ЗВУКОРЕЖИССУРА

Как использовать принцип контрастов в аранжировке

Андрей Девятых
ЗВУКОРЕЖИССУРА
Как использовать принцип контрастов в аранжировке
Андрей Девятых
В одной из статей я рассказывал, что контрасты — отличный способ сделать аранжировку ярче и динамичнее. Сегодня я объясню, как именно добиться этого эффекта.
Контрасты лучше всего работают на структурном уровне композиции. Проще говоря, ваша задача сделать так, чтобы различные части композиции контрастировали друг с другом. Это привлечёт дополнительное внимание слушателя и подтолкнёт дослушать ваш трек до конца, а, может, даже переслушать его снова.

Существует несколько видов контраста, и с каждым из них мы познакомимся ближе.

Динамический контраст

Рiano или forte, тихо или громко. Это, наверное, самый простой и доступный вид контраста. Сделайте куплет или бридж немного тише припева, и слушатель сразу обратит на это внимание. Обычно этот приём используют на этапе сведения, но лучше всего заложить его основу еще в ходе аранжировки.
В этом примере использован динамический контраст между куплетом и припевом (на 15-й секунде). Динамика припева увеличена за счёт повышения громкости солирующего инструмента и добавления партий дополнительных инструментов.

Ритмический контраст

Смена ритмической фактуры партий отдельных инструментов, интенсивности ударной секции, использование half-time или double-time, смена ритмического рисунка, смена размера такта. Чаще всего используется чтобы создать контраст между куплетом и припевом, или куплетом и бриджем.
В этом отрывке присутствует ритмический контраст между припевом и бриджем (7 секунда). Партия ритм-секции замедляется в 2 раза (используется half-time), также в два раза уменьшается частота смены гармонии.

Гармонический контраст

Смена прогрессии аккордов и / или её длины, смена тональности, переход из мажора в минор, и наоборот, и так далее. Чаще всего используется чтобы создать контраст между куплетом и припевом, либо между припевом и завершающей частью композиции.
Здесь мы наблюдаем гармонический контраст между куплетом и припевом (14 секунда). Прогрессия куплета длиной в четыре аккорда (квадрат) меняется на восходящую прогрессию припева длиной 8 аккордов.

Мелодический контраст

Смена характера или фактуры мелодии. Например, вы можете использовать простую мелодическую партию в припевах и более сложную и динамичную в куплетах, или наоборот.
Здесь реализован мелодический контраст между куплетом и припевом (9 секунда). Мелодия куплета меняется на отличающуюся по фактуре и длительности мелодию припева, исполняемую другим инструментом (тембром). За счёт тембрального сходства солирующего инструмента в куплете и припеве, слушатель воспринимает мелодию припева как продолжение мелодии куплета, хотя они абсолютно разные.

Тембральный контраст

Изменение набора инструментов (тембров) в различных частях композиции, введение новых инструментов, или исключение уже имеющихся, использование различных эффектов обработки звука. Помните, изменение тембров может также отразиться и на общей динамике композиции.
В этом примере использован приём тембрального контраста (16 секунда). Основная повторяющаяся мелодия композиции не меняется, однако изменяется набор тембров, которым она исполняется. Слушатель не замечает, что мелодия остаётся прежней, но замечает смену тембра. Это позволяет замаскировать повторение и создать ощущение развития композиции.

Комбинация нескольких видов контраста

Вы также можете использовать комбинацию нескольких видов контраста, чтобы усилить эмоциональное воздействие на слушателя. Для иллюстрации этого приёма приведу простой пример:

  • Куплет: используются ударные, бас, ритм-гитара, вокал. Ритмическая партия размеренная, частота смены гармонии — один аккорд на такт, на протяжении всего куплета используется прогрессия из четырёх аккордов.
  • Припев: к инструментам, использованным в куплете, добавляются клавишные и синтетическая секвенция, ритмическая партия становится более динамичной и агрессивной, частота смены гармонии — два аккорда на такт, используется прогрессия из восьми аккордов.

Самое главное при использовании контрастов (как и при использовании любого другого приёма) — не переборщить. Всё должно быть в меру и к месту.

Надеюсь, мои знания и опыт помогут вам в аранжировке. Желаю всем творческих успехов и хитовых треков!

Автор: Андрей Девятыхзвукорежиссёр, композитор, основатель Unusual Sound Studio

© WAVEFORUM
Поделись своим опытом
Развивай свой личный бренд и делись опытом с заинтересованной аудиторией