ПРАВО

Консультация юриста: ответы на ваши вопросы

Юлия Пономарёва
ПРАВО
Консультация юриста: ответы на ваши вопросы
Юлия Пономарёва
Почему быть подписанным на наши соцсети так полезно? Например, потому что наши подписчики могут напрямую задавать вопросы экспертам и получать на них ответы — анонимно и абсолютно бесплатно.

В этой статье Юлия Пономарёва (юрист, кандидат юридических наук) разбирает реальные вопросы наших подписчиков по авторскому праву. Обязательно прочитайте этот материал, ведь предупрежден — значит, вооружен!

Юлия Пономарёва - юрист, кандидат юридических наук
— Автором и исполнителем подписан договор с сессионными музыкантами о передаче смежных прав на запись фонограммы. То же — со студией звукозаписи. Но договор с бэк-вокалистом подписать не удалось. Могут ли возникнуть проблемы при передаче фонограммы для использования в фильме?
Здесь нужно смотреть, с какой стороны могут возникнуть проблемы. А стороны две: создатели фильма, с которым заключается договор и сам бэк-вокалист.

С создателями фильма закрыть вопрос не так сложно: вы можете прописать в тексте договора положения, которые гарантируют чистоту прав и что в случае возникновения претензий в отношении фонограммы со стороны третьих лиц вы обязуетесь самостоятельно их решить. А в случае невозможности решения, компенсировать размер ущерба или присужденного третьим лицам размера компенсации.

С бэк-вокалистом будет сложнее. Постарайтесь подписать договор. Если это не получится, то можно защищаться с помощью норм статьи 1314 ГК РФ:
«Смежные права на совместное исполнение осуществляются руководителем коллектива исполнителей, а при его отсутствии — членами коллектива исполнителей совместно, если соглашением между ними не предусмотрено иное. Если совместное исполнение образует неразрывное целое, ни один из членов коллектива исполнителей не вправе без достаточных оснований запретить его использование».
То есть, формально у вас есть права использовать это произведение. Однако я бы советовала собрать, пока возможно, все доказательства наличия между вами и бэком договоренностей о том, что вы делаете и зачем. Особенно важно сохранить доказательства оплаты бэк-вокалисту, если вы платили. Потому что эта норма хоть и защитит вас от претензий по незаконности использования, но рисков того, что с вас будут требовать деньги за такое использование, не снимет.
— Хочу написать авторский трек, взяв главную мелодию с трека Tony Igy — Astronomia. Что для этого мне нужно сделать? Пробовал писать автору трека — ответа нет.
Вам нужно найти правообладателя. Очень часто автор или исполнитель не является правообладателем. Гораздо эффективнее написать письмо в лейбл. Там обычно работа с обращениями поставлена на поток и шанс получить ответ гораздо выше.

Вам нужно получить лицензию на использование музыки путем переработки (именно музыки, а не слов, исполнения или фонограммы), если вы непосредственно все исполните сами. Тут важно разобраться с тем, что конкретно будет использоваться.

Если ни до кого не удается достучаться, то все зависит от того, как вы собираетесь использовать созданный трек. Если хотите записать для себя и разместить где-то в соцсети, то там самый вероятный риск — блокировка трека.
Если же вы хотите его продавать или предоставлять права на его использование где-то в фильмах, шоу и т. д., то тут риски претензий со стороны правообладателя значительно возрастают. В этом случае гораздо вероятнее, что к использовавшему лицу могут прийти с иском или с претензией о выплате серьезной компенсации.
Лучше без разрешения правообладателя не рисковать выпускать трек.

Есть ещё два варианта условного «обхода» норм:
Вы делаете пародию на сам трек (но тут очень сложно понять, как вписаться в абстрактные рамки юмора).
Вы меняете мелодию настолько сильно, что она лишь отдаленно напоминает оригинал.
Проблема этих вариантов в том, что если дело дойдет до суда, то судиться будет долго и дорого. Очень дорого.
— Если артист хочет сохранить свою анонимность, как на документальном уровне закрепить это желание? Известны случаи, когда личность артистов не была раскрыта, но как они работали с представителями индустрии?
Есть в Гражданском кодексе право на псевдоним. В договоре можно прописать соответствующие ограничения на раскрытие настоящего имени артиста. Но проблема такого решения в том, что по факту в документах, в договорах будут фигурировать настоящие имя и фамилия артиста (поскольку его нужно идентифицировать в соответствии с установленным порядком, чтобы заключить договор). И этот договор пройдет через тысячи рук сотрудников в компании. Достаточно сложно будет уследить, чтобы информация не была разглашена сотрудниками. По крайней мере, придется очень много потратить денег и времени для создания необходимой системы безопасности информации.

Второй вариант — это работа через агента. Я никогда не работала с анонимными артистами, но предполагаю, что, скорее всего, именно эта схема использовалась в отношениях с лейблами. По агентскому или услуговому договору в отношениях с лейблами будет фигурировать агент, и информация именно о нем будет раскрываться во всех документах. А настоящее имя артиста будет фигурировать только в одном договоре — договоре с агентом. Круг людей, которые могут увидеть этот договор, будет значительно уже, чем в первой схеме, что позволит обеспечить анонимность.
— Я пишу слова, товарищ — музыку, а исполняет артист (третье лицо). Отношения не оформлены. Артист нам не платит (работаем на перспективу). Выпускаться все будет через лейбл. Как оставить авторство за собой, чтобы в случае успеха все трое получали вознаграждение?
Здесь возможны несколько решений, в зависимости о того, как работает лейбл.
1
Самый простой вариант. Заключить лицензионный договор с артистом с правом сублицензирования на Х лет, по которому Артист выплачивает вознаграждение Лицензиарам (тем, кто дал лицензию — то есть, вам) в размере Х% от полученного вознаграждения за использование прав. В этом случае лучше всего предусмотреть отчетность, которую артист должен будет предоставлять раз в 3/6/12 месяцев.
2
Заключить лицензионный договор с лейблом на предоставление прав. С удобными вам условиями по выплате вознаграждения.
3
Проблема бывает иногда в том, что лейбл хочет себе получить полностью исключительные права. Это крайний вариант с двумя вариантами развития событий:

а) заключить договор на отчуждение с лейблом или с артистом с крупной суммой вознаграждения.

б) заключить договор на отчуждение с лейблом или артистом на нестандартных условиях: артист или лейбл обязуются выплачивать вознаграждение в размере Х% от доходов от использования произведения в течение Х лет. К сожалению, лейбл может быть просто не готов на это пойти.
— Возможно ли как-то «запатентовать» образ (внешний вид, особенности стиля и пр.) артиста, чтобы другие артисты не могли его использовать?
Непростой вопрос, на который сложно ответить сжато. Один из примеров реализации права на образ — Верка Сердючка (образ артиста использовался в рекламе кваса). Тут можно пользоваться статьями о защите права на имя и псевдоним. Есть также примеры, где в договоре имидж артиста подробно описывается, а при расторжении договора с лейблом артист утрачивает право на использование имиджа.

Более подробно об этом напишем отдельно в следующей статье. Оставайтесь с нами и не забудьте подписаться на наши соцсети!

Автор: Юлия Пономарёва - юрист, кандидат юридических наук


Юлия во Вконтакте


© WAVEFORUM

Поделись своим опытом
Развивай свой личный бренд и делись опытом с заинтересованной аудиторией
Поделиться своим опытом
E-mail
ФИО
Специальность
Немного о себе (опыт работы, проекты, кейсы)
На какие темы вы хотели бы писать, какой пользой можете поделиться с аудиторией WaveForum?
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности