Музыкальные инструменты

Анатомия электрогитары. Часть 4: как выбрать звукосниматели

Иван Скачков
Музыкальные инструменты
Анатомия электрогитары. Часть 4: как выбрать звукосниматели
Иван Скачков

Первое, что нужно понять — какие звукосниматели стоят у вас на гитаре сейчас. Как с точки зрения звука, так и с точки зрения монтажных размеров.

Дело в том, что хоть размеры звукоснимателей стандартизированы, и в 95% случаев на вашей гитаре установлены или классические синглы, или классические хамбакеры, из этого правила существуют исключения.


Стандартный сингл, например, был разработан для гитары Stratocaster, а хамбакер придумали инженеры Gibson для их Les Paul. Стандартами эти звукосниматели стали немного позже. При этом в то же время (и ранее) разрабатывались и другие модели гитар, у которых были немного другие звукосниматели: Telecaster, Jazzmaster, Mustang, Gibson TV, Firebird, гитары фирмы Gretsch.


Если у вас одна из этих гитар, то поиски звукоснимателей придется начинать с запроса в Гугл «название_моей_модели_гитары pickups».

Учтите, что бриджевые (то есть, устанавливающиеся у струнодержателя) хамбакеры могут иметь разное расстояние между магнитоводами — 50 мм для бриджей типа Gibson и 52 мм для остальных (называться они могут F-Spaced, Trembuckers, или иметь обозначение TB).


Если у вас страт с тремя синглами, а вы хотите установить хамбакер, то не обязательно нужна фрезеровка корпуса. Новые гитары под пластиковым пикгардом чаще всего имею полости, позволяющие установить туда хамбакер. Вам нужно будет только купить новый пикгард.

Нужны ли вам новые датчики?

Звукосниматели очень сильно влияют на тембр электрогитары, но важно понимать, на какие именно аспекты тембра.


Разделим условно весь спектр гитарного звука на чистый и перегруженный (distortion). С одной стороны будет находится абсолютно чистый джазовый звук, с другой - экстремальный хайгейн. Если в случае чистого звука звукосниматели напрямую влияют на тембр с точки зрения частотных характеристик (яркий/тусклый, теплый/холодный), то чем больше мы перемещаемся в сторону перегруза, тем меньше влияние на частотную составляющую тембра, и больше влияние на характер звучания перегруза: его фактуру, разборчивость.


Если сравнить звучание какого-нибудь сверхскоростного techno death metal и сверх-медленного sludge, то в обоих случаях будет экстремально перегруженный звук, но характер будет принципиально разным: отчетливый и читаемый в первом, крупнозернистый и грязный — во втором.


Как я уже говорил в прошлой статье, на уровень выходного сигнала звукоснимателей влияют параметры катушки и тип магнита, но по-разному. Упрощенно говоря, увеличивая мощность с помощью катушки, мы делаем звук более низким, теплым и, наконец, грубым, а увеличивая мощность при помощи магнита, создаем более яркий, холодный и читаемый звук.

Как выбрать звукосниматели?

Я советую выбирать звукосниматели исходя из того звучания, которое вы хотите получить.

  • Играете джаз на чистом звуке и вам важна теплота и естественность? Ищите звукосниматели на магнитах Alnico2.
  • Любите фанк? Тогда «горячие» синглы на Alnico5.
  • Цените хороший чистый и средний уровень перегруза? Хамбакеры Alnico5 средней мощности.
  • Нравится звук синглов, но не нравится фон или нет возможности установить хамбакер? Рассмотрите вариант хамбакеров в корпусе сингла, хамканселлеры, стэковые (Stack) датчики — тысячи этих маркетинговых названий.

  • Гитара на перегрузе звучит слишком грубо и неразборчиво? Следует попробовать что-нибудь на керамике.

  • Гитара звучит слишком тонко на чистом звуке? Поменяйте керамические звукосниматели на Alnico5.

При этом необходимо учитывать звучание самой гитары. Если не подключенная гитара с новыми струнами звучит ярко и резко, «стреляет», то вряд ли стоит ставить на нее яркие керамические датчики, но при этом они могут оказаться подходящими для инструмента с мутной нижней серединой, например.

Замечу, что бюджетные модели гитар оснащаются, в основном, керамическими датчиками невысокого качества — это позволяет производителям экономить медь. Так что замена стоковых датчиков на брендовые способна улучшить звучание вашей гитары.

Немного об активных звукоснимателях

Магнитно-индуктивная система гитарных звукоснимателей обычно слабая, но при этом имеет более линейную АЧХ. При этом сигнал усиливается активной электроникой. Стоит заметить, что в подобных схемах применяются разделительные конденсаторы, что работает как фильтр высоких частот, а значит спектр таких датчиков будет ограничен снизу. Это приведет к большей разборчивости звука на высоких уровнях перегруза, однако, многими такой звук воспринимается как «пластмассовый».


К плюсам активной электроники так же можно отнести то, что такие схемы менее чувствительны к отрицательному влиянию емкостей длинных кабелей — меньше страдает верхний диапазон.


Активная электроника бас-гитар предоставляет более широкие возможности регулировки тембра: помимо обычной ручки тона в схеме часто присутствует 2−3 полосный эквалайзер. При этом, активная электроника басов часто используется с обычными пассивными звукоснимателями, а не только специально разработанными.

Ищите информацию по звукоснимателям, на которых играют ваши кумиры или просто гитаристы, на которых вы ориентируетесь. Но всегда при этом обращайте внимание на инструмент и усиление. В отрыве от этого, датчик может просто не подойти.

Пример: Нуно Беттанкур играет на ясеневой гитаре (яркий звук) с очень яркими звукоснимателями Bill Lawrence. При этом его усилитель и кабинет звучат достаточно «темно», что маскирует эту яркость.


Надеюсь, эта статья поможет вам подобрать звукосниматели, которые подходят именно вам!

Автор: Автор: Иван Скачков (звукорежиссер, мастер по изготовлению гитар и гитарист).



© WAVEFORUM

Поделись своим опытом
Развивай свой личный бренд и делись опытом с заинтересованной аудиторией