Синтез звука. Часть 4. Синтезируем классический электронный бас
Андрей Девятых
синтез звука
Синтез звука. Часть 4. Синтезируем классический электронный бас
Андрей Девятых
Для создания басовых звуков лучше всего подходят монофонические аддитивно-субаттрактивные синтезаторы. Практиковаться мы будем на синтезаторе TC Electronic Powercore 01. Это программный VST-синтезатор, моделирующий легендарный Roland SH-101.
Roland SH-101
К слову говоря, современный синтезатор Arturia Minibrute имеет схожую (но несколько улучшенную) с SH-101 архитектуру. Счастливые обладатели этого замечательного инструмента могут попробовать повторить звук из статьи на своём синтезаторе.
Синтезатор Arturia Minibrute
Шаг 0: Подготовка
В начальном состоянии все ручки стоят в «нулевом» положении и синтезатор не издаёт никаких звуков. Полностью «откроем» фильтр (ручка FRQ, аналог ручки CUTOFF), чтобы он никак не воздействовал на звук. Уровень резонанса фильтра (ручка RES) должен быть нулевым.
Шаг 1: Настроим огибающую амплитуды
У басового звука нулевая атака, быстрый спад и полностью отсутствует затухание. Поэтому на ADSR-генераторе установим небольшой уровень спада (A = Attack = атака, D = Decay = спад, S = Sustain = удержание, R = Release = затухание).
Шаг 2: Выберем форму волны
SH-101 имеет генераторы прямоугольной и пилообразной волн, один саб-осциллятор и генератор шума. Начнём с того, что добавим на микшере прямоугольную форму волны и послушаем. Звучит интересно, но больше похоже на Pluck.
Шаг 3: Подмешаем дополнительную форму волны
Чтобы сделать звук более насыщенным гармониками, подмешаем к прямоугольной волне пилу. Послушаем, что получилось. Звук стал более плотным, но всё еще далёк от того, что нам нужно.
Шаг 4: Подмешаем сигнал с саб-осциллятора
Саб-осциллятор (ручки SUB-OSC) генерирует ту же форму волны, что и основной (прямоугольный импульс), но на одну или несколько октав ниже. Подмешаем сигнал с саб-осциллятора чтобы сделать звук более «басовым».
Шаг 5: Сделаем звук более низким и добавим модуляции
Чтобы сделать звук еще более басовым понизим его регистр с помощью ручки Range, а также добавим модуляцию ширины прямоугольного импульса (PWM = Pulse Width Modulation) от генератора огибающей (ENV). Ширина прямоугольного импульса начнёт меняться во времени, и это сделает звук еще более насыщенным гармониками.
Шаг 5: Сделаем звук более низким и добавим модуляции
Чтобы сделать звук еще более басовым понизим его регистр с помощью ручки Range, а также добавим модуляцию ширины прямоугольного импульса (PWM = Pulse Width Modulation) от генератора огибающей (ENV). Ширина прямоугольного импульса начнёт меняться во времени, и это сделает звук еще более насыщенным гармониками.
Шаг 6: Настроим фильтр
Звук электронного баса должен немного «квакать». Чтобы добиться этого эффекта срежем верхние частоты фильтром (ручка FRQ), добавим резонанса (ручка RES) и воздействие огибающей на частоту среза фильтра (ручка ENV). У SH-101 только один генератор огибающей — и для амплитуды, и для фильтра. Ручка ENV позволяет указать степень воздействия огибающей на частоту среза фильтра. Послушаем результат.
Шаг 7: Добавим key-following
Функция Key-following позволяет воздействовать на частоту среза фильтра в зависимости от воспроизводимой ноты. Чем выше нота — тем больше фильтр «открывается». Это делает звук более интересным и разнообразным, однако многие почему-то пренебрегают этой возможностью.
Шаг 8: Сделаем бас более «жирным»
Чтобы сделать звук более «жирным» немного увеличим время спада на генераторе огибающей и отправим сигнал во встроенный диссоршен (к слову, это один из наиболее универсальных способов сделать «жирный» бас). За диссоршен отвечает ручка DRIVE.
Украшательства
Теперь прогоним полученный звук через дилей и получим классический аналоговый бас, вполне пригодный для использования.
Приведённый пример демонстрирует лишь основные приёмы синтеза с использованием очень простого синтезатора (поверьте мне, осваивать синтез лучше всего начиная с самых простых инструментов): смешивание простых форм волны, настройка огибающей амплитуды и фильтра.
Если вам интересно получение каких-либо звуков на примере использования конкретных инструментов — пишите об этом в комментариях и мы обязательно сделаем это в следующих статьях.