Создание музыки

Как сделать трек динамичным и интересным

Андрей Девятых
Создание музыки
Как сделать трек динамичным и интересным
Андрей Девятых
Существует несколько основных приемов, которые позволяют сделать музыку более интересной и разнообразной.

Большая часть из них не потребует от вас глубокого знания музыкальной теории — достаточно лишь наличия музыкального вкуса, фантазии и усердия. И хотя продвинутые техники аранжировки всё-таки требуют определённого уровня музыкальной подготовки, в этой статье я хочу поделиться с вами простыми и доступными приёмами, которые одинаково хорошо сработают как у начинающих музыкантов, так и у профи (да-да, профессионалы тоже не всегда всё делают идеально).


Итак, поехали!

Создай свой трек от идеи до релиза
Электронная музыка
Онлайн курс | Набор открыт

Структурируйте трек

Конечно, самое важное в любом запоминающемся треке — это хитовая мелодия, или хук. Однако хук еще нужно правильно подать, иначе на него никто не обратит внимания. Частая проблема многих музыкантов, с которой я регулярно сталкиваюсь — умение придумать хорошую мелодию, но неумение развить её в полноценный трек. И в большинстве случаев это происходит от незнания одного из базовых принципов аранжировки, который гласит: музыка — это структура.

Любая музыкальная композиция состоит из последовательности логически завершённых блоков: вступление, куплет, припев, бридж (дроп), кода. На начальном этапе создания аранжировки, когда у вас есть только мелодия, нужно в первую очередь определиться, к какой части трека она относится. Возможно, эта мелодия станет основой припева (в популярной музыке это — частая картина), а мелодию для куплета еще предстоит написать. Возможно и наоборот, а может, вы уже придумали мелодию и для куплета, и для припева.


Структура трека — это его «скелет», который вам предстоит «облечь в плоть» и именно от неё будет зависеть то, в каком направлении и как вы будете развивать композицию. Для каждого жанра существуют типовые и наиболее употребительные структуры трека, однако тут ваша фантазия по большому счёту ничем не ограничена — экспериментируйте.

Выберите главное

Как я уже отмечал в предыдущих статьях, абсолютно любая композиция как правило опирается на партии четырёх основных инструментов (голос — тоже инструмент). Поэтому после того, как вы определитесь со структурой трека, вам нужно определиться с тем, какие инструменты в нём будут основными. В большинстве жанров популярной музыки это ритм-секция (ударные и бас), какой-либо мелодический инструмент (гитара или клавиши) и вокал.

Партии основных инструментов продумываются в первую очередь и работе над ними всегда уделяется особо пристальное внимание. Все остальные инструменты считаются вспомогательными, добавляющими в звучание композиции объём, их партии продумываются после партий основных инструментов.

Продумайте динамику

Чтобы композиция не заставляла слушателя скучать и держала его в напряжении, вам нужно постоянно вводить в музыку что-то новое. В этом смысле любая музыкальная композиция подчиняется старому художественному приёму «завязка-кульминация-развязка». Необходимо всё время наращивать эмоциональное напряжение, довести его до предела, а потом разрешить. Чтобы эффективно решить эту задачу, уже на самом начальном этапе работы над треком нужно грамотно проработать его структуру (см. п.1).


Не лишним будет отметить, что в музыке, как и любом другом виде искусства, крайне эффективно использование принципа «золотого сечения», то есть кульминация вашего трека в идеале должна наступить в точке от ⅔ до ¾ его общей продолжительности — это гарантирует максимальную степень эмоционального воздействия на слушателя.


Что же всё это значит на практике? Например, если в вашей песне три куплета, то пусть каждый последующий хотя бы незначительно отличается от предыдущего: добавьте дополнительных мелодических слоёв, новых инструментов, поменяйте баланс уже существующих. Так слушатель будет ощущать, что в музыке всё время что-то меняется, что эмоциональное напряжение растёт, хотя внешне каждый куплет будет построен на одном и том же гармоническом и ритмическом рисунке. Тот же приём вы можете использовать в припевах, и в других частях вашего трека.

Грамотно используйте повторы

Психологические исследования показывают, что основной месседж музыкальной композиции производит максимальный эффект при трёх повторениях. Поэтому наиболее сильное эмоциональное воздействие на слушателя оказывают те треки, где основная тема (в поп-музыке это как правило припев) повторяется три раза. До трёх раз — неэффективно, более трёх раз — занудно. Помните об этом, когда будете продумывать структуру вашей композиции. Повторы — это хорошо, но всё хорошо в меру. И обязательно увеличивайте динамику трека даже когда повторяетесь.

Играйте на контрастах

И тут вам снова пригодится понимание структуры трека, так как контрасты лучше всего работают на структурном уровне композиции. И именно они не дают слушателю заскучать, держат его в напряжении.


Вы можете использовать несколько видов контраста между различными частями (блоками) композиции, чтобы сделать её более разнообразной и интересной. Кроме этого, вы можете использовать комбинацию нескольких видов контраста чтобы усилить эмоциональное воздействие на слушателя.

О том, какие бывают виды контрастов и как с ними работать, я расскажу в следующей статье.

Проработайте переходы

О том, как делать переходы между отдельными частями трека, можно написать отдельную статью, так как переходы не менее важны, чем наполнение самих частей. При создании переходов важно помнить два главных принципа:


  • Даже если части трека сильно отличаются между собой (вы использовали принцип контраста) переход должен органично связывать их между собой, чтобы композиция продолжала звучать целостно и единообразно. То есть контраст между частями композиции должен ощущаться, но не должен «бить слушателя по ушам».

  • Наличие хоть какого-то перехода лучше, чем его отсутствие. Одна из частых ошибок начинающих музыкантов — полное отсутствие переходов между частями композиции. Да, это сразу показывает, что со структурой трека и контрастами музыкант разобрался, но целостное восприятие трека от этого сильно страдает.

Используйте принцип «от большего к меньшему»

Это, наверное, самое важное правило. При наличии хорошей музыкальной идеи вполне реально сделать «болванку» трека за пару часов. Однако чтобы ваша композиция действительно слушалась как целостное, интересное и затягивающее произведение, нужны время и труд.


Не пытайтесь создать хит «за один заход» и сделать всё сразу. Во-первых, не получится. Во-вторых, неудача может вас сильно демотивировать и отбить желание дальше работать над композицией. Лучше двигайтесь последовательно и детализируйте трек постепенно, от крупных мазков к мелким деталям:


  • Продумайте и пропишите на структурном уровне партии основных инструментов.
  • Добавьте дополнительные инструменты и слои, чтобы развить динамику композиции.
  • Используйте контрасты между частями композиции, чтобы держать слушателя в напряжении.
  • Проработайте переходы и добавьте дополнительных эффектов «для краски».
Как показывает практика, именно такой метод последовательной детализации даёт наиболее впечатляющие результаты.
Хочешь системного обучения в контакте с преподавателем?

Записывайся на авторский курс Синтез звука.Синтология от Андрея Девятых.
Идет набор на новый поток.

Практические мастер-классы с Андреем Девятых по теме синтеза. Познакомься ближе с преподавателем и получи полезные знания.

Телеграмм Чат WaveForum Синтология - сообщество, посвященное вопросам синтеза звука.

Экосистема WaveForum

Развивайся!

Автор: Андрей Девятыхзвукорежиссёр, композитор, основатель Unusual Sound Studio

© WAVEFORUM
Создай свой трек от идеи до релиза
Электронная музыка
Онлайн курс | Набор открыт
Поделись своим опытом
Развивай свой личный бренд и делись опытом с заинтересованной аудиторией