Большая часть из них не потребует от вас глубокого знания музыкальной теории — достаточно лишь наличия музыкального вкуса, фантазии и усердия. И хотя продвинутые техники аранжировки всё-таки требуют определённого уровня музыкальной подготовки, в этой статье я хочу поделиться с вами простыми и доступными приёмами, которые одинаково хорошо сработают как у начинающих музыкантов, так и у профи (да-да, профессионалы тоже не всегда всё делают идеально).
Итак, поехали!
Любая музыкальная композиция состоит из последовательности логически завершённых блоков: вступление, куплет, припев, бридж (дроп), кода. На начальном этапе создания аранжировки, когда у вас есть только мелодия, нужно в первую очередь определиться, к какой части трека она относится. Возможно, эта мелодия станет основой припева (в популярной музыке это — частая картина), а мелодию для куплета еще предстоит написать. Возможно и наоборот, а может, вы уже придумали мелодию и для куплета, и для припева.
Структура трека — это его «скелет», который вам предстоит «облечь в плоть» и именно от неё будет зависеть то, в каком направлении и как вы будете развивать композицию. Для каждого жанра существуют типовые и наиболее употребительные структуры трека, однако тут ваша фантазия по большому счёту ничем не ограничена — экспериментируйте.
Партии основных инструментов продумываются в первую очередь и работе над ними всегда уделяется особо пристальное внимание. Все остальные инструменты считаются вспомогательными, добавляющими в звучание композиции объём, их партии продумываются после партий основных инструментов.
Чтобы композиция не заставляла слушателя скучать и держала его в напряжении, вам нужно постоянно вводить в музыку что-то новое. В этом смысле любая музыкальная композиция подчиняется старому художественному приёму «завязка-кульминация-развязка». Необходимо всё время наращивать эмоциональное напряжение, довести его до предела, а потом разрешить. Чтобы эффективно решить эту задачу, уже на самом начальном этапе работы над треком нужно грамотно проработать его структуру (см. п.1).
Не лишним будет отметить, что в музыке, как и любом другом виде искусства, крайне эффективно использование принципа «золотого сечения», то есть кульминация вашего трека в идеале должна наступить в точке от ⅔ до ¾ его общей продолжительности — это гарантирует максимальную степень эмоционального воздействия на слушателя.
Что же всё это значит на практике? Например, если в вашей песне три куплета, то пусть каждый последующий хотя бы незначительно отличается от предыдущего: добавьте дополнительных мелодических слоёв, новых инструментов, поменяйте баланс уже существующих. Так слушатель будет ощущать, что в музыке всё время что-то меняется, что эмоциональное напряжение растёт, хотя внешне каждый куплет будет построен на одном и том же гармоническом и ритмическом рисунке. Тот же приём вы можете использовать в припевах, и в других частях вашего трека.
Психологические исследования показывают, что основной месседж музыкальной композиции производит максимальный эффект при трёх повторениях. Поэтому наиболее сильное эмоциональное воздействие на слушателя оказывают те треки, где основная тема (в поп-музыке это как правило припев) повторяется три раза. До трёх раз — неэффективно, более трёх раз — занудно. Помните об этом, когда будете продумывать структуру вашей композиции. Повторы — это хорошо, но всё хорошо в меру. И обязательно увеличивайте динамику трека даже когда повторяетесь.
И тут вам снова пригодится понимание структуры трека, так как контрасты лучше всего работают на структурном уровне композиции. И именно они не дают слушателю заскучать, держат его в напряжении.
Вы можете использовать несколько видов контраста между различными частями (блоками) композиции, чтобы сделать её более разнообразной и интересной. Кроме этого, вы можете использовать комбинацию нескольких видов контраста чтобы усилить эмоциональное воздействие на слушателя.
О том, как делать переходы между отдельными частями трека, можно написать отдельную статью, так как переходы не менее важны, чем наполнение самих частей. При создании переходов важно помнить два главных принципа:
Это, наверное, самое важное правило. При наличии хорошей музыкальной идеи вполне реально сделать «болванку» трека за пару часов. Однако чтобы ваша композиция действительно слушалась как целостное, интересное и затягивающее произведение, нужны время и труд.
Не пытайтесь создать хит «за один заход» и сделать всё сразу. Во-первых, не получится. Во-вторых, неудача может вас сильно демотивировать и отбить желание дальше работать над композицией. Лучше двигайтесь последовательно и детализируйте трек постепенно, от крупных мазков к мелким деталям: