Типы магнитов
А2 — самые слабые магниты, звук очень теплый и даже глуховатый, но при этом такие звукосниматели передают больше динамических нюансов звукоизвлечения, чем звукосниматели с другими типами сердечников.
A5 — более мощные магниты, их звук наиболее сбалансирован как по частотной характеристике, так и по мощности сигнала.
Керамические магниты — еще более мощные, наиболее подходящие для «горячих» звукоснимателей и тяжелых стилей музыки, с сильным эффектом distortion они сохраняют четкость и артикулированность звучания. Но для игры на чистом звуке они подходят меньше всего — звук таких датчиков тонковат и даже резок
Параметры катушек
Для обеспечения оптимального уровня сигнала, катушка звукоснимателя должна обладать высокой индуктивностью, а это возможно только при большом количестве витков. В среднем этот показатель колеблется в пределах 5000-10000 витков на катушку. Чтобы уместить такое количество витков в катушку адекватного размера, диаметр провода обмотки должен быть очень маленьким: 0.05-0.07 мм, что сравнимо, и даже тоньше, чем человеческий волос.
На индуктивность, а значит и на уровень сигнала, влияет также геометрия катушки: чем ниже и шире катушка, тем выше индуктивность.
Индуктивность звукоснимателя влияет не только на уровень выходного сигнала, но и на его частотную характеристику. Иначе говоря, чем мощнее звукосниматель, тем глуше он звучит. Производители обычно не публикуют данных о количестве витков (но иногда сообщают индуктивность). Эти параметры они маскируют таким показателем, как сопротивление постоянному току (DCR). Действительно, количество витков будет влиять на DCR, однако, на него же будет влиять геометрия катушки и сечение провода обмотки, данные о котором тоже не всегда публикуют.
Диаметр провода обычно скрывается под номенклатурой, как и почти все в электрогитарах, он подчиняется американским промышленным стандартам. Наиболее часто используются провода AWG42 (0,0633 мм), AWG43 (0,0564 мм) и AWG44 (0,0502 мм)
Шумоподавление
Простейший звукосниматель магнит+катушка (Singe-coil pickup или просто сингл) очень чувствителен к электромагнитному излучению, поскольку катушка воспринимает не только изменения магнитного поля вокруг, но и электромагнитное излучение «из эфира».
Однако, существуют звукосниматели с шумоподавлением. Исторически первыми были сдвоенные звукосниматели, называемые хамбакерами (humbucker).
Дело в том, что фаза сигнала в звукоснимателе зависит от двух факторов: направления намотки (по часовой стрелки или против) и полярности магнитов. Сменить фазу сигнала можно либо поменяв местами выводы катушки, либо изменив полярность магнита. При этом, фаза электромагнитных наводок не зависит от полярности магнитов — они действуют напрямую на катушки. В звукоснимателе с шумоподавлением фаза полезного сигнала переворачивается на 180 градусов два раза — катушки имеют противоположную направленность обмоток и противоположные полярности магнитов, то есть, с точки зрения сигнала катушки работают синфазно. А вот с точки зрения наводок звукосниматель работает в противофазе.
Хамбакеры больше по размеру и установить их вместо сингла без доработки инструмента не получится. Однако встречаются решения «хамбакер в корпусе сингла». Называются они по-разному у разных производителей: humcanceller, stack, noiseless.
Активные звукосниматели
Описанные выше звукосниматели — пассивные, они не требуют электрического питания для работы. Но существуют и активные схемы.
Активные звукосниматели отличаются от пассивных тем, что в их устройство включен усилитель (обычно в виде микросхемы), требующий электрического питания в виде батарейки. Использование активной электроники позволяет уменьшить выходное сопротивление схемы, негативное влияние длинных цепей подключения (проводов, блоков эффектов и т.д.), а так же усилить сигнал изначально слабых, но «натурально» звучащих звукоснимателей.
Вот, пожалуй, и все, если говорить об устройстве 99% магнитных звукоснимателей на рынке. Конечно, встречаются и достаточно экзотические вещи: звукосниматели с редкоземельными магнитами, с одним витком катушки (!) и повышающим трансформатором, отдельными катушками на каждую струну, и так далее. Но звучание таких звукоснимателей может быть «странным», учитывая, что остальная гитарная электроника (педали, усилители) разрабатывалась с опорой на распространенные модели звукоснимателей.
В следующий раз поговорим о подборе звукоснимателей для конкретных музыкальных задач.
ДРУГИЕ ЧАСТИ ЦИКЛА СТАТЕЙ:
Часть 1. Устройство электрогитары: корпус и гриф
Часть 4: Как выбрать звукосниматели