МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Как получить хороший гитарный звук

Рецепт от Ивана Скачкова
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
Как получить хороший гитарный звук
Рецепт от Ивана Скачкова
Точность попадания в ноты — самый первый навык,
который должен приобрести музыкант.
В этой статье Иван Скачков (звукорежиссер, мастер по изготовлению гитар и гитарист) откроет секрет получения хорошего гитарного звука вне зависимости от используемой обработки.
Более того, если этому рецепту не следовать, то звучание не спасет ничто, и даже дорогой бутиковый ламповый усилитель будет звучать хуже самого отвратительного цифрового эмулятора.

Речь пойдет о точности интонирования гитары

Точность попадания в ноты — самый первый навык, который должен приобрести музыкант. И если монофоническую соло-партию можно как-то поправить питч-коррекцией, то нестройные аккорды будут «торчать» из микса благодаря внутреннему диссонансу. И уложить их не получится никаким способом.

Когда говорят: «Звук - в руках», имеют в виду не только тонкое чувство музыки условным Джо Бонамассой и интуитивно безупречное звукоизвлечение идеальных с точки зрения музыкального контекста фраз, но и обычное попадание в ноты.

Кто-то может возразить, что гитара - темперированный инструмент, и если она настроена, то нужно просто ткнуть пальцем в нужный лад. Но это не так.

Лады гитары обеспечивают точное попадание в ноты только при условии точной настройки инструмента и точного звукоизвлечения.

Вот про эти аспекты мы и поговорим.
Иван Скачков

Я не буду говорить о необходимости настраивать гитару перед каким-либо важным мероприятием (перед студией или выступлением), так как считаю, что гитара должна быть настроена всегда!

Это тренирует слух и приучает к правильному звукоизвлечению.

И под настройкой я имею ввиду не только натяжение струн, дающее чистые тона в открытых позициях, но и максимально чистые тоны во всех позициях на инструменте, а также стабильность строя в процессе игры.
На строй влияют два фактора: длина струны и ее натяжение.
Прижимая струну к ладу, вы сокращаете ее длину, повышая ноту, и немного натягиваете, так как струна преодолевает расстояние до ладового порожка. Чем выше струна над ладом, тем  сильнее натяжение и тем выше звучит извлекаемая нота.

Высота струн над грифом должна быть такой, чтобы при звучании не было биений об лады (небольшой звон в момент атаки допустим), и при этом не требовалось затрачивать больших усилий на прижатие струн к грифу.

Гриф имеет небольшой прогиб в середине - как раз для того, чтобы струны не звенели, ударяясь о лады. Прогиб настраивается регулировкой анкерного стержня, который компенсирует натяжение струн.

При этом, расстояние от струн до порожков должно равномерно увеличиваться от первого к последнему ладу. В этом случае будет возможно компенсировать дополнительное натяжение, возникающее от прижатия струны к ладу. Компенсируется это увеличением длины струны при помощи регулировки седел на бридже. Этот процесс называется настройкой мензуры.

Подстройка мензуры требуется при смене калибра струн, изменении высоты струн над грифом, после регулировки прогиба грифа.
Качество верхнего порожка тоже влияет на строй и стабильность.
Излишняя высота порожка влечёт за собой большее натяжение на 1-2 ладах, что нельзя компенсировать мензурой. Большой коэффициент трения приводит к «застреванию» струны и изменению строя после таких приемов, как бэнд (bend) и вибрато.

На большинстве серийных недорогих гитар эти пороги изготовлены из обычного пластика. Рекомендую сразу заменить их на графито-фторопластовые порожки TUSQ или Nubone. Данную операцию лучше провести у квалифицированного мастера.

Но хорошо настроенная гитара - это только половина ответа.
Вторая (и, пожалуй, более важная) - техника исполнения.

Точность интонирования на настроенном инструменте зависит от техники гитариста.
Если приложить слишком большое усилие пальцев левой руки к струне при взятии ноты, то струна будет «пережата», что приведет к завышению тона.

Другой ошибкой является смещение струны вдоль лада, что-то вроде «микробенда» при взятии, что тоже завышает ноту.

Третьей распространенной ошибкой является чрезмерная атака тяжелых струн с обмоткой (5, 6, 7, 8, струны баса). Увеличенная амплитуда колебаний дополнительно натягивает струну и завышает тон. При исполнении приема palm mute , излишнее давление на струны ребром ладони правой руки натягивает струны. Проблема еще сильнее усугубляется на гитарах с плавающими тремоло-системами.

Точное интонирование в любой позиции, при любых применяемых приемах игры - это база техники игры!

Если вас не устраивает ваш гитарный звук, можно поискать ответ, опираясь на эту статью. Настроить инструмент, может, отнести его мастеру. Проанализировать свою игру, то, как вы извлекаете звук: не пережимаете ли струны, не атакуете ли слишком сильно. Возможно, после такого анализа вы узнаете много нового!


И еще раз: старайтесь настраивать гитару на слух по звучанию интервалов и аккордов. Это сильно «прокачивает» слух.
А тренированный слух — ключ к качественному звуку!

Иван Скачков - звукорежиссер, мастер по изготовлению гитар и гитарист


Страница в Инстаграм



© WAVEFORUM

Поделись своим опытом
Развивай свой личный бренд и делись опытом с заинтересованной аудиторией