ЗВУКОРЕЖИССУРА


Типы компрессоров.
Подробный гайд.

Павел Хлебородов
ЗВУКОРЕЖИССУРА
Типы компрессоров. Подробный гайд.
Павел Хлебородов
В звукорежиссуре практически не существует ничего универсального. Компрессоры данный факт также не обходят стороной. Большую часть «кнопочек» и «крутилок» в различных больших студиях, как правило, занимают именно компрессоры (не считая микшерной консоли при ее наличии). Звукорежиссеры во время сведения пользуются большим набором приборов или плагинов компрессоров подобно тому, как художник использует палитру с красками.
В этой статье звукорежиссер Павел Хлебородов расскажет про основные типы компрессоров, чем они отличаются друг от друга и в каких случаях применяются.
Создай свой трек от идеи до релиза
Электронная музыка
Онлайн курс | Набор открыт

Павел Хлебородов - звукорежиссёр.

Типы компрессоров

Существует несколько типов компрессоров, включающих различные модели от разных производителей. Каждый имеет свои особенности, основная из которых — сатурация звука.

Рис. 1 Типы компрессоров

Внутренние технические компоненты приборов (лампы или транзисторы) обогащают сигнал гармониками и делают звучание инструментов более насыщенным, музыкальным. А многие модели «надувают» звук, даже если не оказывают «сжатия» (gain reduction).

На звучание каждого компрессора также влияют их фиксированные и программно-зависимые значения атаки и восстановления сигнала, которые помогают дать определенный характер, текстуру, прозрачность звучания, а также подчеркнуть ритмическое движение инструмента или голоса.

Рис. 2 UREI 1176 обладает уникальной быстрой атакой — от 20 мкс до 800 мкс, а релиз — от 50 мс до 1,1 секунды, что делает звук электрогитар, синтов и многих других инструментов плотным и зернистым, а также хорошо красит.

Такие особенности, как скорость срабатывания и гармонический окрас приводят к вопросу сочетания тех или иных приборов с определенными инструментами и их музыкальными партиями.

1. Ламповые компрессоры

(Variable-Mu compressors)

Приборы, использующиеся в большей степени для выраженного «окрашивания» звука, которое создают вакуумные лампы — триоды или пентоды. Часто используются в обработке групповых и мастер шин, в процессе мастеринга. Наименее эффективны для создания панча и акцентирования атак.

Описание

  • Демонстрируют очень насыщенную окраску, «теплый», «винтажный» звук, которого практически невозможно добиться с помощью других типов компрессоров.
  • Самый старый тип компрессоров по принципу устройства, в которых в качестве управляющих элементов задействуются вакуумные лампы — триоды или пентоды.
  • Имеют более медленное срабатывание — более медленный релиз,
    чем другие типы компрессоров, за исключением оптических, которые имеют самый медленный релиз.
  • Обладают меньшим коэффициентом сжатия.

Область применения

  • Часто используются для «красящей компрессии».
  • Инструменты: фортепиано, гитары, вокал, бэки, синтезаторы, оверхэды, струнные, духовые, подгруппы барабанов и другие инструменты любого жанра.
  • Могут быть эффективны на всем, что имеет выраженный низкочастотный фундамент: бас/басовые синтезаторы/808 бас.
  • Красочно звучат на room-микрофонах.
  • Модели данного типа часто используют на мастер-шине
    или при мастеринге.
  • Как правило, менее эффективны для акцентирования атак и создания панча из-за быстрой атаки.

Популярные представители

FairChild 660 / 670

Легендарный винтажный компрессор, изобретенный еще в начале 50-х годов прошлого столетия. Очень сильно красит звук за счет более чем 20 установленных ламп.
Рис. 3 Оригинальный FairChild 660 / 670
Имеет очень быструю атаку (менее миллисекунды), медленное восстановление и довольно мягкое колено.

Параметры атаки и релиза фиксированные и имеют 6 вариантов настроек временных значений — ручка Time Constant.

Коэффициент сжатия увеличивается по мере увеличения уровня входного сигнала.
Рис. 4 Фиксированные значения атаки и релиза позиций Time-constant в FairChild 660&670
FairChild 660 / 670 был фаворитом у Beatles, Pink Floyd, Motown и по сей день это ходовой прибор во многих студиях звукозаписи и мастеринг-студиях.
Рис. 5 FairChild 660 / 670 внутри
Оригинальные приборы, сохранившиеся в рабочем состоянии — одни из самых дорогих компрессоров, стоимость которых стартует от 50.000$. Именно поэтому существует множество клонов и различных программных эмуляций данного компрессора.

Плагины:

  • Universal Audio UAD — Fairchild 660 & 670
  • Waves — PuigChild 660 & 670
  • IK Multimedia — Vintage Tube Compressor/Limiter Model 670

Рис. 6 Плагин Waves PuigChild 660 & 670

Клон: Undertone Audio UnFairChild 670M II

Рис. 7 Undertone Audio UnFairChild 670M II

Manley Labs Variable Mu

Флагманский студийный ламповый трансформаторный стерео компрессор/лимиттер, выпускающийся с 1994 года с опцией HP SC (НЧ сайдчейн фильтр). Является золотым стандартом среди инженеров по сведению и мастерингу. Добавляет «краску», прозрачность и склеивание стереошинам или всему миксу.

Значения атаки (Attack) и релиза (Recovery) компрессора Manley Vari Mu:
A = 25ms to 70ms
R = 200ms to 8 seconds

Рис. 8 Manley Labs Variable Mu

Плагины:

  • Slate Digital FG-Mu
  • Universal Audio UAD — Manley® Variable Mu Limiter Compressor
  • Pulsar Audio Mu
  • IK Multimedia — T-RackS 5 Dyna-Mu

2. Оптические компрессоры

Описание

  • Обладают яркой окраской, натурально-звучащей атакой и восстановлением
  • Оказывают сжатие сигнала с помощью специального оптико-электрического элемента, который облучает светочувствительный резистор по мере увеличения сигнала.
  • Имеют программно-зависимые значения Attack и Release,
    их время изменяется в зависимости от входящего сигнала (прим. Ручка Peak Reduction на LA-2A).
Рис. 9 Эмулятор компрессора LA-2A от Waves – CLA-2A и принцип его работы:
При увеличении Peak Reduction, степень сжатия сигнала будет возрастать, а также меняться значение атаки и релиза

Область применения

  • Так как данные компрессоры имеют самое медленное срабатывание и в следствии этого плохо ловят переходные пиковые значения, то лучше всего подходят для инструментов, в звучании которых нет быстрых транзиентов (начало любого звука, иногда щелчок). К примеру: вокал (особенно протяжные партии), бас, электрогитары, 808 бас.

Популярные представители

LA-2A

Один из лучших компрессоров для придания объема, плотности, разборчивости и приближения вокалу, бас-гитаре и элементам с партиями легато (протяжными партиями).
Рис. 10. Оригинальный компрессор Teletronix LA - 2A
В зависимости от значения Peak Reduction, меняет значения атаки и релиза. Параметр Gain позволяет компенсировать потерю громкости при компрессии.

Средние значения атаки (A) и релиза (R) классического LA-2A:
А = 10мс
R =
• при положении peak reduction 50% = 60 мс;
• при положении peak reduction 50%-100% = от 0.5 до 5 сек
Рис. 11 Внутреннее устройство LA - 2A

Плагины:

  • Universal Audio – LA-2A
  • Waves – CLA-2A
  • Cakewalk – CA-2A

LA-3A

Отличный компрессор для придания массивности, близости и плотности звучания перегруженным электрогитарам. Также LA-3A способен сделать бэк-вокалы выше, освободив место для основного вокала. Имеет схожий функционал, как у LA-2A.


Средние значения атаки (A) и релиза (R) классического LA-3A:
А = 1.5 мс
R =
• при положении peak reduction 50% = 60 мс;
• при положении peak reduction 50%-100% = от 0.5 до 5 сек


Рис. 12 Оригинальный компрессор Teletronix LA - 3A

Плагины:

  • Waves – CLA-3A
  • Universal Audio – LA-3A

TubeTech CL1B

Лампово-оптический компрессор, прекрасно подходит для поп-вокала, гитар, синтезаторов, а также ударных независимо от музыкального жанра.
Рис. 13 Оригинальный компрессор TubeTech CL1B

Плагины:

  • Softube – Tube-Tech CL 1B
  • Universal Audio – Tube-Tech CL 1B
Средние значения атаки (A) и релиза (R) для CL1B:
А = 500 micro to 300ms
R = 50ms to 10 sec

3. FET компрессоры —

на базе полевых транзисторов

Описание

  • Имеют более быструю атаку и релиз, чем оптические, ламповые и некоторые VCA-компрессоры
  • Создают красящий, агрессивный, но в то же время очень музыкальный живой звук
  • В качестве управляющего элемента используют полевой транзистор, который даёт быструю атаку, но имеет ограниченный динамический диапазон. Следовательно, при высоких уровнях сигнала прибор
    может искажать звук, особенно низкочастотный.

Область применения

  • Ходовые приборы или плагины для всех жанров музыки
  • Идеально сочетаются с ударными всех жанров — бочка, малый барабан, перкуссия, хай-хэт
  • Хорошо сочетаются с мощными, агрессивными,
    а также речитативными партиями голоса (рок, метал, рэп)
  • Подходят для партий баса с выраженной атакой, басовых синтезаторов, лид синтезаторов, партий арпеджиаторов, pluck-синтезаторов
  • Часто используются при параллельной компрессии в экстремальных значениях и «надува» звука гармониками

Популярные представители

Urei 1176

Компрессор, главной особенностью которого было быстрое время атаки — всего 20 микросекуд при самом быстром значении. На момент выпуска компрессора это была молниеносная атака и таких результатов не выдавали ламповые предшественники.

Рис. 14 UREI 1176 LN (Vintage)
Обладает плотным и зернистым звучанием, придает транзиентам ощутимую остроту, поэтому особенно удачно работает с барабанами или ритмичными партиями синтезаторов, агрессивными вокальными партиями, а также поможет басу и электрогитарам прорезаться сквозь весь микс с «рычащим» оттенком.

Имеет фиксированный порог срабатывания (Threshold), как у LA-2A, то есть чем больше сигнала подаётся в компрессор, тем больше он подвергается компрессии.
Рис. 15 Разница между настраиваемым и фиксированным порогом компрессора
Также Urei 1176 — первый компрессор, который имел настраиваемые параметры Attack, Release и Ratio — коэффициенты 4:1, 8:1, 12:1, 20:1.
Рис. 16 Urei 1176 был изобретен в 1967 году Биллом Патнэмом – известным инженером
и основателем компании Universal Audio.
Важная особенность настройки параметров атаки и релиза в компрессоре 1176 — минимальное время этих параметров достигается путем поворота ручек по часовой стрелки в отличии от большинства остальных компрессоров, где при данных действиях, время срабатывания наоборот увеличивается.

Рис. 17 При значении 1 — максимально медленная атака и релиз,

при значении 7 — максимально быстрая атака и релиз

Также знаменит особым перегруженным звучанием в режиме All-Buttons In Mode или British Mode, когда все кнопки Ratio находятся в нажатом положении.

Рис. 18 Urei 1176LN REV F (Vintage)

Несмотря на обилие других компрессоров, Urei 1176 уже более полувека остаётся незаменимым прибором на студиях и имеет огромнейшее количество эмуляций и клонов. Его уникальная характерная обработка звука прослеживается в миллионах работ продюсеров и звукорежиссеров по всему миру.

Плагины:

  • Universal Audio — 1176 Classic Limiter Collection
  • Waves Audio — CLA-76
  • Slate Digital — FG-116
  • IK Multimedia Black 76 Limiting Amplifier
Средние значения атаки (A) и релиза (R) для 1176AE:
А = 20 micro to 800 micro
R = 50ms to 1.1 sec

Urei 1178

Стерео версия 1176-го. Обработав таким компрессором мастер канал или группы, часто можно значительно улучшить ситуацию, если вы считаете свой микс тусклым, не достаточно энергичным и сочным.
Рис. 19 Оригинальный компрессор UREI 1178

Плагины:

  • Pulsar Audio — Pulsar 1178

4. VCA компрессоры — с усилителем управляемым напряжением

Описание

  • Обладают высоким уровнем подавления сигнала
  • Так же как и FET-компрессоры, имеют значительно быструю скорость срабатывания, что делает звук «чище» и «прозрачнее»
  • Многие высококачественные модели данного типа хорошо справляются с полным спектром сигнала без потери средних и высоких частот (в отличии от других компрессоров)
  • Не так сильно красят сигнал, как оптические и ламповые приборы, зато придают звуку более прозрачный и острый,
    но менее «округлый» оттенок
  • Хорошо справляются с лимитированием

Область применения

  • Модели данного типа являются наиболее универсальными, имеют широкий спектр применения, поэтому могут подойти к любым инструментам любого жанра. Именно поэтому во многих микшерных консолях, например, на знаменитой SSL 4000 G, встроен данный тип компрессии в секции динамической обработки.
  • Данный тип компрессоров — наилучший для «склеивания» (glue compression) групп и подгрупп инструментов, а также для компрессии мастер-шины
  • Отлично работает с секцией ударных любого жанра: бочка, томы, малый барабан, хай-хэт, оверхэды, перкуссия
  • Эффективны при параллельной компрессии, компрессии ревербераторов и других эффектов

Популярные представители

DBX 160

Отличный компрессор для всего, особенно для живых инструментов: бас, электрогитара, малый или бочка, оверхэды, вокал, групповые шины. Довольно прост в использовании. Настроив компрессию 2:1 или 4:1 сразу можно получить довольно жирный и мощный звук.
Рис. 20 Оригинальный компрессор DBX 160 VU

Плагины:

  • Waves Audio — DBX 160
  • Universal Audio — DBX 160
Рис. 21 Эмулятор компрессора DBX 160 VU от Waves – DBX 160
Средние значения атаки (A) для DBX 160 зависят от входного сигнала:
• 15 мс/10дБ;
• 5 мс/20дБ;
• 3 мс/30дБ.

Средние значения и релиза (R) для DBX 160 зависят от входного сигнала:
• 8мс/1дБ;
• 80мс/10дБ;
• 400мс/50дБ.


SSL Master Comp и SSL Comp Channel Strip

Мощный и драйвовый узнаваемый всеми звук модулей динамической обработки самой знаменитой в музыкальном мире студийной консоли SSL 4000 Series. SSL Comp воссоздаёт мастер компрессор данной консоли, а также мастер-шины наиболее часто используемой микс-инжененрами для «склеивания» (glue compression).

Удивительно, но в мире более доступного «сведения в коробке», консоль SSL является сердцем многих студий и по сей день.

Компрессоры канальных линеек данного микшера, а также мастер-шины (Mix Buss) помогут быстро придать трекам нужную форму микса, панч, остроту и музыкальность, обогащая гармониками.

Рис. 22 На консоли SSL 4000 работают многократные обладатели Грэмми такие как Chris Lord Alge (Tina Turner, Green Day, Madonna), Jaycen Joshua (Beyonce, Justin Timberlake, Nicki Minaj), Manny Marroquin (Rihanna, Pharrell Williams, Post Malone)

и множество других звукорежиссеров используют именно эту консоль и её эмуляции во многом благодаря неповторимому звучанию.

Плагины:

  • Waves Audio — SSL G-Master Buss Compressor
  • SSL — Solid State Logic — G Series Stereo Compressor
  • Universal Audio — SSL 4000 G Bus Compressor Collection
  • Plugin Alliance — Brainworx bx_console SSL 4000 G & E
Рис. 23 Эмулятор мастер компрессора консоли SSL 4000 G от Waves – SSL G-Master Buss Compressor
Средние значения атаки (A) и релиза (R) для SSL E Channel:
A = 30ms
R = 100ms to 4 sec
KEY: 1 Second = 1,000ms or 1,000 milliseconds / 1ms = 1,000 micro or microseconds

Empirical Labs Distressor

Один из самых универсальных аналоговых приборов динамической обработки, «швейцарский нож» среди компрессоров. Неудивительно, что его можно очень часто заметить на студиях.

Имеет цифровое управление, способен эмулировать алгоритмы различных классических компрессоров таких как Dbx 160, Teletronix LA2A, Fairchild 670 и Urei 1176.

Distressor имеет ряд встроенных опций эквалайзера боковой цепи, одна из которых подчеркивает верхние и средние частоты в цепи детектора и тем самым уменьшает проблемы сибилянтов, которые часто могут давать сильно свистящий звук.
Рис. 24 Оригинальный компрессор Emperical Labs Distressor

Плагины:

  • Empirical Labs — Arousor Rev 2.0
  • Universal Audio — Empirical Labs EL8 Distressor Compressor
  • Slate Digital — FG-Stress
Рис. 25 Эмулятор аналогового компрессора Emperical Labs Distressor – Arousor Rev 2.0

API 2500

Универсальный bus-компрессор, который делает панчовый и красящий характер звучания.

Имеет особую запатентованную технологию Thrust, которая представляет собой 3 режима: NORM, MED и LOUD. Функция THRUST делает компрессию более гибкой, особенно для групп, таких как барабаны или гитары.
Рис. 26 Оригинальный компрессор API 2500
В режиме NORM компрессор срабатывает классическим способом
Рис. 27 Режим NORM
В режиме MED фиксированные фильтры детектора боковой цепи делают ослабление низких частот до 200 Гц и усиливают верха от 2 кГц.
Это снижает эффект накачки обрабатываемого сигнала, вызываемый иногда низкими частотами, и одновременно компрессор сильнее реагирует на верха, тем самым лучше подавляя свистящие частоты и сибилянты.
Рис. 28 Режим MED
В режиме LOUD линейный фильтр даёт ослабление на 15дБ до 20 Гц и усиление верха до 20 кГц.
То есть компрессор в данном режим еще заметнее оставляет низкие частоты нетронутыми, но в то же время сильно подавляет верх.

Также имеется выбор тона компрессии — OLD и NEW, звучащих по-разному в зависимости от схемы — обратной или прямой связи сигнала детектора соответственно.
Рис. 29 Режим LOUD

Плагины:

  • Waves — API 2500 Compressor Plugin
  • UAD Audio Plugins — API 2500 Bus Compressor
  • Plugin Alliance — Lindell Audio 50 Series
Рис. 30 Эмулятор компрессора API 2500 от Waves – API 2500 Compressor Plugin
Средние значения атаки (A) и релиза (R) для API 2500 :
A = 300 micro to 30ms
R = 50ms to 2 sec


5. Компрессоры с диодным мостом (Diode Bridge Compressors)

или компрессоры Neve

Описание

  • Diode Bridge Compressor или Neve Style Compressor — представляет собой компрессор, в основе схемы которого лежит диодный мост — электрическая схема, преобразующая переменный ток в пульсирующий (двухполупериодное выпрямление). Родоначальником такого устройства компрессора является компания Neve.

Область применения

  • Так же как и VCA-компрессоры обеспечивают непревзойденное прозрачное звучание, но при этом сильнее красят звук.
    Это позволяет, к примеру, обрабатываемым данным прибором группам вокала, электрогитар, баса или ударных, звучать еще ближе и плотнее без потерь в частотном спектре.

Популярные представители

Neve 33 609

Прибор, который обладает широкой функциональностью — от компрессии отдельных инструментов и шин до мастер-компрессии. Очень гибок: возможна компрессия от деликатного сжатия до полного лимитирования.

Рис. 31 Оригинальный компрессор Neve 33 609
Имеет функцию автоматического релиза (Auto Release) с двумя режимами:
  • A1 — более быстрый релиз;
  • A2 — более медленный релиз чем A1.
Данная функция бывает очень полезной, например, при компрессии живых ударных.

Auto Release автоматически меняет время восстановления в зависимости от уровня громкости сигнала. К примеру, удары малого барабана, громкость которых отличается друг от друга, будут иметь более быстрое восстановление на громких звуках автоматически.
Более короткий релиз делает хвосты громких ударов короче, и мусор, который может звучать в них, становится не слышимым, в то время как тихие удары остаются с наиболее подходящим релизом.

Плагины:

  • IK Multimedia — Precision Comp/Limiter
  • UAD — 33 609/C
Рис. 32 Эмулятор компрессора Neve 33 609 от IK Multimedia — Precision Comp/Limiter

Neve 2254

Компрессор, имеющий довольно красящий округлый винтажный звук, часто используется на мастер-шине и подгруппах для компрессии с «надувом» тона гармониками. Менее гибок в функционале чем Neve 33 609, имеет фиксированное значение атаки на 5 мс.
Может работать как компрессор и как лимитер.

Рис. 33 Оригинальный компрессор Neve 2254

Плагины:

  • UAD — 2254/E
Рис. 34 Эмулятор компрессора Neve 2254 от UAD – UAD 2254/E

Заключение

  • 1. Ламповые компрессоры (Variable-Mu compressors)
    Приборы применяются в большей степени для выраженного «окрашивания» звука, которое создают вакуумные лампы — триоды или пентоды. Часто используются в обработке групповых и мастер шин, в процессе мастеринга. Наименее эффективны для создания панча и акцентирования атак.

    Примеры:
    • FairChild 660 / 670
    • Manley Labs Variable Mu
  • 2. Оптические компрессоры
    Приборы, которые позволяют наиболее «натурально» придать объема, плотности и близости вокалу и другим инструментам. Лучше всего подходят для инструментов, в звучании которых нет быстрых транзиентов (вокал, бас, электрогитары).

    Примеры:
    • Teletronix LA-2A
    • Urei LA-3A
    • TubeTech CL1B
  • 3. FET компрессоры (на базе полевых транзисторов)
    Компрессоры, которые придают звуку текстуру агрессивного красящего музыкального звучания. Подходят для широкого ряда инструментов, так как имеют очень быструю атаку и релиз.

    Примеры:
    • Urei 1176
    • Urei 1178
  • 4. VCA компрессоры (с усилителем управляемым напряжением)
    Компрессоры, которые имеют значительно быструю скорость срабатывания, что делает звук «чище» и «прозрачнее», а также обладают высоким уровнем подавления сигнала. Создают остроту и плотное звучание. Хорошо справляются с лимитированием.

    Примеры:
    • DBX 160
    • SSL Master Comp и SSL Comp Channel Strip
    • Empirical Labs Distressor
    • API 2500
  • 5. Компрессоры с диодным мостом (Diode Bridge Compressors) или компрессоры Neve
    Обеспечивают непревзойденное прозрачное звучание, как VCA-компрессоры, но при этом сильнее красят звук. Группы вокала, электрогитар, баса или ударных звучат еще ближе и плотнее без потерь в частотном спектре с помощью данного типа компрессоров.

    Примеры:
    • Neve 33 609
    • Neve 2254

Автор: Павел Хлебородов — звукорежиссёр



© WAVEFORUM

Создай свой трек от идеи до релиза
Электронная музыка
Онлайн курс | Набор открыт
Поделись своим опытом
Развивай свой личный бренд и делись опытом с заинтересованной аудиторией