Можно ли при сведении идеально повторить звук с другой записи? И да, и нет, но скорее нет…
Как и в любом взаимодействии с референсами, повторить оригинал один в один не получится по ряду причин, да и не всегда это нужно. Это достаточно важно, ведь некоторые считают сведение по референсу не творческим и даже опасным, потому что боятся сотворить плагиат.
Подробно о причинах, почему звук при сведении не скопируешь расскажет Софья Кутузова (звукорежиссер Paulina Steel).
Некоторые считают сведение по референсу не творческим и даже опасным, потому что боятся сотворить плагиат
Почему же звук не скопируешь при сведении?
Если вы изначально поставили себе цель скопировать трек (например, вы снимаете минус), то копирование должно непосредственно начаться еще на этапе подбора всех звуков в аранжировке. В таком случае есть шанс, что вы добьетесь определенного сходства и при сведении.
Если же вы не снимали какой-то трек «дословно», а просто сделали что-то в этом духе или вообще подобрали референс после написания аранжировки и только для сведения, то скопировать звук будет весьма проблематично.
И на то есть несколько причин:
1) У вас другой состав инструментов и их тембры
Соответственно даже сильные манипуляции с эквализацией и сатурацией не смогут сделать звук как у референса один в один. Условно, если бы каким-то чудом вам удалось скопировать цепь обработок вокала с референса, на другом тембре голоса они будут слушаться совсем иначе.
2) У вас другая гармония
Если тембр баса очень близок, то его плотность отлична в зависимости от тональности. Пример: часто мне пишут, что не выходит сделать бас как в референсе. Мы рассматриваем случай, и оказывается, что в рефе другая тональность, и бас просто играет другие ноты.
3) У вас другой темп и ритм
Весь грув и эффекты строятся вокруг темпа трека. Отличные темпы, и тем более ритмы, рождают совсем разные впечатления от треков.
4) У вас другие приборы
Даже если референс был сделан полностью на цифре, мы никогда не узнаем на 100%, какие именно плагины и в каких пропорциях в нем используются. И даже если вы возьмете что-то ну очень похожее на тот реверб, то это все равно будет другой реверб, который не даст идентичной картины.
5) У вас другие условия прослушивания, уши и МОЗГ!
Если двум людям дать два одинаковых мультитрека, два одинаковых референса к ним и отправить сводить на две разные студии, получится два разных результата. Каждый человек воспринимает разницу балансов отчасти субъективно, выставляет параметры приборов исходя из своих предпочтений в своих конкретных условиях студии.
По всем этим причинам сведение по референсу маловероятно может навредить треку, в случае если он выбран верно.
Зато может помочь научиться делать разные интересные приемы, которые вы до этого не встречали, научить лучше слышать эквализацию и какие применены эффекты.
К примеру, если разложить референс в mid/side, то можно довольно четко прослушать все пространственные обработки и их эквализацию. Есть разные фишки взаимодействия с референсом для прокачивания скилов и создания похожего звучания и сведения.
Развивайся!
Автор: Paulina Steel (Софья Кутузова) — звукорежиссер, композитор, аранжировщик, преподаватель. Женщина, которая звукарь.