Создание музыки

Что нужно знать для импровизации?

Андрей Рубанов
Создание музыки
Что нужно знать для импровизации?
Андрей Рубанов
Знания нот на инструменте и владения техникой игры — не всегда достаточно, чтобы сходу играть приятные импровизации. Миф о том, что каждый солист обязан с первого дубля выдавать божественные соло, был развеян в одной из прошлых статей.
Сегодня продолжим тему импровизаций и сегодня узнаем, почему и знания тональности композиций не помогут легко сыграть мелодичное соло на любую минусовку.

Автор статьи — джазовый гитарист и преподаватель Андрей Рубанов

Андрей Рубанов — преподаватель гитары, музыкант
Создай свой трек от идеи до релиза
Электронная музыка
Онлайн курс | Набор открыт
Включаешь минусовку, начинаешь под неё импровизировать, и обязательно натыкаешься на ноту, которая настолько омерзительна, ужасна и противна, что кровь из ушей идет…

Было такое?
Дальше хуже: вроде запомнил, что эту ноту лучше не играть, но через пару секунд обязательно натыкаешься на другую ноту, которая звучит еще хуже, чем предыдущая…

Ну было же?
Давай разбираться, почему так!
Допустим

У тебя есть минусовка в тональности Ля-минор. И прямо в минусовке написано, что на неё можно играть Ля-минорную гамму.

Что может быть проще? Ты начинаешь уверенно играть ноты из Ля-минорной гаммы, и неизбежно натыкаешься на те ноты, которые омерзительно звучат…
С одной стороны, тебя не обманули:
Допустим, если минусовка в тональности Ля-минор, то лучше всего в соло будут звучать ноты из Ля-минорной гаммы.

Но с другой стороны, не сказали самое главное:
Каждая нота из Ля-минорной гаммы будет звучать по-разному на фоне разных аккордов.
Многие из вас слышали, что есть устойчивые и неустойчивые ноты.

Если кратко, то:

❌ Неустойчивые ноты звучат противно для наших ушей

✅ Устойчивые ноты звучат приятно для наших ушей
Если ты наткнулся на противно звучащую ноту, значит ты просто наткнулся на неустойчивую ноту.
Но проблема в том, что каждая нота в Ля-минорной гамме может быть как устойчивой, так и неустойчивой.
Это зависит не от самой ноты, а от того аккорда, который в данный момент звучит на фоне.
Пока в минусовке звучит аккорд Am
Устойчивые ноты в этот момент — Ля, До, Ми.

Почему? Потому что аккорд Am состоит именно из этих трех нот.
Аккорд Am - Ля-минор
Пока в минусовке звучит аккорд F
Устойчивые ноты в этот момент — Фа, Ля, До.

Почему? Потому что аккорд F состоит именно из этих трех нот.

Аккорд F - Фа-мажор
Можешь провести эксперимент:
Попробуй на фоне аккорда Am сыграть ноту Фа.

— Звучание будет резким и напряженным, потому что нота Фа не входит в аккорд Ля-минор.

Затем сыграй ноту Фа на фоне аккорда F.

— Она прозвучит замечательно, потому что нота Фа входит в аккорд Фа-мажор.


Казалось бы, это одна и та же нота Фа, но звучит она абсолютно по-разному на фоне разных аккордов.
И так с любой нотой.
Недостаточно знать тональность
Чтобы сыграть красивое и мелодичное соло, нужно знать аккорды, которые будут звучать в минусовке.

Знаешь какой аккорд звучит, — значит знаешь, какие ноты будут звучать устойчиво, а какие неустойчиво.


А если знаешь только тональность и полностью игнорируешь аккорды в минусовке — шанс сыграть левую ноту увеличивается в разы.

Автор: Андрей Рубанов — преподаватель гитары, музыкант

© WAVEFORUM

Создай свой трек от идеи до релиза
Электронная музыка
Онлайн курс | Набор открыт
Поделись своим опытом
Развивай свой личный бренд и делись опытом с заинтересованной аудиторией