ИСТОРИЯ ЗВУКОЗАПИСИ

История звукозаписи. Часть 1: Механические устройства

Светослав Куликов
ИСТОРИЯ ЗВУКОЗАПИСИ
История звукозаписи. Часть 1: Механические устройства
Светослав Куликов
Современный мир устройств записи и воспроизведения звука невероятно сложен и разнообразен. В наши дни практически у каждого человека в руках находится сложнейший механизм записи и воспроизведения звуковых колебаний, тех самых, которые привычны нам в виде шума, музыки, речи.

Но задумываетесь ли вы о том, какой астрономически огромный промежуток во времени лежит между устройством в вашей руке и первыми громоздкими, неудобными, неточными аппаратами, стоявшими у истоков первых попыток человека записать звуковые волны с целью их последующего одно- или многократного воспроизведения?

В этом цикле статей речь пойдет не о современных устройствах звукозаписи, а о революционных открытиях и изобретениях человека, которые так или иначе повлияли на развитие звукозаписи, какой мы её знаем в настоящий момент.

В удивительный мир устройств, изменивших мир, нас с вами проводит Светослав Куликов — звукорежиссер, преподаватель, национальный эксперт компетенции «звукорежиссура» Союза Вордскиллз Россия.


В этой статье мы поговорим о механических музыкальных инструментах, с которых и ведет свой отсчет история звукозаписи.

Светослав Куликов

Механические музыкальные инструменты

ОГЛАВЛЕНИЕ:

Гидравлический или «водный орган»

Гидравлический или «водный» орган

Одним из самых древних механических устройств для проигрывания сохраненной музыки является гидравлический или «водный» орган.

Гидравлический орган — изобретение выдающихся ученых Арабского халифата братьев Муса: Мухаммада, Ахмада и ал-Хасана. Датируется ~875 годом н.э. Братья придумали сменные цилиндры с выступающими «кулачками» на поверхности. Такие цилиндры использовались для воспроизведения музыки вплоть до второй половины XIX века.

Самый известный предок современного органа — это «Гидравлос». Его конструкцию описывали еще античные авторы в своих трудах.
Гидравлический орган - изобретение выдающихся ученых Арабского халифата братьев Муса: Мухаммада, Ахмада и ал-Хасана. Датируется ~875 годом н.э. Братьям принадлежат обработка «Конических сечений» Аполлония, «Книга измерения плоских и шаровых фигур», «Книга о вытянутом круге» (здесь описано построение эллипса «способом садовника»), «Книга механики», «Книга о движении первой сферы», «Книга о начале мира», «Книга градусов о природе знаков зодиака», «Книга о построении астролябии» и другие.

Водяной орган стал очень популярен в странах Средиземноморья, а затем и во всей Римской империи. Так, в посвятительной надписи из Дельф есть запись о том, что некий гидравлет Антипатр «покрыл себя славой», играя на состязании музыкантов 90 г. до н. э. два дня подряд. Орган был любимым инструментом императора Нерона.

Во времена имперского Рима гидравлос входил в состав инструментальных ансамблей, сопровождавших гладиаторские бои (как, например, это показано в Злитенской мозаике, II в.н. э.). Кроме того, его использовали в театре, на общественных праздниках («играх»), в процессиях и цирковых представлениях, на пиршествах и свадьбах знатных людей. Гидравлос сопровождал церемонию присяги при вступлении на государственную должность.

В 1931 при раскопках древнеримского города Аквинкума (около Будапешта) в развалинах здания гильдии ткачей были найдены металлические части органа, который датируется 228 годом н. э.

Сущность инструмента состояла в том, что воздух из насоса или, как в устройстве Герона, миниатюрной ветряной мельницей вдувался в металлическую шаровидную камеру, погруженную в воду. С усилением давления воздух вытеснял воду из шара, поднимая уровень воды в окружающем сосуде, а избыточный воздух поступал внутрь трубы, поднимающейся над водой. Между ходами насоса давление воздуха в металлическом шаре сохранялось постоянным за счет воды во внешнем бассейне. Гидравлос насчитывал 3—4 регистра, в каждом из которых было от 7 до 18 труб диатонической настройки.

В римском варианте, описанном Витрувием, поток воздуха, направленный по отдельным трубкам, регулируется клапанами, находящимися в квадратной камере, закрываемой квадратной деревянной затворкой. Каждая затворка имела соответствующую клавишу, на которую органист нажимал, выпуская тем самым воздух. Как и в современном органе, разные тона производились с помощью трубок разного размера, которых в римских образцах было до 19.

Водяной орган Герона

В эпоху возрождения появляются разнообразные механические музыкальные инструменты, использующие цилиндр для воспроизведения мелодий: шарманки (XV век), музыкальные часы (1598 год), механические спинеты (XVIвек), музыкальные шкатулки, ящики (1815 год).

Все эти изобретения могли играть сохранённую музыку, но не могли записывать различные звуки, живые выступления и имели ограниченный набор мелодий.

www.sashamashin.com


Полина Урсу для WaveForum


© WAVEFORUM

Поделись своим опытом
Развивай свой личный бренд и делись опытом с заинтересованной аудиторией