ИНТЕРВЬЮ

Интервью со звукорежиссером проекта Aquasonic Романом Комаром

Интервью провел Алексей Федотов
ИНТЕРВЬЮ
Интервью со звукорежиссером проекта Aquasonic Романом Комаром
Интервью провел Алексей Федотов
«…мы помогаем друг другу и лишнее напоминание об обязанностях не является оскорблением профессиональных чувств или недоверием, а наоборот — признаком заботы о себе и других»
Aquasonic — датский проект, в котором пятеро артистов поют и играют на музыкальных инструментах, полностью погрузившись под воду в специальные аквариумы. Изготовленные на заказ подводные инструменты, необычные техники вокала, преображенные водой исполнители — все это создает музыку, одновременно и пугающую, и притягательную. На сегодняшний день проект довольно известен и востребован по всему миру, активно концертирует.

Наш друг и соратник, композитор и звукорежиссер Алексей Федотов пообщался со звукорежиссером проекта Аквасоник Романом Комаром, чтобы узнать особенности этого необычного действа с точки зрения человека за пультом.


Из этого интервью вы узнаете, как создавался проект, какие используются инструменты, как проходит подготовка к концерту и сам концерт, с какими сложностями приходилось сталкиваться нашему соотечественнику и как находили пути их решения.

Роман Комар, звукорежиссер проекта Aquasonic
— Расскажи для тех, кто в танке: что такое Аквасоник?
Хороший вопрос, и однозначно ответить на него не легко.

Аквасоник включает в себя большое количество аспектов. Я уверен, что каждый может найти что-то для себя. Эмоции — и, как следствие, реакции, — возникают самые разные.

Начнём с того, что это один из основных проектов датской Арт-группы BetweenMusic. Проект музыкально-визуальный и является первой частью из четырёх задуманных. Смысл в том, чтобы проследить путь эволюции жизни на земле от её зарождения и до появления человека. Как мы знаем, жизнь в том виде, в котором мы её знаем, без воды невозможна, зародилась именно в ней и благодаря ей. Поэтому вода является главным элементом.
— Когда всё начиналось?
Это достаточно долгий путь от зарождения идеи до настоящего времени.
Примерно в 2006 году Лайла Сковман (Laila Skovman), вокалистка с академическим образованием, решила (в прямом смысле) спеть в чашу с водой. Результат был неоднозначен, но что-то совершенно необычное было в этом. И как говорится, пошло-поехало. Под водой побывали все доступные инструменты! Долгие поиски и эксперименты в течении 10 лет привели к премьере первого в мире подводного концерта. Концерт состоялся в 2016 году в Нидерландах.
— Чем Аквасоник отличается от других музыкальных коллективов?
В первую очередь тем, что музыка играется при полном погружении под воду. Это подразумевает несколько иной подход при написании музыки, планировании и проведении концертов. Поскольку до этого никто этим не занимался, огромное количество решений приходилось искать путём проб и ошибок. На самом деле, сейчас уже легче. И проект можно считать полностью сформированным.
— Сколько участников?
Пять музыкантов на сцене. Нанна Бэк (Nanna Beck) — вокал и ротаккорда; Мортен Поулсен (Morten Poulsen) — подводные барабаны; Роберт Карлсон (Robert Karlson) — скрипка и кристалофон; Моран Ле Барс (Moran Lebars) — подводная перкуссия; Лайла Сковман — вокал и гидролофон.
Вне сцены три техника: по сцене, свету и звуку.
Разумеется, есть и другие важные люди в проекте.
Слева направо: Нанна Бэк (Nanna Beck) - вокал и ротаккорда; Мортен Поулсен (Morten Poulsen) - подводные барабаны; Роберт Карлсон (Robert Karlson) - скрипка и кристалофон; Моран Ле Барс (Moran Lebars) - подводная перкуссия; Лайла Сковман - вокал и гидролофон.
— Как ты попал на проект?
Впервые о проекте я узнал примерно за год до начала участия в нём.
А ещё через полгода Аквасоник объявил конкурс на место художника по звуку. Меня это заинтересовало, и я, в порядке установленной процедуры, отправил письмо. Через некоторое время была проведена встреча, где мы поговорили по душам. Ещё через пару месяцев я получил письмо с приглашением в коллектив.
— Твои функции?
В первую очередь — следить, чтобы технический райдер соблюдался. Мы в этом плане очень уязвимы. К примеру, в качестве рабочей консоли был выбран Мидас Про, и всё шоу запрограммировано в нём. Поэтому при попытках «подсунуть» что-то другое, приходится настойчиво объяснять, «что почём». Но, к счастью, это происходит очень редко и, как правило, мы получаем то, на что рассчитываем.

Следующая функция — подготовка сцены. У меня это занимает один длинный рабочий день. Поскольку кроме меня там работают другие техники по сцене и свету, мы, разумеется, друг другу мешаем (шутка, мы всегда помогаем друг другу). Вообще установка сцены занимает минимум два дня.

Подготовка сцены — очень важный и ответственный момент в том числе из-за соображений безопасности. Поэтому процесс трудоёмкий.

Когда сцена готова, я наконец-то усаживаюсь за пульт. Как правило, отсюда идёт координация процесса. Музыканты используют ушные мониторы. По сути, это их единственная связь с внешним миром и друг с другом. Под водой, особенно в те моменты, когда гаснет свет, в аквариуме может стать очень одиноко. Чтобы музыканты не грустили и рабочий процесс не стоял на месте, я слежу за тем, кто с кем разговаривает, кто что репетирует, кому нужен чай, кому кофе. Ну и далее по списку.




И самое главное — это проведение концерта. Когда всё подписано, план составлен, все ошибки и недочёты в консоли исправлены, звук отстроен и все довольны, мы играем концерт. Здесь моя работа в чём-то похожа на работу театрального звукотехника. В том смысле, что есть чёткий план, когда и что надо включать и не забывать выключать.
— Значит, концерт Аквасоник поэтапно — это как?
Для начала подготовка. Райдер, переписка и т. д.

Затем установка сцены. Подключение проводов, проверка систем.

Обязательно два прогона. Тут несколько причин. Главная — это качество воды. Разная вода звучит по-разному. Это связано с примесями в ней. Поэтому звук каждый раз подгоняется под конкретную воду. Но если звук в зале я могу менять по ходу действа, то звук в мониторах необходимо отстраивать заранее, поскольку у музыкантов нет никакой возможности подать сигнал о том, что что-то нужно поменять в «ушах».

Ну и сам концерт. Музыканты в воде за полчаса. Всё в очередной раз проверяется. Если всё работает и мы готовы, то запускаются зрители в полутёмную аудиторию. По сигналу я сообщаю музыкантам, что мы начинаем — и мы начинаем.
— Инструментарий изготовлен специально?
Да, инструменты кастомные, уникальные. Можно долго их описывать. Из классических у нас скрипка из углеродного волокна, тибетские чаши и несколько других перкуссионных инструментов. В остальном всё подобрано и сделано на заказ. Ротакорда основана на принципе работы колёсной лиры или харди-гарди. Вращается колесо и к нему прижимается струна. Кристаллофон основан на изобретении Бенджамина Франклина, где стеклянные чаши приводятся во вращение и мокрыми пальцами извлекается звук. Самый необычный из всех — это гидролофон. По сути это водный оргАн. Вода подаётся в систему под давлением, закрывая одно из отверстий, перенаправляется в систему мелких трубок, которые начинают вибрировать.
— А что можешь сказать про микрофоны?
Из обычных микрофонов на сцене можно встретить Shure 57 и 58. Пять из них расположены на аквариумах для общения во время репетиций и надводного пения. Ещё два — для пения над отдельно стоящей чашей с водой (с чего всё когда-то началось). Есть один AKG контактный микрофон, установленный на скрипке. Всё остальное — гидрофоны. Их плюс-минус 27 штук.
— Распространение звука в водной среде — это же…
Это долгая отдельная тема. Как, в общем, и природа звука сама по себе. Но хочется отметить важный факт, который нельзя не учитывать.

Поскольку концентрация молекул воды намного плотнее чем в воздухе, то и скорость звука быстрее. Разница примерно в 4 раза, что существенно.

Это, в свою очередь, влечёт за собой ряд важных особенностей. Например, скрипка настраивается под водой, поскольку длина волны одного и того же тона в разных средах отличается. Подбор тибетских чаш это ОЧЕНЬ (!!!) долгий и кропотливый процесс. Их строй и тембр сильно отличаются в воде и в воздухе.

Температура очень сильно влияет на звук. Впрочем, как и в воздухе. Но в воде это ещё более заметно. Все аквариумы прогреты до температуры человеческого тела, плюс-минус один-два градуса в зависимости от музыканта. Так вот эти один-два градуса могут сильно повлиять на звук некоторых инструментов, как, например, кристаллофон.



Ещё одна интересная особенность — это наличие пузырьков воздуха в воде. Поначалу мы этого не знали, и не понимали, куда пропадает звук. Я весь в поту кручу ручки, чтобы выкрутить что-то более-менее удобоваримое для репетиции. На пульте всё завёрнуто на максимум, но всё равно КАША! Все в недоумении, я пожимаю плечами. Идём спать. И вот на следующий день один за другим кричат: «Сделай потише!», поскольку звук стал в четыре раза громче. И не просто громче, а более ясный и открытый.

После нескольких таких раз мы обратили внимание, что это происходит после залития свежей воды. Рассматривая аквариум, мы обратили внимание, что большое количество пузырьков покрывают инструменты и гидрофоны. Дело в том (как оказалось), что вода и воздух не очень дружат друг с другом в плане передачи звуковой волны. Теперь мы это знаем и учитываем.
— Так в чём же наибольшая сложность?
Наибольшая сложность — держать всё в голове и учитывать все факторы. Есть целый список процедур, который нужно соблюсти. Особенно в плане безопасности. Очевидно, что вода и электричество в таком тесном сотрудничестве могут привести к непоправимым последствиям.

Поэтому мы помогаем друг другу, и лишнее напоминание об обязанностях не является оскорблением профессиональных чувств или недоверием, а наоборот — признаком заботы о себе и других.
— Как музыканты умудряются петь под водой?
Я сам не пробовал, но техника заключается в том, что набирается полный рот воды до самой гортани. Поётся тон до момента, когда воздух вытеснит всю воду. После чего процедура повторяется. Таким образом под водой длинные ноты не попоёшь. Хотя все техники со временем развиваются, и я слышу колоссальную разницу в пении четыре года назад и сейчас.
— Присутствует ли общение внутри команды?
Да, обязательно! Вообще коллектив подобран таким образом, чтобы быть не просто коллегами, но и друзьями. Мы все очень разные с отличными музыкальными бекграундами, но в то же время, мы все любим после тяжёлого трудового дня сесть с бокалом пива и обсудить что угодно.

https://www.betweenmusic.dk


Интервью провел звукорежиссер, композитор и аранжировщик Алексей Федотов.

Специально для WaveForum


© WAVEFORUM

Поделись своим опытом
Развивай свой личный бренд и делись опытом с заинтересованной аудиторией