ЗВУКОРЕЖИССУРА

Две основные проблемы демо-треков (и как их решить)

_lesny mixing & production
ЗВУКОРЕЖИССУРА
Две основные проблемы демо-треков (и как их решить)
_lesny mixing & production
«Воспринимая сведение как командную работу, мы делаем лучше всем»
Важностью демо-треков не стоит пренебрегать.
В конечном счете это тот результат, к которому пришли артист и его команда в результате их совместной творческой работы. На этом этапе придумываются основные идеи обработок трека, а артист и его продюсер задают желаемый вектор звучания.

Некоторые артисты сидят неделями, чтобы их треки «работали» как надо, а настроение правильно доносилось до слушателя. Поэтому задача звукорежиссера — погрузиться в трек, скрыть недостатки демо и подчеркнуть все его достоинства.

В этой статье звукорежиссёры Павел Подлесный и Антон Подлесный (_lesny mixing & production) расскажут о двух основных проблемах демо-треков и способах эти проблемы решить.
Павел Подлесный и Антон Подлесный

Проблема «громкой демки»

Часто демо-версии треков, которые мы получаем от артистов, звучат очень громко и пережато (-5, -6 LUFS). Это приводит к тому, что сравнивая сведенную версию с первоначальной, артист может удивиться, почему сведенная и отмастеренная версия звучит тише, чем его первоначальная демка.

У пережатой версии, безусловно, есть свои плюсы:

Она громкая
Искажения, возникающие при чрезмерном клиппинге, могут звучать интересно, делая трек более энергичным и хрустящим.
При сильном лимитировании возникает эффект пампинга, который иногда звучит как сайдчейн (бочка с басом выходят на первый план, отодвигая другие инструменты).

Однако также у нее есть множество минусов:

При сильном лимитировании стереокартина неконтролируемо изменяется и становится у́же в моменты наибольших пиков. Ширина стерео сильно влияет на восприятие громкости трека, поэтому при ее сужении трек кажется тише.
При чрезмерном клиппинге искажения, которые кажутся приятными на мониторах, могут непрогнозируемо плохо звучать на других устройствах и в lossy-форматах. Особенно это слышно на устройствах без низа — смартфонах и дешевой акустике.
Пытаясь исправить плохой баланс инструментов, лимитер постоянно находится в работе, подавляя «нужные» треку пики. К ним относятся атаки барабанов и других динамичных инструментов. Трек без транзиентов превращается в «кашу».
Поэтому при сведении мы ставим задачу сохранить плюсы пережатой версии, избавившись от ее минусов.

Это требует более хитрых подходов:

1
Хруст на кик можно подмешать отдельным сэмплом. Это даст нужное ощущение без потери транзиентов.
2
Эффекта пампинга можно достичь правильным сайдчейном определенных инструментов.
3
Громкости можно достичь более классическими способами: хорошим балансом инструментов, контролем пиков на группах и проработкой стереокартины.
Это позволяет сохранить характер демки, не жертвуя прозрачностью и шириной звука.

Проблема «потерянного эффекта»

Повторять звучание эффектов, над которыми артист сидел часами (или даже днями) — часто неблагодарное и бессмысленное дело. В конечном счете это никому не нужно. Поэтому нет ничего постыдного в том, чтобы запрашивать у артиста файлы с обработанными дорожками или скриншоты с пресетами.

Задача звукорежиссера тут упрощена: достаточно проконтролировать динамику и баланс частот. Пресеты, полученные от артиста, всегда можно подкрутить и получить желаемый результат.

Заключение

Таким образом, воспринимая сведение как командную работу, мы делаем лучше всем:

1. C уважением относимся к идеям и труду других людей, участвующих в производстве песни.

2. Ориентируясь на демо, приближаемся к звуку, который с большой вероятностью устроит и нас, и артиста.

Авторы: Павел Подлесный, Антон Подлесный (_lesny mixing & production)


Инстаграм

Вконтакте

Телеграм-канал


© WAVEFORUM

Поделись своим опытом
Развивай свой личный бренд и делись опытом с заинтересованной аудиторией
Поделиться своим опытом
E-mail
ФИО
Специальность
Немного о себе (опыт работы, проекты, кейсы)
На какие темы вы хотели бы писать, какой пользой можете поделиться с аудиторией WaveForum?
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности