ЗВУКОРЕЖИССУРА

Как автору песни подготовиться к сведению трека в студии?

Отвечают профессионалы
ЗВУКОРЕЖИССУРА
Как автору песни подготовиться к сведению трека в студии?
Отвечают профессионалы
ВОПРОС: «Как автору песни, который сделал демо (которое, понятно, сведено отвратительно, но зато сохранена изначальная задумка) подготовиться к сессии по сведению в студии? Что должно быть на входе, чтобы облегчить задачу коллегам?»
Отвечают профессионалы индустрии и практикующие звукорежиссеры:
1. Знать, о чем песня и чего хочется добиться по звучанию;
2. Избавиться от ненужных партий;
3. Подписать все дорожки, желательно пронумеровать;
4. Оставить художественные/темброобразующие эффекты;
5. Полезно подписать папку названием песни, тональностью и темпом;
6. Если есть референсы, лучше сказать о них сразу;
7. Wav файлы в вашем рабочем семплрейте.
  1. Мультитрек от нулевой точки без динамической обработки дорожек;
  2. Мультитрек от нулевой точки без каких-либо эффектов на дорожках вообще;
  3. 2-3 референтных трека;
  4. Чёткое понимание, что хочется получить на выходе;
  5. Дорожки подписать нормально, а не «1, 2, колян, припев».
Matthew:
Я бы к сказанному еще добавил для тех, кто, как и мы, записывает все инструменты на своем оборудовании дома, а затем уже отправляет мультитрек на сведение:

1. Самостоятельно тюнить вокал. Особенно, сложные партии с большим количеством нот. Автору проще понять, где он криво спел, а где была задумка.
2. Перед отправкой проверять гитары и тюнить / переписывать их.
3. Внимательно проверять, как прописаны midi-инструменты. Мы однажды не заметили, что случайно на полтона выше расположили ноту, и закопипастили этот момент. В каше с другими инструментами мы этого даже не слышали, пока случайно не послушали синт в соло.
1. После демо — к продюсеру, а не на сведение.
2. Подготовиться: репетировать, придумать партии, выучить (!) материал, свежие струны/пластики/расходники и хорошее настроение.
3. ДОВЕРЯТЬ специалисту и не тратить время и энергию на споры.
4. Тейки отобрать по личной симпатии, но оставить материал на выбор.
Не спамить 10000+ тейками — они вряд ли помогут, если все «на троечку». Отберите лучшее сами, чтобы потом не дергать с правками.
5. Подписывать дорожки по смыслу:
05_Hh_chorus, например, или MV_verse, хотя и на русском можно.
6. Шины и эффекты — отдельными дорожками и/или прислать и dry и wet сигналы.
7. Написать о звуках, в которых вы не уверены и готовы к изменениям (чаще всего это бочка, малый/рабочий барабан, саббас).
8. Заранее оговорить «глубину» воздействия. Буквально сказать: «Мне все нравится, сделайте чистенько», или «Я ваще ненавижу этот трек уже, делай что угодно по вкусу».
9. 2-3 референса из серии «Вот с этими треками мой в одном плейлисте должен хорошо слушаться», а не «Сделай такой же ревер 1-в-1».
10. Авторский премикс / общее демо с тем же таймингом в вав.
11. Темп и тональность трека
12. Сразу же обговорить сроки сдачи.
Для начала наводим порядок в demo проекте, ибо в полете творческой мысли зачастую даже дорожки названы не пойми как.

1. Называем треки на латинице (зачастую при экспорте с MAC на PC можно получить каракули из-за несоотвествия системных шрифтов) по типу snare, lead vox, bass, pad и т.д.

2. Вычищаем все ненужное, оставляем только нужное и аккуратно монтируем все, чтобы гитары к гитарам, синты к синтам, басы к басам и т.д., чтобы не было в разнобой: одна нота здесь, другой аккорд на другой дорожке. Обратите внимание на контроллеры CC (если пользуетесь в проекте) - иной раз при склейке миди партии может что-то сброситься и звучать уже не так, как задумывалось. Внимательно слушайте, что будете отдавать другим людям.

3. Делаем миксдаун проекта "as it is", т.е. это и будет ваше demo, с вашими идеями, примерным звучанием. Формат по желанию, WAVE/mp3.

4. Делаем экспорт по дорожкам, с одного временного отсчета, чтоб все дорожки начинались с одинаковой точки. Формат - как в проекте. Не нужно специально "пересчитывать", если у вас 96-32 в 44-16 - инженер сведения сам разберется - главное укажите в названии папки c мультитреком разрядность и битность, а так же не забудьте указать темп композиции (eg.: MySong MULTITRACK 44-24 128 bpm). Все это очень сильно облегчает задачу людям, кто будет работать дальше. :) Если есть авторская агогика (изменение темпа), то будет отлично, если отдельно экспортируете темпо-трек - многие DAW позволяют это сделать.

5. Все треки экспортируются в формате WAVE с хэдрумом (запасом по уровню) желательно не больше -6 dbfs, с выключенными обработками (в том числе и панорамой) на инсертах каналов и на мастер шине. Если есть какая-то специфическая темброобразующая обработка, сохраняем две копии: одна с обработкой (к названии добавляем WET), другая без обработки (+ DRY). Названия все так же на латинице. Желательно моно дорожки экспортировать в моно, а стерео - в стерео. Так и место сэкономите, и нервы инженера сведения.)

6. Отдельно сделайте экспорт проекта в MIDI и скопируйте в папку с мультитреком, чтобы те, кто будет доруливать ваш проект, имели возможность заменить какие-то тембры или уточнить партии элементов звукоряда, имея на руках миди-партии. Если далее люди будут работать в той же DAW, что и вы, поинтересуйтесь, может им можно будет просто отдать свой demo проект.

7. Отдельно укажите референсы (примеры песен), звучание которых вам нравится. Очень полезная штука - написание ТЗ (техзадания) с подробным указанием того, что и в каком месте вы хотите услышать. Не поленитесь и распишите максимально подробно. Демка демкой, но обычно среди звукорежиссеров или аранжировщиков телепатов нет, и мысли читать они не умеют. )) Чем подробнее и доступнее объясните, тем точнее получите задуманное. И главное, обезопасите себя, если вдруг третья сторона включит заднюю и скажет, что мол об этом не было речи. А у вас «все ходы уже записаны». :)

8. Если есть текст, ноты/партитуры - также прикладывайте к архиву. Все это максимально может упростить последующую работу.

9. Собираете все в отдельной папке (demo, мультитрек, ТЗ, MIDI и прочий нужный стафф) и запаковываете в архив. Его выкладываете на шустрый файлообменник или облако, ссылку соответственно кидаете людям, кто будет заниматься вашей песней.

И еще, не забудь обговорить сроки (спасибо КЭП!))) и авторские обязательства, если вдруг кто-то что-то будет дописывать и изменять в вашем проекте (имеется ввиду музыкально-творческая часть). Очень часто данный вопрос остается без внимания, а особо ушлые люди (позорящие честное имя аранжировщиков и звукорежиссеров) могут воспользоваться моментом и далеко не вашу пользу.
Если у вас нет демо-проекта, то для аранжировщика будет достаточно хорошей «кустарной» записи, например под гитару или фоно (но никто не будет против если вы запишите где-то на студии). ))

Главное, чтобы было все внятно и понятно. Желательно сделать запись под метроном (если темп фиксированный).

Отдельно может пригодится чистый голос, без аккомпанемента. Этот момент тоже предусмотрите. А далее все начиная с п.7 выше :)
sawoni.official:
Обычно мне присылают демо и дорожки. Потом артист приезжает на студию, мы делаем редакцию трека: ровняем, что надо, вместе тюним вокал, м.б. заменяем где-то сэмплы, но самое главное - знакомимся. Затем, уже один, я делаю сведение. Обычно это очень скучное и непонятное для исполнителя действо, но если он хочет присутствовать, то я буду только "за", чтобы он был со мной на этом этапе.

Далее мы переходим к правкам, исполнитель приезжает (обязательно это делать не в тот же день, когда мы делали правки и/или же сводили... Да и в один день всё сделать чаще всего невозможно), мы всё слушаем на мониторах, различных колонках, в любимых наушниках исполнителя этот трек, сравниваем с референсами, и, собственно, доделываем всё до окончательного звучания.

Чаще всего такой подход очень выматывает начинающих исполнителей, многие на каком-либо из этапов просто сдаются и говорят: «Делай, как хочешь, тебе виднее, а я ничего не понимаю». Но на моём (пускай небольшом, но опыте), я видел много раз, когда исполнитель, тесно не присутствовавший на сведении, получал на выходе не то, что он хочет, но ни разу не встречал такой ситуации, когда исполнитель, с которым мы вместе сидели и делали трек, оставался хоть как-то недоволен работой.
Будем реалистами. Очень часто демо нуждается в доработках: аранжировочных, композиционных, саунддизайнерских. Когда мне присылают демо и референсы, я показываю наброски того, что можно изменить, рассказываю, как можно более полно раскрыть трек. Если есть мультитрек - провожу ревизию: что-то может пойти в финальный продакшн, а что-то лучше переписать и переделать. Это не жёсткие условия, все обсуждается с артистом.

Когда мультитрек готов - начинается сведение. Это чисто технический процесс, с небольшой долей творчества, обычно делаю это без артиста, т.к. ему будет непонятно и он быстро устанет и перестанет понимать. А мне нужны свежие уши, способные оценить, насколько мы приблизились к задумке артиста, и оценить это может, по большому счету, только он. После сведения выкатывается бета-версия микса и начинаются правки: спецэффекты, баланс, пространства. Если все делать продуманно и правильно, то результат будет отличным.

Если говорить с позиции, что готово не демо, а чистовой мультитрек, то нужно подготовить лист пожеланий звукорежиссеру и набор из 2-3 референсов общего звучания и опциональных референсов по каким-то аспектам (звук гитар из такой-то песни, реверберация из другой, эффект из третьей). К самому сведению артисту готовиться не нужно.)
grishinartyom:
Самое главное действие, на мой взгляд — это построение диалога между музыкантом и звукорежиссером. Музыкант должен как на приёме у психолога: говорить только правду, чтобы звукорежиссер с максимальной точностью понял, чего от него хотят. Хорошо бы, если музыкант был реалистом и понимал, что если у него Демо запись, записанная дома в шкафу, исполнение хромает и инструменты так себе, то у такой записи мало шансов попасть в категорию хороших продуктов.

Даже если музыкант не умеет скидывать дорожки от нулевой позиции или переименовывать треки, если будет качественный и позитивный диалог, то мне кажется и звукорежиссеру не составит проблемы помочь музыканту больше, чем сделать одно лишь сведение. Общение - залог успеха, как я считаю.
Нужно акцентировать внимание на том, чтобы последующие все инженеры, творцы и прочие обязательно следовали этому демо. То есть делали его лучше, предлагали разные версии. Но демо должно быть основой, и версии должны быть под демо.

Все, что нужно сделать автору — это приложить демо и скинуть проект с теми авторскими обработками, которые создают звук этого демо (и можно еще без этих обработок версию). Всё.
Поделись своим опытом
Развивай свой личный бренд и делись опытом с заинтересованной аудиторией