Фото обложки: Михаил Афанасьев
Не думайте, что музыка для медиа – это легко
Эта работа всегда про компромисс ваших желаний и желаний клиента. Она не только про творчество - большое количество времени придется тратить на различную техническую работу, сидя за компьютером сотни часов. Иногда это может быть невероятно скучно и однообразно, я уже не говорю про здоровье.
Находить проекты на начальном этапе будет очень сложно и стрессово, потому что вы еще никому не известны и все двери закрыты. Конечно я немного сгустил краски, но мысль проста: вам нужно очень любить эту профессию, чтобы справляться со всеми ее сложностями.
Готовьтесь много и часто общаться
Некоторые особо застенчивые новички в душе надеются, что им не придётся лишний раз разговаривать. Что они скинут клиенту свою музыку, тот придет в восторг и скажет: "Твори все, что душе угодно, я не вмешиваюсь". А все остальное само там решится и организуется на стороне, их дело - лишь писать классные треки и все. В этом же суть композитора, верно?
На деле, естественно, так никогда не происходит. Композитор медиа работает на других людей и для других людей. Ему придётся объяснять свои идеи словами, отстаивать их, а также уметь слушать и "переводить" мысли клиента на музыкальный язык. Ему придется вникать в организационные вопросы, понимать процессы производства и разговаривать с абсолютно разными людьми по профессии, статусу и характеру. Я уже не говорю про работу с живыми музыкантами! Композитор должен объяснить им свою задумку, чтобы они записали именно то, что нужно - за него это никто не сделает.
Учите теорию музыки!
Друзья, этот пункт - не просто пункт. Это прям наболевшее. Я совершенно не могу понять позицию множества людей, называющих себя композиторами, но категорически отказывающихся учить классические музыкальные дисциплины. То есть, лежит огромный пласт знаний, который разные умные люди разрабатывали не одну тысячу лет - и они отказываются от всего этого богатства, считая, что "Да я на слух подберу, и так норм".
Если вы аргументируете свое незнание тем, что ваш любимый композитор в интервью сказал, что он не знает теории - уж поверьте, базовые знания у него точно есть (а ещё у него есть пачка ассистентов, которые помогут сделать все как надо, и они этими знаниями тоже владеют). Если аргументируете тем, что "классическое образование - прошлый век", то вам надо научиться отделять устаревшую систему знаний от того, что никогда не стареет - самих знаний.
Теория музыки, гармония, полифония, инструментоведение, оркестровка - обязательны для изучения, если вы уважаете себя и свой музыкальный труд.
В ином случае вы, во-первых, не будете понимать, почему ваша музыка звучит хуже ваших кумиров. А во-вторых, будете чувствовать себя невероятно глупо, если с вас спросят на профессиональном музыкальном языке. Сменить расположение аккорда, правильно прервать каденцию, напечатать ноты для музыкантов в конце концов - будете сидеть и краснеть как помидор, а клиент/продюсер будет жалеть, что с вами связался. Если думаете, что вас это не коснётся - коснется, и будет вам очень стыдно. Я насмотрелся на краснеющих людей в избытке.
Изучайте все вокруг
Буду краток - не зацикливайтесь только на музыкальных знаниях. Изучайте все и вся вокруг вас - искусство, историю, политику, психологию, экономику, физику, юриспруденцию, географию, биологию и так далее. Поверьте, именно такое развитие будет приносить идеи, решения и креативность. Вы должны быть всесторонне развиты, чтобы уметь мыслить глубоко.
Копировать можно, но не всегда
Люди, осваивающие написание музыки, как и люди любых других творческих профессий, всегда проходят через три условных стадии. Сначала они пишут что-то неубедительное, но свое, а затем - убедительное, но не свое. И только после этого у них начинает получаться делать что-то и профессионально написанное, и при этом индивидуальное, уникальное.
Вы должны понимать: то, что вы сейчас слушаете, уже придумано кем-то другим, оно уже "свершилось" и люди это услышали. Делая точно так же, яро подражая кому-то, вы всегда будете звучать вторично. Никому не нужен второй Циммер, когда есть первый. Всем нужен кто-то новый, уникальный, со своим видением и почерком. И вы должны этот почерк искать и видение вырабатывать.
Но здесь есть один важный момент: копировать очень полезно, если вы делаете это для обучения. Нет ничего более развивающего, чем попытки воссоздать чей-то трек или чей-то стиль! Вы мгновенно увидите, какие области вам надо развивать, каких знаний вам не хватает. Копирование поможет вам развить технические навыки и общее понимание процесса производства. Поэтому копирование как часть образовательного процесса - это прекрасно. Копирование как часть творческого процесса - не очень, хотя конечно до конца от этого, увы, никуда не уйти.
Будьте честными с собой! И никаких сделок с совестью!
Вы никогда не должны давать себе поблажек за то, что вы только начинаете, или у вас условия не те, или придумывать оговорки, что "синтез это не моё, поэтому и осваивать его я не буду, я больше оркестр люблю". Если вы скажете себе: "Ну он уже 20 лет на рынке, он крут, а я только начинаю, для меня такой результат - уже хорошо", или: "Ну он явно талантливее, чем я, и учился этому с детства, мне все равно не быть таким, как он" - это уже будет некая сделка с совестью.
Надеюсь эти советы окажутся для вас полезными. Главное - верьте в себя, в свой талант, в свои идеи, работайте над собой - и все у вас получится! :)
Автор: Михаил Афанасьев - российский композитор и продюсер, владелец первой и единственной успешной в России продакшн-библиотеки Imagine Music.
© WAVEFORUM