Люди из индустрии

«Референс это зашифрованный учебник»

Интервью Podlesny Twins
Люди из индустрии
«Референс это зашифрованный учебник»
Интервью Podlesny Twins
«Сведение прекрасно тем, что нет одного способа добиться хорошего звука»
Год назад команда WaveForum познакомилась с молодыми и перспективными братьями-звукорежиссерами Podlesny Twins.
За прошедший год ребята вышли на новый уровень профессионального развития. Создали вокруг своего имени бренд, который появляется в релизах крупных артистов.

Мы связались в Zoom, поговорили про идеального клиента, много про референсы, обсудили новые технические стандарты, а также, ребята поделились ценными советами, которые дали бы себе в начале творческого пути.
Антон Подлесный и Павел Подлесный (Podlesny Twins)
— Привет, ребята! Рада вновь вас слышать и видеть. Расскажите про ваши творческие открытия, изменения, которые произошли за последний год?
Антон Подлесный: Привет! За год поменялось многое. Мы успели поработать над треками артистов первого эшелона, которые сейчас на первом месте в чартах VK. Часть материала уже вышла, часть готова и ждет своего часа.

Также мы переехали в новую студию. В одно из лучших профессиональных помещений в Питере с мониторами высочайшего класса ATC. Мы долго искали, слушали разные варианты, советовались с коллегами и, наконец, нашли место, которое удовлетворяет все наши запросы. Это позволит нам выйти на новый уровень в плане звука. Мы стремимся двигаться вперед и приближаться к тем, кого мы сами слушаем. И также нам безусловно нравится коммьюнити студии.

Павел Подлесный: В Лос-Анджелесе, на студиях Larrabee Sound Studios или Ocean Way Recording работает большое количество звукорежиссеров. Здорово, когда есть возможность обмениваться опытом, переходя в другую комнату.
— Коллаборация продюсеров. Как вы к этому относитесь, был ли у вас опыт сведения брейнштормом?
А: Мы работаем командой и не разделяем какие-то задачи, мол ты тюнишь, ты ровняешь. Есть ситуации, когда независимый микс, но чаще всего просто веселее вместе сидеть, думать и крутить.

П: Так как мы близнецы, у нас похожим образом устроены уши и голова. И когда происходит то, что в музыкальной среде называют «замылился» или «заслушался», бывает здорово дать послушать микс Антону после того, как я свел. Человек с похожим опытом и типом мысли, но обновленным восприятием. Словно я откатился на несколько часов назад и взглянул на картину другим взглядом.

Известно, что нельзя долго сводить на большой громкости, человек быстро становится неадекватным.
— Способы экстренной помощи, когда чувствуете «замылилось» и дальше не работается?
  • Поменять вектор дня с мыслительного на физический.
    Cходить в тренажерный зал, бассейн или баню, погулять на улице.
  • Переключить способы прослушивания
    Смена точки воспроизведения, позволяет получить обновленное восприятие. Слушал на больших мониторах, теперь включить послушать на маленьком проигрывателе/наушниках/в моно/с телефона.
— График работы, которого вы придерживаетесь, чтобы оставаться продуктивными?
П: Работа вдвоем дает бенефиты и в плане графика: один работает — другой отдыхает. Мне лично не нравится работать больше трех часов подряд.

А: И не больше 8 часов в день. Мы не придерживаемся подхода ночной работы. Это тоже вариант, но не для нас.

П: У нас нет идеи заработать много денег огромной выработкой, мы не конвейер. К тому же, подобная работа вряд ли приведет к хорошему результату: стресс накапливается, люди перегорают. Чтобы продолжать получать удовольствие от сведения и не сойти с ума, мы стараемся выдерживать баланс жизни и работы.

А: Безусловно есть проекты, которые требуют максимального включения в короткое время, но это вопрос договоренности. Если мы идем в эту тему, немного смещаем баланс.
«Я бы не хотел потерять удовольствие от работы, это главный секрет счастья в жизни»
— Сколько времени тратится на сведения одного сингла?
П: Все сильно зависит от исходника и есть странный парадокс: не всегда затраченное на сведение время равно результату.
  • Работа может быть закончена за 6-7 часов.
    Если в проекте до 30 дорожек, грамотный продакшн, изначально хорошая демо-версия. Некоторые миксы складываются и за три часа, если повезло и появилось некое вдохновение.
  • Другой вариант
    Большое количество дорожек. Живые и неподготовленные инструменты, например гитары и барабаны. Каждому нужно уделить отдельное внимание и подружить между собой.

    Когда в треке становится больше 120 дорожек — сложность и кропотливость сведения увеличивается в геометрической прогрессии. Можно сидеть и 5 дней над одним треком, включая правки.
— Как относитесь к сведению по референсам?
А: В последнее время много работаем с референсами в плане анализа устройства музыки в целом. Сейчас понимаем, как трек с определенным АЧХ должен звучать по громкости, какая в среднем должна быть динамика и какие максимальные значения могут быть. Я даже диаграмму строил на эту тему :)

П: Слушая демо-версии трека, понимаем, как будет звучать микс: он будет серединистым теплым, либо ярким V-образным с активным басом и верхними частотами?

А: Даже играем в игру «анализ LUFS на слух». Мне нравится слушать много разной музыки, это результат работы лучших умов звукорежиссуры. Каждый референс содержит исчерпывающее количество информации. Слушая и анализируя, голова сама начинает строить некие карты, которые позволяют лучше осознавать, что делать.

П: Когда нам присылают референс на трек, мы не просто сравниваем, а разделяем на несколько основных тезисов: АЧХ, LUFS, стерео картина, mid/side. Можно сказать, научно препарируем трек. Но не превращаем звукорежиссуру чисто в технический проект, это все-таки музыка! Сведение прекрасно тем, что нет одного способа добиться хорошего звука.

А: Можно назвать «сведение в стиле хип-хоп», но разных поджанров, включая конкретно привязанные к артистам, сто штук. Один жанр можно свести несколькими разными способами. Мне нравится статистически смотреть на эту тему. Не для того, чтобы превратить процесс сведения в самосводящийся алгоритм, а чтобы лучше понимать, как все устроено и не только музыкально рисовать эти карты.
П: Меня больше удивляет, когда у человека в проекте нет референсного трека. Мы живем в общем мире, где нужно сравнивать: в одной ты лиге или нет.

Звукорежиссер может иметь свой уникальный звук, но основная задача — продолжить креативный замысел автора. Мы не будем выдумывать что-то свое не в тему.

Как творческая единица, звукорежиссер должен быть актуальным. Особенно, если он хочет работать с молодыми артистами. Умение анализировать референсы позволит сохранить свою актуальность в мире, где каждый день на стриминговых площадках выходит двадцать тысяч треков и появляются новые яркие жанры. Нужно держать ухо на ветру.
«Любой референс это зашифрованный учебник. Если к нему подобрать ключи, можно многое открыть»
— Какие характеристики и особенности звучания, на ваш взгляд, сейчас актуальны?
А: Сейчас никто не боится до хрипа зажимать песни лимитером. Это способ конкурентной борьбы. А для некоторых — уже часть жанра.

П: Вы наверняка слышали тезис «война громкостей закончилась, когда появились стриминговые платформы» — это вообще не так.

Некоторые жанры очевидно плохо будут звучать «не зажатыми». Сложно представить, например, электронную музыку с низким LUFS: это просто будет бесить, ведь мозг привык к определенному формату.

Apple делает новый стандарт громкости, не —14 LUFS, а —16 и над этим топовые профессионалы посмеиваются. Например, на эту темы был пост у Джейсона Джошуа, одного из людей, за которым мы следим в плане сведения.
Скриншот поста в Instagram* на тему новых стандартов Apple от Джейсона Джошуа — звукорежиссера, продюсера, микс-инженера


А: Это аналитика того, как по-разному думает Apple и индустрия с ведущими профессионалами.

Что такое «-20 LUFS»? Вероятнее всего, это очень большая динамика.

П: Большая динамика чаще всего ощущается, когда человек сидит в метро, слушает песню и единственное, что он слышит — это малый барабан, поскольку все остальное заглушает шум поезда.

Музыка в airPods, телефоне и колонках, является компаньоном в жизни людей. И уже невозможно, чтобы поп/хип-хоп треки с желанием стать популярными на широкую аудиторию, имели очень тихий LUFS. Есть свои исключения, например в виде Drake, который иногда может очень тихо звучать, но это большие исключения. В подавляющем большинстве случаев, хорошо сведенный трек можно довольно громко разогнать.
Сведение и мастеринг можно сравнить с упаковкой вещей в чемодан: каждый элемент нужно аккуратно сложить и не испортить. Если некоторые элементы будут деформировать чемодан и мы не сможем его закрыть — тогда к такому процессу сбора будут вопросы.

А: Еще сложность в том, что трек — все-таки не чемодан :) Внутри него все время что-то происходит и меняется. Любая динамическая обработка по большей части нужна для того, чтобы утихомирить постоянно изменяющийся во времени контент чемодана.
— Как дополняете свои знания? Проходите курсы или обращаетесь к наставничеству?
П: Я дважды в неделю занимаюсь с преподавателем по сведению. Это человек, который очень хорошо разбирается в музыке электронных жанров. Мне интересны его подходы к организации проекта в программе, ведь электронная музыка немножко как наука. В ней есть интересные вещи, которые можно применить и в других жанрах.

Мы периодически ходим на мастер-классы, проходим курсы. Из последнего, мы прошли курс Константина Матафонова, чтобы углубиться в процессы мастеринга. Это особенно актуально сейчас, когда есть конкурентоспособное оборудование и хорошая комната. В таких условиях можно делать настоящий мастеринг мирового уровня.

А: Качественное оборудование позволяет понять, что мировой уровень умения зависит только от тебя.
— Советы начинающим звукорежиссерам и продюсерам. Что бы вы сказали себе в начале пути?
П: 1) Раньше начать анализировать референсы.
Хотя с другой стороны, не понимаю, можно ли начинать анализировать и воссоздавать что-то, пока не знаешь основ…

А: 2) Учиться у правильных людей.
Не только в универе, а находить людей, которые смогут дать корректную информацию: прийти стажером на студию и учиться у мэтра, найти умного электронщика и спрашивать у него. На YouTube много разноплановой и не всегда корректной информации. Можно случайно услышать, что компрессор просто делает тихие звуки громко :) Это такое мнение, люди его транслируют, потому что сами где-то услышали. Поэтому первое — найти авторитет.

П: 3) Сперва узнать базу и лишь на ее основе делать свой звук.
Я не говорю про то, что нужно штудировать учебники по акустике и физике, хотя, возможно, это стоило бы сделать. Важно разобраться в основных инструментах сведения, понимать и анализировать их.

А: 4) Научиться работать на тихой громкости.
Будет слышно больше правды, особенно в плохих акустических условиях. В начале пути могут быть явные сложности с мониторингом и надо учиться себя ограничивать: ставить тихо, слушать в моно.

П: 5) Научиться сводить в наушниках.
Конечно же, весь процесс сведения в наушниках не сделать, но программы типо RealPhones помогут составить более правдивое мнение о звуке. Если нет качественных мониторов, можно купить неплохие наушники, например Sennheiser HD 650 и на них делать миксы, искать решения.

А: 6) По-минимуму верить всему на слово.
Всю полученную информацию слушать, думать и применять на собственном примере. Прочитал где-то мнение: «тейп хорошо работает на барабанах». Надо сперва понять: как данный тейп звучит? с каким значением Gain его следует пускать? как разгонять и так далее.

П: 7) Каждое решение в миксе должно быть оправдано.
Я одно время преподавал и на первом занятии спрашивал у учеников, зачем в проекте применяется тот или иной плагин. Иногда встречал «на всякий случай» мультибендовые компрессоры и Soothe2 почти на каждом инструменте :)
Таким образом человек переносит ответственность за звучание на «автоматически» сводящие плагины и алгоритмы. Это некорректно и откровенно плохо как для общего трека, так и для процессора.

А: Да! Например нам вчера пришел изначально хорошо звучащий бит, в котором все инструменты словно уже сведены. Если повесить на каждый инструмент Soothe, можно все испортить.

Иногда важно принять решение не трогать и оставить кое-что, как было.

П: 8) На этапе обучения воспитать вкус на звучание инструментов.
Поразмышлять, что значит «хороший кик»? «красивый реверб»? хорошо записанный голос и так далее. Как человек может понять, чем плох малый барабан в мультитреке артиста, если он не знает, как звучит хороший? Должна быть наслушанность.

Знаю людей, которые вне рабочего времени не слушают музыку. Думаю, для звукорежиссера, это не самая лучшая идея.
— Какой на ваш взгляд «идеальный клиент»?
П: Идеальный артист с творческой стороны, может быть неидеальным клиентом. Если говорить про идеального клиента для взаимодействия:

1) Кто хорошо сделал свою работу.

2) Имеет качественные исходники.

3) Понимает, что сведение — не волшебный процесс превращения слабой демки в мировой хит.
Это четкая, техническая, немного творческая работа. Звукорежиссер не сделает голос более мужественным, а продолжит идею демо-записи.

4) Кто четко дает правки.
Не поддается эмоциям и может сформировать мнение на счет финального результата. Это бывает сложно.

5) Кто правками только улучшает результат.
Часто правки полностью перечеркивают творческий процесс сведения и превращают песню в что-то эклектично неудобоваримое, можно сказать.
— Объясняться количеством референсов?
А: Не обязательно. Главное прислать демку того, как он это видит.

Пример частой ситуации: демо-трек в стиле поп, человеку по жизни нравится творчество Джеймса Блейка. Он хочет звучать, как-то, что ему нравится и посылает свои любимые треки в качестве референса. Но музыка в демо-песне «далеко не Джеймс Блейк», клиенту просто нравится его творчество! Как референс, это может что-то сказать только о вкусе клиента, но нисколько о миксе.

П: Редкий клиент может грамотно подобрать референс. Также часто ситуация, когда человек читает песню шепотом, но присылает в качестве референса треки WKND или Bruno Mars…

Можно понять вкус, подобрать референсы исходя из того, что будет лучше для этой песни. Но мы не берем на себя право решать за человека, как будет звучать его песня. Иногда артист дает референс только эмоционально, с точки зрения «нравится/не нравится».
— То есть, чтобы грамотно подбирать референсы, желательно, чтоб клиент тоже разбирался в звучании?
П: Клиент не обязан быть звукорежиссером с большим опытом, но он может разбираться в некоторых понятиях, чтобы четче давать правки.

А: Чтобы не сказал «эхо мне больше, пожалуйста». А мы не понимаем, в его понятии «эхо» — это Delay или Reverb? :)

П: Кендрик Ламар общается со своим звукорежиссером цветами: «можно сделать этот звук более желтым или красным?».
В некотором понятии, он — не идеальный клиент, но большой, крутой артист и человек, который чувствует музыку.

Ариана Гранде, Трэвис Скотт умеют сами сводить треки. Многие крутые артисты сами способны записывать демки. Среди моих учеников есть артисты, которые пришли научиться основам, чтобы четче давать правки. Вот этот подход, конечно, очень крутой!
— Расскажите про юридические аспекты работы? Авторские права, кредитсы, и так далее.
П: С большим количеством артистов мы договорились, что они будут нас отмечать в Genius и соцсетях. Чаще всего это не проблема.

А: Знаю людей, которые из принципов не отмечают в соцсетях. У нас не было таких ситуаций, но мы об этом задумываемся.
У артиста с аудиторией выходит песня, над которой мы тоже работали. Мы хотим, чтобы наш кредитс там был, поскольку для нас это возможность прогрессировать, развиваться, переезжать в лучшие условия, работать лучше и быть более лояльными.

Для звукорежиссера очень обидно, когда нравится звучание и не можешь отследить, кто его создал.

П: Мы не требуем, а просим, можно сказать, по-дружески. И то, за этап сведения, а мастеринг, — он слишком побочный, в некоем плане быстрый и важный, но не столько по времени занимает. Если отметки нет, качество нашей работы не изменится, лишь сделаем некоторые свои выводы. Хотя я подчеркну, он не обязан отмечать. Если в соцсетях нет отметки, а на Genius будет, — ок, это можно отследить. Не так, что о твоей работе ни слова.

Я в TikTok видел большое количество людей, которые выдумывают себе кредитсы.
— Ваши дальнейшие планы, стремления? Полномасштабный продюсерский центр?
А: Сейчас осознаем и привыкаем к работе в новой студии. Рады тому, как получается и тем ощущениям, которые получаем от нового звука. Хотим проводить очные камерные мероприятия в новом месте. Дать возможность слушать в той же комнате, что и звукорежиссер. Общаться и обмениваться опытом. Ждем выхода материала, над которым работали. Мы зареклись рассказывать про будущие релизы конкретных артистов. Расскажешь, проживаешь, а потом что-то отменяется: альбом переносится или вообще не выпускается.

Не могу сказать, что у нас есть желание продюсировать артистов от начала до конца. В первую очередь хочется хорошо делать свое дело. Немного напрягает, когда человек приписывает себе много регалий: сделает обложку, запись, дистрибьюцию, таргет и шапку профиля. Думаю, многое может пойти не туда.

П: Мы стараемся заточиться на конкретной теме. Быть специалистом в своем деле. Сейчас не занимаемся продакшном, не записываем артистов, хоть условия студии и позволяют это сделать.

А: Было бы классно, если бы мы делали только микс, отправляли другому специалисту на мастеринг, а записывали артистов вообще третьи.


Когда все участники звена максимально компетентны в своем деле, тогда получается качественный путь. Кажется, этого не хватает российской индустрии.
Авторы: Павел Подлесный, Антон Подлесный (Podlesny Twins)

Инстаграм*

Вконтакте

Телеграм-канал

Genius


(*) — признана в России экстремистской организацией


Вопросы задавала Леся Саенкова.

© WAVEFORUM

Поделись своим опытом
Развивай свой личный бренд и делись опытом с заинтересованной аудиторией