В мире импровизаций существует миф: якобы «настоящий» импровизатор обязан играть божественные соло на любую аккордовую последовательность без подготовки. Ключевое слово — без подготовки.
Если серьезно, то сыграть адекватное соло, не имея понятия на что играть и какой аккорд будет следующим, — практически невозможно.
В этой статье джазовый гитарист и преподаватель Андрей Рубанов развеет этот миф
Допустим, необходимо сыграть соло на случайную минусовку.
Первый аккорд До мажор, а второй Ми-бемоль мажор.
Ноты, которые хорошо звучат на фоне До мажора, омерзительно звучат на фоне Ми бемоль мажора.
Как плавно перейти из одного аккорда в другой, не зная, какой будет следующий аккорд?
Ок, допустим у тебя абсолютный слух.
Но даже у абсолютников определение аккорда занимает какое-то время. Можно представить, какое получится соло, если после каждой смены аккорда брать паузу на подумать…
Тем, у кого относительный слух нужно ещё больше времени на подумать, а иногда и пару нот сыграть для проверки.
И что, мы теперь должны издеваться над слушателем и подбирать аккорды на ходу?
А что делать с музыкальной формой?
Вдруг посреди соло будет хитрый бридж, в котором изменится тональность и музыкальный размер?
Да, если у тебя за спиной много лет опыта — ты выкрутишься.
А если ты начинающий, то выход только один — подготовиться к импровизации.
Это не значит, что нужно придумать соло заранее, и на сцене сыграть уже заученное соло.
Подготовка к импровизации подразумевает:
Найти тональность и все ноты, которые входят в эту тональность.
Запомнить все аккорды, чтобы во время соло не издеваться над слушателями и не подбирать аккорды на ходу
Разобрать форму соло: где начинается, где заканчивается, будет ли модуляция и т.
Это не займет много времени, но после такой подготовки шансы сыграть адекватное соло увеличиваются в разы.
Любая импровизация, так или иначе, подготовленная. А когда музыканты говорят что импровизация на 100% спонтанная, они немного лукавят.