ЗВУКОРЕЖИССУРА

Две основные проблемы демо-треков (и как их решить)

Podlesny Twins

ЗВУКОРЕЖИССУРА
Две основные проблемы демо-треков (и как их решить)

Podlesny Twins

«Воспринимая сведение как командную работу, мы делаем лучше всем»
Важностью демо-треков не стоит пренебрегать.
В конечном счете это тот результат, к которому пришли артист и его команда в результате их совместной творческой работы. На этом этапе придумываются основные идеи обработок трека, а артист и его продюсер задают желаемый вектор звучания.

Некоторые артисты сидят неделями, чтобы их треки «работали» как надо, а настроение правильно доносилось до слушателя. Поэтому задача звукорежиссера — погрузиться в трек, скрыть недостатки демо и подчеркнуть все его достоинства.

В этой статье звукорежиссёры Павел Подлесный и Антон Подлесный (Podlesny Twins) расскажут о двух основных проблемах демо-треков и способах эти проблемы решить.
Павел Подлесный и Антон Подлесный

Проблема «громкой демки»

Часто демо-версии треков, которые мы получаем от артистов, звучат очень громко и пережато (-5, -6 LUFS). Это приводит к тому, что сравнивая сведенную версию с первоначальной, артист может удивиться, почему сведенная и отмастеренная версия звучит тише, чем его первоначальная демка.

У пережатой версии, безусловно, есть свои плюсы:

  • Она громкая.
  • Искажения, возникающие при чрезмерном клиппинге, могут звучать интересно, делая трек более энергичным и хрустящим.
  • При сильном лимитировании возникает эффект пампинга, который иногда звучит как сайдчейн (бочка с басом выходят на первый план, отодвигая другие инструменты).

Однако также у нее есть множество минусов:

  • При сильном лимитировании стереокартина неконтролируемо изменяется и становится у́же в моменты наибольших пиков. Ширина стерео сильно влияет на восприятие громкости трека, поэтому при ее сужении трек кажется тише.
  • При чрезмерном клиппинге искажения, которые кажутся приятными на мониторах, могут непрогнозируемо плохо звучать на других устройствах и в lossy-форматах. Особенно это слышно на устройствах без низа — смартфонах и дешевой акустике.
  • Пытаясь исправить плохой баланс инструментов, лимитер постоянно находится в работе, подавляя «нужные» треку пики. К ним относятся атаки барабанов и других динамичных инструментов. Трек без транзиентов превращается в «кашу».
Поэтому при сведении мы ставим задачу сохранить плюсы пережатой версии, избавившись от ее минусов.

Это требует более хитрых подходов:

  • 1
    Хруст на кик можно подмешать отдельным сэмплом. Это даст нужное ощущение без потери транзиентов.
  • 2
    Эффекта пампинга можно достичь правильным сайдчейном определенных инструментов.
  • 3
    Громкости можно достичь более классическими способами: хорошим балансом инструментов, контролем пиков на группах и проработкой стереокартины.
Это позволяет сохранить характер демки, не жертвуя прозрачностью и шириной звука.

Проблема «потерянного эффекта»

Повторять звучание эффектов, над которыми артист сидел часами (или даже днями) — часто неблагодарное и бессмысленное дело. В конечном счете это никому не нужно. Поэтому нет ничего постыдного в том, чтобы запрашивать у артиста файлы с обработанными дорожками или скриншоты с пресетами.

Задача звукорежиссера тут упрощена: достаточно проконтролировать динамику и баланс частот. Пресеты, полученные от артиста, всегда можно подкрутить и получить желаемый результат.

Заключение

Таким образом, воспринимая сведение как командную работу, мы делаем лучше всем:

1. C уважением относимся к идеям и труду других людей, участвующих в производстве песни.

2. Ориентируясь на демо, приближаемся к звуку, который с большой вероятностью устроит и нас, и артиста.
Авторы: Павел Подлесный, Антон Подлесный (Podlesny Twins)

Инстаграм

Вконтакте

Телеграм-канал


© WAVEFORUM

Поделись своим опытом
Развивай свой личный бренд и делись опытом с заинтересованной аудиторией