музыкальные инструменты

Анатомия электрогитары.
Часть 1: корпус и гриф

Иван Скачков
музыкальные инструменты
Анатомия электрогитары.
Часть 1: корпус и гриф
Иван Скачков
Значение электрогитары для современной музыки переоценить трудно. Это, пожалуй, самый узнаваемый символ музыки XX века, как внешне, так и по звучанию. Кажется, даже далекие от музыки люди, услышав по радио электрогитару, знают, что это она. Однако, при всей своей узнаваемости и известности, инструмент полон мифов, противоречий и парадоксов.

Попробуем разобраться, как устроена электрогитара и как ее устройство влияет на звук.


Гитара состоит из грифа и корпуса.

Устройство электрогитары

Голова грифа

На головке грифа (headstock) располагаются колки для настройки, ритейнеры, прижимающие струны к верхнему порожку, если голова грифа параллельна плоскости грифа, и окошко доступа к гайке анкерного стержня. Иногда головка грифа отсутствует, в этом случае колковый механизм устроен иначе и расположен на корпусе, со стороны струнодержателя.
Голова грифа

Гриф (шейка грифа)

Вторая функциональная часть грифа называется «шейкой грифа» (neck), но чаще её называют просто грифом. Шейка имеет закругленную форму сзади, называемую профилем грифа, и игровую поверхность с ладовыми порожками спереди. Профили грифов разных моделей гитар различаются по форме и толщине. Более толстые грифы стабильнее физически и звучат более «полно». Тонкие удобнее для скоростной игры, хотя это во многом дело вкуса и предпочтений.

Накладка грифа

Передняя поверхность грифа называется накладкой грифа (fingerboard, fretboard), при этом некоторые грифы не имеют накладки, а представляют собой цельный кусок древесины. Накладка обычно закруглена в поперечном сечении. Это называется профилем или радиусом накладки. На накладке расположены лады (frets), разделенные ладовыми порожками (которые так же называют ладами, для простоты) и верхний порожек с пропилами. Количество ладов у электрогитар отличается. Чаще всего это 21, 22 или 24 лада. Лады изготавливаются из нейзильбера — сплава, устойчивого к истиранию.
На дорогих заказных или мастеровых гитарах можно так же встретить лады из нержавеющей стали — они еще более твердые, однако очень сложны в обработке и требуют полировки «в зеркало», что удорожает серийное производство и почти не применяется в нем. Также используется латунь и колокольная бронза — последнее считается наиболее «акустически правильным».

Мензура

Последняя важная характеристика грифа — мензура. Мензурой (scale) называется расстояние от верхнего порожка до опоры струны на струнодержатель. Чем больше длина мензуры, тем более низкие частоты может воспроизвести струна, что важно для современной гитарной музыки с пониженным строем. Однако расстояния между ладами увеличиваются, что сказывается на удобстве игры. Традиционными считаются мензуры (размеры в дюймах): 24.75”, 25”, 25.5”. В последнее время распространены также «баритональные» мензуры 27-30 дюймов.
Стоит упомянуть о мультимензурных инструментах, когда для тонких струн используется меньшая мензура, чем для толстых. На таких инструментах лады расположены веером.

Верхний порожек

Верхний порожек (nut) тоже важен — он должен быть изготовлен из материала с низким коэффициентом трения, иметь запас прочности на истирание и не демпфировать высокие частоты, чтобы звучание открытых и прижатых к ладам струн не отличалось.

Анкерный стержень

Внутри грифа находится анкерный стержень (trussrod), при помощи которого можно регулировать прогиб грифа, вызываемый натяжением струн.
Анкерный стержень

Корпус

Корпус электрогитары (body) представляет собой цельнодеревянную деталь, чаще всего склеенную из 2 или более кусков древесины, на которой расположен струнодержатель, бридж (он же нижний порожек), звукосниматели и органы управления электроникой: переключатель-селектор звукоснимателей, потенциометры громкости и тона, а также гнездо TS 1/4” для подключения гитары в усилитель. Иногда корпус бывает более сложной конструкции, но пока мы не будем касаться темы полуакустических гитар.
Корпус

Струнодержатели

Струнодержатели (bridge) бывают жесткие (hardtail), либо тремоло различных конструкций. Тремоло-системы позволяют понижать или повышать натяжение струн при помощи рычага, при этом натяжение струн компенсировано пружинами тремоло. За этот эффект приходится платить стабильностью строя. Многие современные «плавающие» тремоло-системы, позволяющие как понижать, так и повышать натяжение струн в очень широких диапазонах дополнительно оснащены верхним порожком типа toplock, фиксирующим струны, что не позволяет гитаре расстраиваться после каждого движения рычагом. На самом тремоло при этом находятся винты тонкой подстройки струн.

Звукосниматели

Звукосниматели (pickups) бывают в основном двух типов: простые однокатушечные (single-coil) и двухкатушечные, используемые для шумоподавления (humbucker, humcanceller).


Они являются важнейшей частью электрогитар, поэтому мы их рассмотрим отдельно и более подробно в следующих статьях.

Гриф к корпусу крепится при помощи шурупов, клея или образует монолитную конструкцию с корпусом (сквозной гриф).

Каким же образом конструкция гитары влияет на звучание?

Принцип работы выглядит так: металлическая струна, колеблясь в магнитном поле звукоснимателя, изменяет это магнитное поле, которое, в свою очередь, создает электродвижущую силу в катушке звукоснимателя. Создаваемое переменное напряжение усиливается и преобразуется внешними устройствами: гитарными педалями и усилителем. Соответственно, все «участники процесса» влияют на звучание.


В следующих статьях мы будем рассматривать эти элементы подробнее.

Автор: Иван Скачков (звукорежиссер, мастер по изготовлению гитар и гитарист).


Фото предоставлены Иваном Скачковым



© WAVEFORUM

Поделись своим опытом
Развивай свой личный бренд и делись опытом с заинтересованной аудиторией