ПРАВО

Авторское право в музыке. Часть 6: Смежные права

Юлия Пономарёва
РАЗНОЕ
Авторское право в музыке. Часть 6: Смежные права
Юлия Пономарёва
Почему для телешоу перепевают песни, а трактора давили диски на Нашествии?

Многие исполнители и авторы знают, или хотя бы слышали об авторских правах. Но вот когда речь заходит о смежных правах, в глазах часто полное непонимание. А зря.


Смежные права - это то, с чем сталкивается каждый из вас в музыкальной сфере.

Разберемся по порядку вместе с Юлией Пономарёвой - юристом, кандидатом юридических наук.

Юлия Пономарёва

Почему смежные права так называются?

Смежные права - это права на результаты интеллектуальной деятельности (объекты творчества), которые возникают в результате использования объектов авторских прав.

К примеру, исполнение песни - это результат использования слов и музыки, он тесно связан с правами на слова и музыку. Поэтому такие права и называются смежными с авторскими. Можно сказать, они вторичны, т.к. не могут существовать отдельно от авторских.

И авторские права необходимо соблюдать. Если вы без разрешения перепоете чужую песню, то права на исполнение у вас возникнут. Но и авторы к вам смогут прийти с претензиями.

Какие бывают объекты смежных прав?

Бывают смежные права на исполнения, на фонограмму, право организаций эфирного и кабельного вещания, изготовителя базы данных и права публикатора.

Мы разберем с вами только два:

Право на исполнение
Право на фонограмму
Право на исполнение
Фактически это означает, что исполнитель (артист) имеет право запрещать или разрешать использование своего исполнения песен.

Такие же права действуют в отношении игры актеров в спектакле или музыкантов на сцене. Если вы ведёте съёмку спектакля или концерта без разрешения, а потом выкладываете в Сеть, то вы нарушаете права исполнителей.

Если же говорить о правах музыкантов в группе, то нужно читать статью 1314 ГК РФ, которая рассказывает о правах на совместное исполнение.


Музыканты, которые играют вместе, являются соисполнителями.
Если их результат работы неделимый, то они определяют судьбу прав совместно. Как правило, это делает руководитель коллектива. Если его нет, то все вместе. При этом ни один член коллектива без достаточных оснований не может запретить другим соисполнителям использование такого результата. Достаточным основанием, например, может стать то, что я не выплачиваю долю вознаграждения своему соисполнителю в том объеме, в котором мы договорились в соглашении соавторов.
К примеру, я спела с кем-то песню. У нас нет соглашения соавторов. И второй исполнитель не может мне запретить использовать песню так, как я хочу (пускать на радио и т.д.).
Соответственно, если вы берете сессионщиков, которые не являются участниками коллектива - подпишите с ними соглашение на использование исполнения.
Право на фонограмму
Фактически это право на первую запись звуков песни в какой-то версии.


Оно может принадлежать как физическому, так и юридическом лицу. Чаще всего - лейблу, который выпустил песню.


Именно основываясь на этом праве музыкальные издательства массово боролись с контрафактом перезаписанных дисков и кассет в конце 90-х, начале нулевых. Именно с защитой этого права связаны зрелищные уничтожения дисков тракторами.

Суды часто понимают изготовителя фонограмм буквально: чье имя указано при релизе трека или на обложке диска, тот и признается изготовителем фонограммы.

По сути же изготовитель фонограммы - это лицо, которое инициировало первую запись исполнения. То есть, взяло на себя ответственность, выступило с инициативой и начало организовывать весь процесс.
Пример: звукорежиссёру заказали сделать сведение песни за вознаграждение (изготовить фонограмму). Звукорежиссер работу выполнил, но вдруг решил заявить на нее права. Но в данном случае не он инициировал и оплачивал процесс, а заказчик. И по  факту именно заказчик должен признаваться изготовителем фонограммы.

Чтобы не тратить время, деньги и нервы на беготню по судам, лучше подписывать грамотно составленные договоры. Хотя бы запастись типовым договором на выполнение работ. С оговоркой, что все права на результаты выполненных работ принадлежат заказчику (то есть, вам). Может казаться не совсем логичным, но лишним точно не  будет.

Какие бывают объекты смежных прав?

Они схожи с теми, что есть на объекты авторских прав и условно делятся на имущественные и неимущественные. Но для каждого объекта есть свои нюансы.

Так, у исполнителя есть права на авторство исполнения, право на имя, право на неприкосновенность исполнения и исключительное право. А у изготовителя фонограммы нет права авторства на нее, т.к. изготовителем может быть как гражданин, так и юрлицо. А по общему правилу авторами могут быть только люди. Вместо этого есть право на указание наименования на экземплярах.
Остальные права аналогичны правам исполнителя.

Особенности объектов смежных прав

1
Исключительные права на них короче. Длительность исключительных прав на исполнение исчисляется сроком жизни автора, но не может составлять меньше 50 лет. Длительность исключительных прав на фонограмму составляет 50 лет с момента записи.
2
Права на объекты смежных прав зависимы от соблюдения прав авторов.
3
 Права на некоторые такие объекты могут возникать не только у граждан, но и у юридических лиц.
4
Смежные права часто ограничены. Объекты смежных прав могут гораздо чаще использовать другие лица без согласия создателей объектов.

Автор: Юлия Пономарёва - юрист, кандидат юридических наук



Юлия во Вконтакте


© WAVEFORUM

Поделись своим опытом
Развивай свой личный бренд и делись опытом с заинтересованной аудиторией
Поделиться своим опытом
E-mail
ФИО
Специальность
Немного о себе (опыт работы, проекты, кейсы)
На какие темы вы хотели бы писать, какой пользой можете поделиться с аудиторией WaveForum?
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности