музыкальные инструменты

Хранение гитары: важные рекомендации

Иван Скачков
музыкальные инструменты
Хранение гитары: важные рекомендации
Иван Скачков
Гитара — музыкальный инструмент, изготовленный из древесины. А как известно, древесина — «живой» материал, подверженный влиянию влажности, температуры, химических веществ и микроорганизмов, меняющий свои свойства от этих воздействий.

Чтобы сохранить инструмент в рабочем состоянии на долгие годы, необходимо придерживаться несложных рекомендаций, о которых в этой статье рассказывает Иван Скачков — звукорежиссер, мастер по изготовлению гитар и гитарист.
Про микроорганизмы — это не шутка. Многие старые и/или мастеровые инструменты сделаны с использованием органического клея (костного, рыбного, мездрового), который является питательной средой для микроорганизмов.

Вредители могут доставить неприятности только в том случае, если инструмент хранится в условиях очень высокой влажности и неблагоприятных температур — в сыром неотапливаемом помещении, зачастую без солнечного света и вентиляции (например, гараж, склад а-ля сарай, лоджия/балкон). Думаю, нет необходимости говорить, что хранить любой музыкальный инструмент в таких условиях нельзя.
Губительные температуры — обычно скорее высокие, чем низкие.
Если оставить черную гитару под прямыми лучами в солнечный летний день, то можно нарваться на проблемы с разрушением лака или тех же клеевых соединений — многие составы при нагреве становятся пластичными.

Однако, условия квартир и музыкальных студий, в которых находятся инструменты, сводят вероятность таких событий к нулю. Нужно только избегать попадания прямых солнечных лучей. Причем, не только из-за нагрева: многие красители и морилки выцветают, а некоторые лаки желтеют под воздействием ультрафиолета. Это в меньшей степени касается современных инструментов, но винтажные красители и лаки — те еще неженки.
Гораздо сложнее все со влажностью.
Влажная древесина меняет свои размеры. Причем различные породы по-разному реагируют на изменение влажности. Это приводит к изменению прогиба грифа (струны ложатся на лады и звенят или напротив, поднимаются слишком высоко), короблению накладки акустических гитар в районе крепления грифа к корпусу и другим неприятным вещам.

При этом лак, которым покрыта гитара, лишь тормозит процесс проникновения влаги внутрь, но совсем остановить его не может. И это касается только электрогитар, полностью покрытых лаком. Акустические чаще всего не покрыты изнутри ничем. Лишь некоторые мастера по изготовлению акустических гитар грунтуют их изнутри для защиты от влажности.

Если мы не будем рассматривать влажность в экстремальных условиях, а ограничимся лишь условиями квартиры или студии, то даже в этом случае изменения влажности будут значительными: влажный воздух в дождливое лето и сухой во время зимнего отопительного сезона. Особенно страдают суровой сибирской зимой акустические гитары, изготовленные в жарком и влажном климате — в Индонезии, Китае, Вьетнаме. И гораздо лучше переносят наш климат канадские инструменты либо качественные инструменты российских мастеров.
Итак, перейдем к практическим советам.
1. Производите настройку анкерного стержня через пару-тройку недель после начала и окончания отопительного сезона. К этому моменту влажность окружающей среды и инструмента приходят в стабильность и равновесие. Также необходимо проверять настройку прогиба после того, как установятся отрицательные температуры, во время длительных дождей и после них.

2. Летом необходимо хранить инструменты в чехлах и жестких кофрах, положив туда несколько пакетиков силикагеля — это спасет от излишней влажности окружающей среды.

3. Силикагель также полезно положить внутрь акустической гитары.

4. Зимой гитары лучше хранить на стойках, разместив в помещении увлажнитель воздуха, который должен поддерживать влажность воздуха в помещении в пределах 30−40%.

5. Наиболее частая проблема азиатских акустических гитар — усушка в нашем климате. Гриф, обечайки и деки приклеиваются к бруску, который называется клёц. Клец приклеивается таким образом, что волокна клеца перпендикулярны волокнам обечайки и торцами упираются в деки. Коэффициент усушки древесины в поперечном направлении гораздо выше, чем в продольном. Обечайки усыхают и уменьшаются, а клец начинает распирать деки и приподнимает накладку в месте крепления грифа. Это приводит к звону струн на 12−14 ладу. Чтобы решить эту проблему, необходимо произвести шлифовку ладов у квалифицированного мастера зимой, когда влажность наименьшая.
6. Не допускайте попадания прямых солнечных лучей на инструмент.

7. Не храните инструменты вблизи отопительных приборов.

Автор: Иван Скачков — звукорежиссер, мастер по изготовлению гитар и гитарист


Страница в Инстаграм


© WAVEFORUM
Поделись своим опытом
Развивай свой личный бренд и делись опытом с заинтересованной аудиторией