ПРАВО

Авторское право в музыке. Часть 8: РАО и ВОИС

Юлия Пономарёва
ПРАВО
Авторское право в музыке. Часть 8:
РАО и ВОИС
Юлия Пономарёва
Когда музыканты думают о том, как им лучше всего оформить отношения с правообладателями и нужно ли это делать вообще, они часто принимают такое решение: «Да кому мы нужны? Кто к нам придет? Всегда так работали и не было проблем!».
А вы знаете, кто чаще всего подает в суд на незаконное использование прав на произведения и почему? Очевидно, что какому-нибудь крупному исполнителю некогда ходить по Ютубу и концертам кавер-групп в малоизвестные бары, чтобы следить, а не нарушил ли кто его права.
Однако есть организации, у которых построен целый бизнес на управлении правами. Они собирают в своих руках права тысяч правообладателей и занимаются защитой прав в «промышленных» масштабах.
Это — организации по управлению правами на коллективной основе (ОКУ), а также различные юридические или физические лица.

В этой статье Юлия Пономарёва (юрист, кандидат юридических наук) расскажет, что же это за звери такие — ОКУ, на что они имеют право и какие проблемы могут организовать тем, кто не соблюдает авторские права.
Юлия Пономарёва — юрист, кандидат юридических наук, автор колонки «Гайд по авторскому праву» на WaveForum
По общему правилу другое лицо может действовать от имени правообладателя на основании заключенного с правообладателем договора, в котором прямо прописаны возможности представлять интересы правообладателя в суде.

Однако в законе предусмотрены два типа ОКУ:
  • Аккредитованные — организации, которые получили государственное разрешение (аккредитацию) на управление определенными видами прав на некоторые объекты. Такие организации по закону могут действовать от имени правообладателей как на основании заключенного договора, так и без него.
  • Неаккредитованные — организации, которые не получили разрешение от государства и вправе действовать от лица правообладателей только на основе заключенных с ними договоров.

Основные ОКУ, действующие в России:

РАО – Российское авторское общество
Это организация, представляющая интересы авторов музыки.

РАО вправе без договора:

  • Осуществлять права авторов музыкальных произведений (с текстом или без текста), использованных в аудиовизуальном произведении, на получение вознаграждения за публичное исполнение, сообщение в эфир или по кабелю такого аудиовизуального произведения (пункт 3 статьи 1263).

То есть, если песню вашего авторства использовали в клипе или фильме, то у вас есть право на вознаграждение за использование в эфире или публичное исполнение, как у автора музыки песни.

  • Управлять исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения (с текстом или без текста) и отрывки музыкально-драматических произведений в отношении их публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции (подпункты 6 — 8 пункта 2 статьи 1270 ГК РФ).

То есть, когда вашу музыку включают в клубе, кафе или пускают по радио.

Именно эти товарищи ходят по кафе, ресторанам, ночным клубам и подают на них в суд за незаконное использование песни путем публичного исполнения.
ВОИС — всероссийская организация интеллектуальной собственности
ВОИС представляет интересы исполнителей и изготовителей фонограмм.

ВОИС вправе:

  • Осуществлять права исполнителей на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях (статья 1326 ГК РФ).

  • Осуществлять права изготовителей фонограмм на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях (статья 1326 ГК РФ).

Если говорить простым языком, то ст. 1326 ГК РФ предусматривает возможность использовать фонограммы (записи песен) без разрешения изготовителей фонограмм и исполнителей, но с выплатой им вознаграждения.

Оно делится в пропорции 50/50 между исполнителем и изготовителем фонограммы. Собственно, ВОИС и собирает такие вознаграждения.
УПРАВИС — Ассоциация правообладателей по защите и управлению авторскими правами в сфере искусства
Эта организация управляет правами следования.

Право следования — это право автора, создавшего предмет изобразительного искусства (к примеру, картины, рисунки), либо рукопись литературного или музыкального произведения (рукопись нот) на процент с перепродажи произведения/рукописи.
РСП – российский союз правообладателей
Компания, которая занимается осуществлением прав авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений на получение вознаграждения за воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях (статья 1245 ГК РФ).

Эти товарищи собирают вознаграждение не с граждан, а с компаний, которые производят оборудование, созданное для проигрывания музыкальных произведений и носители (диски, пленки, пластинки и т. д.).

Зачем создаются такие организации? Благо или зло?

Организации подобного типа существуют во многих странах и призваны защищать права правообладателей, собирать вознаграждение и распределять их между авторами.

В законе существуют некоторые допущения, которые позволяют использовать произведения без согласия автора/правообладателя, но с выплатой ему обязательного вознаграждения. Такие вознаграждения, конечно же, удобнее всего собирать в массовом порядке.


Эти страшные товарищи страшны, если музыка исполняется вживую в публичном месте или ее пускают по радио или ТВ без договора с правообладателями.


РАО и ВОИС ходят чаще всего именно по кафе и ресторанам. На ТВ обычно все-таки стараются очищать права.

Как правило, сотрудники таких организаций приходят в публичное место (в клуб, кафе, на концерт), владельцы/организаторы которого не заключали договор с ОКУ. Сидят с записывающим устройством (аудио и/или видео) и фиксируют факт того, что в такое-то время в таком-то месте воспроизводилась такая-то композиция такого-то автора.

Потом они пишут письмо организатору или владельцу площадки с требованием выплаты компенсации/заключения договора. Если эти требования не удовлетворяются, ОКУ идет в суд. Именно у таких организаций самая большая практика в судах.

Как автору работать с ОКУ?

Если вы — автор, исполнитель или изготовитель фонограммы, то для вас есть такая опция, как «‎регистрация в реестре» РАО или ВОИС (это, кстати, ещё один способ доказать свое авторство). При регистрации вы указываете нужную информацию, оставляете контактные данные. Регистрация позволит вам получать вознаграждение за использование вашего творчества.

Также вы делаете публичной информацию о себе, как об авторе/исполнителе, чтобы вас могли найти те, кому это нужно. На сайте РАО и ВОИС есть публичные реестры, откуда часто можно взять информацию об авторах или правообладателях необходимых вам объектов.


При этом правообладатели/авторы вправе отказаться от того, чтобы ОКУ представляла их интересы (например, им не нравится, как работает организация, в каком размере взымает вознаграждение и т. д.).
К примеру, от услуг РАО отказались Леонид Агутин и Вячеслав Бутусов в части предоставления прав на использование в караоке. Баста частично исключил РАО из управления правами (где-то сохранилась за РАО часть прав, где-то исключены все права).

Кто ещё работает с РАО и ВОИС

С ними часто работают кафе, рестораны, театры, фестивали, выставки и другие публичные площадки. Они заключают лицензионные договоры с РАО или ВОИС на использование объектов соответствующим образом и выплачивают вознаграждение.
В следующем выпуске мы поговорим о жарких баталиях РАО и ВОИС в судах, сломе практики, а также о том, когда выплаты в эти организации вам не помогут. А также Юлия ответит на самый главный, наверное вопрос, нужно ли получать кавер-группам разрешения от авторов на исполнение песен в барах и клубах.

Автор: Юлия Пономарёва- юрист, кандидат юридических наук



© WAVEFORUM

Поделись своим опытом
Развивай свой личный бренд и делись опытом с заинтересованной аудиторией