ВОКАЛ

Вокальная опора: что это, зачем и как ее найти (упражнения внутри)

Лениза Cайфулина
ВОКАЛ
Вокальная опора: что это, зачем и как ее найти (упражнения внутри)
Лениза Cайфулина
Знания о том, что такое опора и как ей пользоваться, необходимы всем, кто интересуется пением. И уж тем более тем, кто хочет попытаться серьезно этим заниматься.
Люди, которые профессионально пользуются голосовым аппаратом (дикторы, актеры, вокалисты), делают это на опоре. Музыканты, играющие на духовых инструментах, тоже не понаслышке знают, что такое дыхательная опора. И в принципе любой человек, который начинает изучать вокал, так или иначе натыкается на такие термины, как «опираться на диафрагму»‎, «опираться на мышцы живота»‎ и прочее.

Но что это значит на практике?

В этой статье Лениза Сайфулина (певица, преподаватель) постарается развеять непонимание и ответить на три важных вопроса относительно опоры: что это такое, зачем она нужна и как это правильно делать.
Создай свой трек от идеи до релиза
Электронная музыка
Онлайн курс | Набор открыт

ЧТО ТАКОЕ ВОКАЛЬНАЯ ОПОРА

Ясности в вопросе «что это такое», наверное, больше, чем во всем остальном. Получить ответ сейчас может любой любознательный человек, просто открыв, скажем, Википедию или почитав разные сайты о вокале. Информации в Интернете очень много, и она в основной своей массе справедливая и правильная.

Но главная сложность у людей, которые хотят попытаться что-то самостоятельно понять и сделать - как все это применить на практике. Я, конечно, тоже читаю все эти многочисленные статьи. Анализирую их и понимаю только одно: при правильном описании процессов людям практически не дают никаких конкретных директив. Каким именно образом можно почувствовать ту самую пресловутую опору?
Сперва разберемся, какую роль в вокале играет диафрагма, как ей пользоваться и какие ощущения она нам должна принести.
Диафрагма - это эластичная прослойка между брюшной и грудной полостью. Она находится под легкими и условно «‎разрезает»‎ тело надвое. Наши легкие - достаточно подвижная структура. Мы делаем вдох - легкие наполняются воздухом, увеличиваются в объеме, в том числе и вниз. И они упираются в диафрагму. Диафрагма, подпираемая легкими, тоже опускается вниз. Тело расширяется, раздвигаются ребра, и возникает небольшое чувство распирания, какое бывает, когда мы объедаемся, грубо говоря.
В прошлых статьях мы говорили о том, что вокальное дыхание - это дыхание чуть более объемное, нежели мы привыкли. И чтобы почувствовать, какие мышцы работают в момент, когда ты делаешь хороший, короткий, объемный вдох и эти мускульные ощущения закрепить, нужно разрабатывать объем вдыхаемого воздуха. Очень много вдыхать не надо - это может привести к зажатостям. Нужно просто разработать это ощущение, чтобы оно дошло до автоматизма. Вдохнули - и теперь мы должны прийти к волшебному ощущению той самой опоры.
Итак, мы вдохнули. Прочувствовали тело, ребра, диафрагму. Наша задача: когда мы начинаем выдыхать (а выдох эквивалентен звуку, то есть, мы выдыхаем - мы поем), удержать диафрагму в том положении, в котором она оказалась в конце вдоха. Выдыхаем, сохраняя ощущение распирания. Облокачиваемся на тело и диафрагму. ОПИРАЕМСЯ. Вот, в принципе, и вся сложность.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ОПОРА?

Пение на опоре помогает равномерно распределять воздушную струю, контролировать ее.

Но, на мой взгляд, это даже не первая причина.

Есть такой дрессировщик собак - Сизар Миллан. Он ведет цикл замечательных передач про то, как нужно дрессировать собак. Одна из передач навела меня на интересную мысль о том, как работает вокальная опора.

Ситуация: Сизар гуляет с собакой. Собака идет рядом. Цель - отучить собаку от дурной привычки крутить головой и отвлекаться на посторонних собак и людей, которые проходят мимо. Он ведет ее на поводке. Собака начинает вертеться. Сизар, не останавливаясь и не снижая темпа, просто берет и ногой сзади дает ей хороший пендель. Не больно, но ощутимо. Собака встрепенулась, отвлеклась - и все, пошла дальше. Как только она опять начинает отвлекаться на что-то, он повторяет свой трюк.

Причем тут пение?

А мы так устроены. Когда мы поем, мы знаем, что поем горлом. Соответственно, именно там мы и трудимся, именно там создаем все мышечные напряжения. И на мой личный взгляд, поймать ощущение мышечной опоры нужно в первую очередь для того, чтобы дать себе тот самый хороший пендель. Отвлечь, перефокусировать внимание с горла на какое-то другое место.
Как только мы смещаем фокус внимания, у нас расслабляется то, что раньше было напряжено.
Это как шлепок во время укола. Чтобы человек расслабился в одном месте, нужно перевести его концентрацию на другое. Вот для чего еще нужно ощущение опоры, по моему мнению.

КАК НАУЧИТЬСЯ ПЕТЬ НА ОПОРЕ

Наконец мы подошли к третьему вопросу - «‎как»‎.

Что нам на самом деле нужно - это создать контролируемый выдох.

В зависимости от того, какого результата мы хотим добиться в момент пения, выдох у нас может быть более интенсивным или менее интенсивным, длинным или коротким, прерывистым или ровным. Захотим - выпустим воздух медленно. Или быстро. Или ровно. Или волнообразно.

Собственно, контроль за выдохом нам даст впоследствии контроль за звуком, потому что именно выдохом мы и приводим в колебание наши связки.
УПРАЖНЕНИЯ
Чтобы научиться ощущать опору, нужно делать определенные упражнения. В арсенале их лучше иметь не одно и не два, а пять или даже десять.

Рассматривание вещи под разными углами позволит получить более полное представление о ней. Больше шансов понять и почувствовать, что да - вот это сейчас у меня та самая опора работает, на которой я должен петь и пытаться извлекать все звуки.
Например, как когда мы хотим добиться рельефного пресса, мы не будем только подниматься. Мы будем и скручиваться, и прочее. Так же нужно поступать и для понимания мышечного ощущения опоры, чтобы организм это понял и закрепил (а он умный, он и так умеет это все делать, до него просто надо эту информацию донести).
Упражнения в основном элементарные и очень ассоциативные. Кто-то может сразу поймать нужное ощущение, а кому-то для этого понадобится больше времени и больше ассоциаций.

Итак, упражнения:
1. Кашель
Первое, самое элементарное упражнение: у нас чувство опоры присутствует тогда, когда мы кашляем глубоким бронхиальным кашлем. После долгого кашля у нас может болеть и брюшной пресс, и бока, и нижняя часть живота, и даже спина. То есть, мы понимаем, что мышцы работали.

Попробуйте глубоко вдохнуть и кашлянуть так, как будто хотите откашлять что-то застрявшее глубоко в груди. Кашель должен быть именно глубокий, а не легкий и поверхностный. В этот момент вы можете почувствовать то самое легкое распирание по всему периметру тела.
2.Задержка дыхания
Представим себе, что мы хотим вдохнуть, и на какой-то определенный счет задержать воздух. Чтобы понять, что все делаешь правильно и ощутить, как работает диафрагма и тело, нужно не просто вдохнуть и задержать это где-то вверху, а переместить вниз.

Раз - вдохнули. Два - задержали и одновременно опустили вдох вниз. Основная масса, тяжесть и мягкая устойчивость находятся в нижней части нашего тела. Это тоже позволит почувствовать распирание в тех местах, про которые мы говорили раньше.
3. Стаккато и легато
Очень помогают прочувствовать ощущение опоры упражнения на короткие звуки, так называемое стаккато. Нужно вдохнуть и короткими стреляющими звуками проговорить, например, звук «с»‎ или «ф»‎. Залог успеха - это максимально короткие, выстреливающие звуки: «с-с-с-с-с-с-с»‎. Не горлом, а как будто бы ты говоришь на легкий выдох. Эти ощущения распирания должны быть примерно похожи на те, которые мы обсуждали в предыдущих упражнениях.

Позже к ним нужно добавить длинные звуки - легато, удерживая их с теми же ощущениями в теле.
4. Демонический смех
Можно попробовать упражнения с театральным демоническим смехом. Представить себе, как гротескный злодей в какой-нибудь опере смеется демоническим смехом через раскатистую «Ха»:
«Ха-ха-ха-ха-ха!».

В этот момент тоже очень хорошо можно почувствовать, как отдает вот это мускульное ощущение по всему периметру тела.
5. Волынка, шина и матрас
Представьте себя большим матрасом с маленькой дырочкой. Начните выпускать через нее воздух, на длинный ,тихий звук «ссссс»,чувствуя легкое давление, распирание внутри своего тела.

При этом не нужно напрягаться или пытаться это давление выдать каким-то необычным образом. Просто представьте, что рот - это та самая маленькая дырочка в матрасе. Или в шине велосипеда. Ее никто не видит, воздух выходит потихонечку. Воздуха много, он идет ровной тихой струей. Когда-то он кончится, но когда - неизвестно. И шина при этом не совсем сдута, на ней можно даже кататься.

Или возьмем волынку. Вдохнули - волынка наполнилась воздухом. Понемногу и равномерно стравливая воздух, мы позволяем звуку свободно идти. Звучать так волынка может очень долго.

Нужно просто позволить себе равномерно выпускать воздух и чувствовать распирание в теле. Закрепить это ощущение и остаться в нем. Удерживать его спокойно, ровно и уверенно - столько, сколько возможно.
6. Кулачок
Что еще поможет почувствовать опору? Сжимаешь кулачок и оставляешь внутри небольшое воздушное пространство, чтобы можно было подуть себе в кулак. Сузить струю настолько, чтобы было достаточно трудно продуть кулак, но все-таки чтобы слишком не усердствовать. И сделать несколько коротких вдуваний. В этот момент ты очень четко почувствуешь, как работает твое тело.

При этом опять-таки вести себя надо достаточно уверенно и спокойно, расслабить плечи, шею, и просто прислушаться к своему телу, какие же в этот момент ты испытываешь мышечные ощущения. Они должны быть очень сходны с теми, которые описаны в предыдущих упражнениях.
7. Затянем пояса
Еще одно ассоциативное упражнение, которое, кстати, используют духовики. Завязываешь себе на талии ремень или эластичный пояс, чтобы он достаточно плотно прилегал к телу. На вдохе ты будешь чувствовать то самое распирание по всему ремню.

Дальше начинаешь выдыхать на считалочках (обычный счет, как при игре в прятки - сплошным звуком, без особых стараний), на длинном звуке «с» или «ф». Прекрасно подойдет и «Бла-бла-бла».

Опять следишь за тем, чтобы стоять уверенно, спокойно, не напрягая плечи, не задирая шею. На выдохе нужно стараться мышцами удерживать ремень. То есть, по всему периметру ремня ты пытаешься его как бы подталкивать телом изнутри. Без фанатизма. Повязать его нужно достаточно плотно, чтобы совершать меньше мышечных усилий на обратное сопротивление ремню.
8. Грузик
Еще замечательная штука: можно лечь на диван, удобно устроиться и положить себе на живот какой-то грузик, 5-6 килограмм. Это может быть гантелька или несколько увесистых книг. Придерживать все это руками и расслабиться, почувствовать груз, как он немножко продавливает брюшную стенку. Потом спокойно вдохнуть, опять короткими «с» и «ф» или легким покашливанием почувствовать, как наша брюшная стенка уплотняется и слегка подкидывает наш грузик.

На коротких выдохах-звуках легче поймать гипертрофированное ощущение опоры. Сделали, почувствовали, запомнили. Теперь наша задача - пролонгировать это ощущение, удержать его на длинных звуках.

Опять вдохнули - грузик поднялся. На выдохе - длинные «с», «ф», считалочки. Звук идет ровно, как будто сам по себе. Грузик удерживаем наверху.
Важно: во всех этих упражнениях напряжение должно быть достаточно легким. Не надо пытаться навалиться на это чувство, его нужно испытывать очень легко.
Не напрягаться!
Пение, особенно на начальном этапе, всегда связано с определенными тревогами и страхами. Человек начинает зажиматься, зажимать мышцы шеи, гортани, слишком кричать, что-то еще. Но воздуха нам нужно гораздо меньше, чем кажется при начальном знакомстве с пением. И концентрация на теле, на ощущении опоры, безусловно помогает нам.

Это отвлекающий фактор, который позволяет правильное, рабочее напряжение переносить на нижнюю часть тела и тем самым освобождать верх. Это необходимо, потому что аппарат и так находится в активной работе, он загружен. Там все очень сложно: связки маленькие, тонкие, их нужно очень аккуратно использовать в работе. И так же аккуратно использовать воздушный столб. Верхняя часть тела должна работать в очень экономном режиме. Любые лишние мышечные пережимы ведут к перегрузке в работе аппарата.

Расслабленность вокалиста, спокойная уверенность в момент работы - это самый основной и необходимый фактор. И мы должны всегда чувствовать стабильность именно в нижней части нашего тела. Это необходимо, чтобы не перегрузить аппарат.

Вообще любой вокальный тренинг в первую очередь нацелен на сохранность голоса. Лично для меня практическое понимание, как петь правильно - это некие правила безопасности. Без них, на мой взгляд, нельзя даже начинать петь.

Заключение

Часто можно встретить утверждения, что человечество очень долго не заморачивалось по поводу опоры, звука и дыхания, а больше занималось вокальными разработками. И прекрасно люди пели безо всякой теории. На мой личный взгляд, это происходило по простой причине: людям было доступно только межличностное общение. Человек приходил к преподавателю, и преподаватель с ним занимался. Происходило сразу практическое занятие, без введения в теорию. Но при этом дыханию все равно отводилась огромная роль при распределении звука. Просто занятия были индивидуальными и практическими, при непосредственном и полном контакте двоих людей. Все навыки по дыхательным техникам, по использованию той самой вокальной опоры, приходили к ученику достаточно незаметно для него в рамках урока.

А наше информационное поле сейчас огромно, оно расширено за счет Интернета, появилась возможность получать знания дистанционно. И это, с одной стороны, служит нам прекрасную службу. Раньше находили одного педагога - и был у нас только он. А теперь у нас может быть миллиард учителей.

Но с другой стороны, мы не в состоянии всю эту информацию пропустить через себя чисто физически. А уж тем более - понять, работает ли это на нас. Для того, чтобы уметь прислушиваться к своему организму, понять, правильное ты ощущение испытываешь или нет, тоже нужно иметь некий навык.

Тут нам и нужны конкретные объяснения, которые помогут не ошибиться в своих ощущениях и направить их в правильное русло в процессе самостоятельных занятий через Интернет. Поэтому статьи статьями, но живого урока с  преподавателем они все равно не заменят на все сто.

Ну что ж, друзья, думаю, что с базисом, нашим телом, мы точно разобрались. Еще один серьезный шаг - понять, как работать надстройкой, то есть нашим голосовым аппаратом. А потом - вперед и с песней!
На самом деле, не так страшен черт, как его малюют. Ставьте себе посильные задачи, двигайтесь шаг за шагом. И все получится. Не сомневайтесь.

Лениза Сайфулина - певица, преподаватель вокала и музыкальной звукорежиссуры.





© WAVEFORUM

Путь к уникальному звучанию
Онлайн курс | набор открыт
Синтез звука
Поделись своим опытом
Развивай свой личный бренд и делись опытом с заинтересованной аудиторией