить всю стилистику.

Кому-то нравится скрупулезный подход к тематизму (тема этого героя, тема того героя и тема любви, куда же без нее).

Где-то нужно, чтобы каждые 15 секунд играло что-то новое. Чтобы было постоянное движение куда-то. Такой музыкальный нарратив, как мультиках.
Для себя понял: идеально, когда есть возможность как можно больше послушать режиссера или продюсера перед началом работы над музыкой. Чем больше вы разговариваете о музыке, тем лучше и точнее получается результат.
Но, к сожалению, не все люди разговорчивы. Некоторые просто говорят: «‎Я ничего в музыке не понимаю, ты напиши что-нибудь, а я скажу, нравится или нет»‎.

А бывают режиссеры, точно знающие, чего хотят. Все референсы уже разложены по эмоциям, по настроению, основные акценты на местах. И о каких-то открытых вопросах тебе говорят прямо. Мол: «Тут нужна такая музыка, тут сякая, а вот здесь мы пример не подобрали, и нужно что-то придумать»‎.

Сказать, что из этого мне нравится больше, я не могу. В каждом варианте взаимодействия есть свои плюсы и минусы.

Остальная кухня, в принципе, не особо сложная штука

У меня происходит примерно так: если это сериал, то получаю готовую серию с утвержденным монтажом, прописываю ее полностью, утверждаем с режиссером, вносим правки (если таковые есть). И приступаю к следующей серии.

Многие «‎сериальные» композиторы (часто еще до съемок) пишут некий набор-комплект музыкальных тем и просто отдают его продюсеру. И потом отдельный человек раскладывает эти темы на весь сериал. Такой подход мне совершенно не нравится, кажется неприемлемым. Я так никогда не работал и надеюсь, что метод уже отходит в небытие.

Не могу представить себе, что мою музыку кто-то будет резать, монтировать по своему усмотрению без моего участия. Как будут выглядеть переходы от сцены к сцене, от темы к теме, акценты, финалы и вступления - одному Богу известно... Думаю, это халтура.

Я пишу к каждой серии свою музыку. Безусловно, в сериале темы повторяются. Существуют темы героев, лейтмотивы, но раз от раза они претерпевают какие-то изменения, как и сами герои. Не говоря уже о новых ситуациях и перипетиях сюжета, которые требуют новых музыкальных тем.

Музыка не должна быть константой на протяжении фильма. Должна меняться вместе с течением действия на экране.

Отдельная тема - правки

Это кошмар и ужас для любого композитора. Кто бы что ни говорил. Весь твой стройный и прекрасный замок рушится при словах: «‎Все супер, только вот тут немного акцент сместим, это уберем, а вот это добавим». И вроде не так уж много переделывать, но зачастую получается совершенно другая музыка. Я не говорю о том, что правки - зло, и от них становится хуже. Часто даже наоборот. Но и первая музыка была твоя. Она была плодом твоих «слез, пролитых над вымыслом». И тебе казалось, что она отлично работает.

Так что правки - это почти всегда психологически сложный момент и стресс. И конечно, сложнее всего преодолеть его бывает начинающим, молодым композиторам.

К счастью, мне везет (стучу по дереву, чтобы не сглазить), и я почти не сталкиваюсь с какими-то масштабными правками и переделками из разряда: «Посмотрели вашу первую серию - ни одна тема не понравилась». Как правило, это несколько просьб режиссера дописать кусочек туда или сюда, добавить или убрать акцент и тому подобное.

Свободы и ограничения композитора

Мне кажется, у композитора нет никаких ограничений. Но и такого понятия, как полная свобода, тоже нет. У кинокомпозитора есть видеоряд, монтаж, хронометраж сцены. Но внутри этого - делай, что хочешь.


В моей практике были случаи, когда надо было написать музыку вообще без каких бы то ни было заданий, рамок и форм. Без картинки и референсов. Только несколько общих фраз продюсера о теме. Например, для сериала «Наследие» нужно было еще задолго до съемочного периода написать «танец любви». Единственными вводными были некие фантазии хореографа, который ставил танцы для сериала (главные героини фильма - артистки балета). Мы поговорили о том, как мог бы сценически выглядеть этот номер, и все. То есть, с одной стороны, никаких ограничений: хоть «Лебединое Озеро. Ответный удар» напиши. С другой - это все-таки должна быть Киномузыка. Она должна быть «экранной», иллюстративной. Под эту музыку артисты будут работать в кадре. И конечно, как часто бывает в таких ситуациях, ничего не получалось, пока сам себе какие-то рамки не поставил. Придумал историю, ограничил себя формой и составом инструментов, и вперед!

Сергей Дудаков в процессе творчества

Где грань между чистым творчеством и ремеслом?

В современной киномузыке, мне кажется, этой грани нет. Ну или она проходит еле видимым пунктиром. И хочется, конечно, сказать, что творчества больше... Но нет.
Тут, конечно, можно спорить о терминах. Применимо ли вообще к музыке слово «ремесло»? Но факт остается фактом. В нашем деле доля ремесла огромна.

И в этом нет ничего постыдного. Музыка в кино - лишь один из инструментов выразительности. Она, даже самая гениальная, подчинена замыслу режиссера. А чаще всего является сопровождением действия на экране. Служит неким усилителем вкуса.


Иногда она - просто фон под диалогом. И безусловно, нужна определенная доля таланта, чтобы написать трек, не отбирающий все внимание у зрителя, но и остающийся при этом музыкой, а не просто звуковой подкладкой. При наличии этого самого таланта в таких случаях идут в ход именно навыки, освоенное ремесло, или как принято говорить сейчас - «скиллы».


Можно выбрать готовый патч в Омнисфере, и нажав одну-две клавиши, получить нормальный такой фон под диалогом на минутную сцену. Вот - ремесло.


А можно этот патч сделать самому. Поковыряться со звуком, добавить какой-то неожиданный второй этаж, «намурлыкать» что-то в микрофон или наиграть на гитаре. Навесить кучу обработки. Вариаций бесконечное множество.


Творчество это? Безусловно. Но в какой именно момент, при каком следующем шаге композитора ремесло переходит в ранг творчества? При добавлении второго патча? Или третьего? Или когда берешь больше двух нот? А если именно творческое видение привело тебя к тому, чтобы решить сцену не сложносоставной музыкой, а именно таким минималистичным решением в виде одной подвешенной ноты?


Все размыто и очень условно.

Навыки и скиллы композитора

Тут все просто. Чтобы стать музыкантом (исполнителем), надо долго учиться, постоянно репетировать по 40 часов в сутки, уметь слушать музыку и ей дышать. И может быть, после этого начнет что-то получаться.

А чтобы стать кинокомпозитором, надо купить ноут (желательно с яблочком), MIDI клавиатуру, наушники, какой-нибудь аудио-интерфейс и обязательно уметь пользоваться торрентами. Все.

А если серьезно, то разница в голове. В мышлении. Не всякий исполнитель может сочинять. Не всякий может даже как-то интересно интерпретировать. Исполнить виртуозно, воплотить задачу дирижера или педагога, или еще кого-нибудь - пожалуйста. А написать свою музыку - не компиляцию фраз и мотивов из сыгранного репертуара, а именно свою музыку, - безусловно, дано не каждому.
Да и не каждому, к счастью, это нужно.

Композитор не должен уметь играть на скрипке, чтобы написать для нее партию. Но знать инструмент, конечно, нужно. Понимать принципы и приемы игры, звукоизвлечения, диапазоны, штрихи и прочее - обязательно. Нельзя полагаться только на современные семплерные библиотеки, которыми мы все пользуемся. Да, как правило, там все инструменты играют в рамках своего диапазона, и разумеется, Фа малой октавы скрипки не сыграют. Но этого мало.

Знание нюансов игры, понимание, в каких регистрах инструмент звучит привлекательнее и благороднее, в каких местах духовику нужно будет взять вдох и так далее - все это сильно улучшает музыку. Делает ее более живой даже в исполнении компьютера.

А если есть желание писать не только «концерт для мидиклавиатуры с библиотекой», но и записывать музыку настоящим симфоническим оркестром, то эти знания просто необходимы.

Композитор Сергей Дудаков («Крепость Бадабер», «Квест», «Консультант», «Ростов», «На игре» и др) для WaveForum.



YouTube

Vimeo



© WAVEFORUM

Поделись своим опытом
Развивай свой личный бренд и делись опытом с заинтересованной аудиторией
Поделиться своим опытом
E-mail
ФИО
Специальность
Немного о себе (опыт работы, проекты, кейсы)
На какие темы вы хотели бы писать, какой пользой можете поделиться с аудиторией WaveForum?
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности