ЛЮДИ ИЗ ИНДУСТРИИ

Профессия: звукорежиссер телевидения

Александр Мирошников
ЛЮДИ ИЗ ИНДУСТРИИ
Профессия: звукорежиссер телевидения
Александр Мирошников
«Эфир — это всегда командная работа, это всегда ответственность и желание сделать отлично, потому что другого шанса у тебя не будет»
Звукорежиссура — это не только музыка и кино. Это еще и телевидение — отдельный мир со своими законами. Мы поговорили со звукорежиссером АО «Первый канал: всемирная сеть» Александром Мирошниковым и узнали, каково это — быть звукорежиссером телевидения в студии и на прямых эфирах.

Об особенностях профессии, жестких дедлайнах и большой ответственности — читайте далее.
Подпись: Александр Мирошников. Закончил Санкт-Петербургский институт кино и телевидения СПбГИКиТ по профессии «Звукорежиссер кино и телевидения». Штатный звукорежиссер «Первый канал: всемирная сеть», работает со всеми каналами этой сети.
— Расскажи немного о своей работе. Что приходится делать, какие задачи выполнять?
Функции самые разнообразные. Я работаю с разными каналами Сети, поэтому приходится переключаться между контентом, делать совершенно разные программы для очень разного зрителя всех возрастов. Это могут быть музыкальные развлекательные молодежные программы, шоу, исторические, научные, образовательные передачи, программы для домохозяек, торжественные мероприятия. Я выполняю сведение, звуковое и музыкальное оформление, реставрацию архивных фонограмм и фильмов, подготовку и проведение прямых эфиров, запись артистов и дикторов.

В основном у ТВ звукорежиссера довольно узкий набор задач. Потому что программы одни и те же, график один и тот же, сетка вещания, как правило, одна и та же. Конечно, новые программы периодически появляются. Но в целом набор функций одинаков. И задача хорошего звукорежиссера — делать это все быстро и качественно.
— Какие принципиальные различия есть между звукорежиссером в кино и на телевидении?
Разница большая. Кино дает больше творческой свободы, больше возможностей в профессиональной реализации. Каждый фильм не похож на другой. Ты постоянно развиваешься. Разные концепции, разный контент, сценарии, разное звуковое решение. Всё разное. На телеке такого особо нет, потому что это в большинстве своем разговорный жанр.

В кино намного шире диапазон задач, поэтому задействовано, как правило, несколько звукорежиссеров, каждый со своей задачей. Один делает эффекты с фонами, саунд дизайн; второй готовит речевой премикс; третий пишет фоли, ADR, и потом их синхронизирует. И кто-то итогом это всё сводит. Производство идет параллельными потоками, и не обязательно в одном месте, городе или стране. А на телеке все здесь и сейчас. И быстро.

Я бы сравнил работу звукорежиссера в кино и на телевидении с бегом в разных дисциплинах. Кино — это марафон, тв — спринт. И то и то — бег, но воспитывает и развивает разные профессиональные качества.

На ТВ ты всегда в коротком тайминге, принимать решения и выдавать результат нужно регулярно и быстро (часто за часы, а то и за минуты до эфира). Звуковое производство имеет свойство находиться в конце производственной цепочки, часто на остаточное время, поэтому нужно уметь оптимизировать рабочий процесс для оперативного производства, обладать быстрой техникой работы в DAW, уметь использовать смарт-тулы и шорткаты, без них в такие моменты вообще никак.

Кино — это длинная дистанция, где ты можешь себе позволить «искать», откатываться, оставлять на потом, экспериментировать, изобретать, ломать и строить. Больше мелких деталей конструктора. Работа более скрупулезная, от этого и долгая.

И там и там свой кайф, поэтому я люблю переключаться между кино и тв, это держит в профессиональном тонусе. С кино я связь не теряю, и для кино работаю по сей день.
— А как насчет музыкальной звукорежиссуры? Какие отличия здесь?
Отличия между тв/кино и музыкальной звукорежиссурой существенные, и они обусловлены природами этих видов искусств.

В кино и тв задействовано 2 вида чувств человека: зрение и слух. Но визуальная составляющая первична. Звук дополняет картину, помогает нам лучше ощутить атмосферу событий, пропустить через себя то, что мы видим на экране, понять замысел режиссера. А музыке достаточно только слуха, она самодостаточна, это законченная форма. Она больше про чувства, эстетику. Поэтому отличаются законы сведения, виды и принципы обработки, техническая часть.

То, что ты можешь использовать в музыке, часто малоприменимо в кино/тв. В современной музыке много художественных эффектов, которые почти не используются в среднестатистическом кино, и тем более тв. Например, реверберация в кино и в музыке будет очень разной. В кино реверберация часто имеет иллюстративный характер: герой попал в определенное акустическое пространство, и наша задача — передать зрителю акустическое ощущение этого пространства. Если в кино мы используем ревербератор с настройками или импульсами реальных помещений, то в музыке в основном это абстрактное акустическое оформление с большой художественной подоплекой. То же самое и с динамическими обработками, с эквализацией, задержками и другими чисто художественными обработками, все это будет иметь свою отличительную эстетическую форму.

Но повторюсь, опять же относительно конкретной творческой задачи. Все границы условны. Это творческий процесс, при понимании цели и умелом использовании возможно всё и везде. Но специфика своя и там и там, конечно, есть. Это очень разные специализации звукорежиссера.
— Вернемся к кино и ТВ. Где работать легче, а где выгоднее?
Нигде не легче и не труднее, это просто разное. В кино интереснее в творческом плане. На ТВ свой «спорт». Это все субъективно. Если тебе нравится и в кайф, ты разбираешься в вопросе и тебе прикольно даже спотыкаться обо что-то новое и неизвестное, то тебе везде будет легко. Ну разве что на телеке нужно больше чисто физической выносливости. Приходится делать все очень быстро, часто много.

Многие не любят ТВ за перманентный дедлайн, однотипные задачи, стрессы и отсутствие нормального графика работы. Да, это не для всех. Но на мой взгляд всё это в большой степени зависит от тебя самого, от твоего профессионального потенциала, как ты выстроишь свой рабочий процесс. Если въедешь, что тут и как, то не так все страшно. Работа на ТВ на самом деле очень консолидирует и организовывает.

Но да, в кино выгоднее.))
— Расскажи о работе на прямых эфирах. Как это все обычно происходит?
Программы в прямом эфире бывают разные: студийные передачи или уличные массовые мероприятия, выступления разных артистов. С эфиром из студии, думаю, всё понятно. Звукорежиссер находится либо в АСБ (Аппаратно-студийный блок), либо в отдельной звукоаппаратной и принимает сигнал из студии и отдает в эфир.

Интереснее работа с ПТС. Когда приезжаешь на место, сначала смотришь, что за площадка. Смотришь схему расстановки камер, изучаешь мизансцену, выбираешь точки, где будут стоять микрофоны. Установка, потом чек. На больших мероприятиях, как правило, есть несколько прогонов, репетиций. На них все отрабатывается: как слышно, не мешает ли что-то в кадре. На включениях с разных открытых мест, площадей, стадионов бывает так, что ставишь микрофон, и звучит все зашибись. Но потом выясняется, что рядом с миком бегает стедикамщик или камера берет постоянно один план, где у тебя пушка стоит во всей красе. Для картинки это не очень хорошо. Поэтому изыскиваешь возможности, чтобы и эстетически было красиво для экрана, и в то же время чтобы звук не пострадал.

На мероприятиях всегда есть сценарий. Во время подготовки в него могут вноситься коррективы. На прогонах ты все это оттачиваешь. И если у тебя уже все отработано, то ты просто должен сделать это финальный раз на эфире. Тут уже нужно максимально собраться, сконцентрироваться. И все должны это сделать.

И кайф, когда все круто получилось. Когда заканчивается эфир, это, конечно, коллективная всеобщая радость! Что и ты молодец, и он молодец, и все молодцы, всё выдали без косяков.

Эфир — это всегда командная работа, это всегда ответственность и желание сделать отлично, потому что другого шанса у тебя не будет. И очень круто, когда тебя окружают профессионалы, потому что все друг друга понимают. И все понимают, что друг от друга зависят.
Автомобиль ПТС
— Расскажи подробнее о процессе, технологии, оборудовании.
На эфире я работаю в ПТС (Передвижная телевизионная станция). Это студия на базе грузового автомобиля, в нашем случае — раздвижная. В собранном состоянии фургон стандартных габаритов, но когда приезжает на точку, то раскладывается, и там целая студия внутри. Звукорежиссерская, режиссерская, инженерный отсек, монтажный. Есть еще технички, генераторы, все полностью автономно. Есть все для работы в любых погодных условиях и из любой точки.

Я принимаю сигналы с микрофонов, серверов, суммы фонограмм и микрофоны с FOH, провожу динамическую и частотную обработку. При эфире так же нужно выдерживать требуемый уровень вещания -23LUFS. И все это отдается на спутник.

Основной контроль ведется через мониторы, а дополнительный — через наушники, потому что на эфирах, в ПТС бывает шумно. Даже в звукорежиссерской, хотя это и отдельный отсек. Ты слушаешь команды режиссера, продюсера, все очень живо обсуждают, какая камера пошла, сюжет, артист, и т. д., поэтому наушники очень нужны.

Конкретно из оборудования, с которым приходится работать на прямых эфирах из ПТС, у нас консоль Studer Vista 5, контрольные мониторы Geneleс, микрофоны Sennheiser, наушники Sony MDR-7520. В студии Останкино это DAW ProTools, контроль Генелеки, микрофоны Neumann, AKG, Electro-Voice. Это основное, так конечно оборудования сильно больше.
«Если режиссёров кино знает почти любая домохозяйка, операторов — люди интересующиеся кино, то звукорежиссёров знают в лучшем случае другие звукорежиссёры»
— Какие особенности работы на прямом эфире? Что нужно предусмотреть, на что обращать особое внимание?
Основная отличительная особенность в том, что сведение происходит в реальном времени и твою работу в этот самый момент слышат зрители. Может даже миллионы. Поэтому важна концентрация и реакция: возможности откатиться и сделать заново нет. Что бы все прошло гладко в самый ответственный момент, проводится комплекс подготовительных мероприятий: подготовка оборудования, предварительные чеки, согласования разных нюансов между группами, прогоны, вносятся коррекции, проверяются резервные линии. Чтобы все батарейки были заряжены в аппаратах связи, в микрофонах. Чтобы всегда были запасные микрофоны и линии проброшены. Важно предварительно узнать, где будут ходить люди, кто где может задеть микрофоны, безопасно проложить коммутацию и так далее.

Так что сложности могут быть самые разнообразные: это и капризы погоды, капризы людей, капризы техники, изменения сценария на ходу и пр. И тут мне кажется, важно не что и как предусмотреть (все предусмотреть невозможно), а важнее знать, что делать, когда что-то пошло не так. И чтобы в команде каждый знал, что ему делать при «пожаре». Тогда форс-мажоры пройдут незаметно для зрителя.
— А какие опасные, острые моменты бывают на эфире? Факапы?
Все факапы должны пресекаться на подготовительном периоде. На прогонах и репетициях. Факапов в эфире быть не должно.

И даже если они случаются, то они не должны быть заметны зрителю. И тебе нужно сделать какие-то выводы на будущее. В этом фишка всей работы: ты все подготавливаешь так, что какая бы хрень ни произошла, у тебя есть резервные каналы, резервные микрофоны, резервное питание. Резервных линий всегда кинуто несколько. Если где-то что-то отрубится, ты перейдешь на резерв.

Ты понимаешь, что от твоих движений здесь зависит звук, который услышит вся страна. Ты всегда на реакции. Вообще все люди сидят на эфире на «низком старте». Для профессионалов это нормальный режим. Случиться может все, что угодно, и ты должен быть к этому готов. Расстояния большие, и бывает, пропадает радиосигнал. Бывают помехи, погода барахлит, люди и техника косячат. Все, что угодно. Естественно, все на эмоциях. Это очень живой процесс, как целая спецоперация. И в этом есть особый кайф.

Тут очень нужны знания и опыт. Причем знания даже первичны, потому что если есть знания — опыт не заставит себя ждать. И самое главное, на мой взгляд — это команда, люди, с которыми ты работаешь. На большом мероприятии команда может насчитывать несколько десятков человек. И все должны друг друга понимать. Каждый должен понимать, чем он должен заниматься. Тогда будет все хорошо. И факапов не будет.
— Есть ли в твоей профессии громкие имена, на кого ориентироваться? Звёздные звукорежиссеры телевидения?
Звукорежиссер в принципе достаточно теневая фигура. А на телевидении так вообще. Титры-то не всегда есть у программ. Если режиссёров кино знает почти любая домохозяйка, операторов — люди интересующиеся кино, то звукорежиссёров знают в лучшем случае другие звукорежиссёры.)) Про нас вообще же никто не знает, такая специфика профессии.

Так что про звукорежиссёров тв вообще не скажу, но по звуку мне нравится, как звучат программы BBC, Discovery.
— Путь развития: куда и как можно расти, каких высот добиться? О чем мечтаешь сам?
Развиваться профессионально на ТВ можно. Брать все более крутые и именитые проекты. Мне лично интересно продолжать развиваться именно в эфирном направлении. Делать еще более крупные мероприятия. Каких-то конкретных высот себе не ставлю, но было бы интересно поработать на мероприятиях уровня Олимпиады.

Многое зависит от квалификации человека. Важно делать свою работу хорошо, чтобы и самому нравилось, и людям. Тогда любое дело в кайф.

Александр Мирошников, звукорежиссер кино и телевидения


Вопросы задавала Елена Ракша.


© WAVEFORUM

Поделись своим опытом
Развивай свой личный бренд и делись опытом с заинтересованной аудиторией